kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Автоматизация звука С в предложении

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Методические рекомендации для азвука С в предложении. Представлены игры и упражнения для успешной автоматизации свистящих звуков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Автоматизация звука С в предложении»

государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»



Факультет повышения квалификации



Кафедра психологического и социально-педагогического сопровождения, общего и специального (коррекционного) образования




Автоматизация свистящего звука С в предложениях

(методические разработки)

Итоговая работа


Срок обучения с «30» января 2018г. по «03» апреля 2018 г.


Исполнитель:

Максимова Виктория Юрьевна,

учитель-логопед

МБДОУ детский сад № 51 «Ёлочка»

г. Белово

([email protected])




Консультант:

Загляда Людмила Ивановна,

методист, доцент кафедры ПСПОСКО





Кемерово 2018



Содержание

Введение 3

1.Характеристика и симптоматика дизартрии 5

2. Особенности автоматизация звуков у детей с дизартрией 10

3.Автоматизация звука С в предложении 12

4. Лексико-грамматические игры 14



Заключение 16

Литература 17































Введение

Чистая, правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Очень важно, чтобы дети к моменту поступления в школу научились произносить все звуки родного языка, приобрели достаточный словарный запас, могли правильно объединять слова в предложения, а предложения - в связные высказывания. Основной целью коррекционной работы является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков.

Если ваш ребенок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

Перед логопедами-практиками ставится задача: добиться хороших результатов работы в короткий промежуток времени. Как сделать занятия как можно более эффективными?  Одной из актуальных проблем современной логопедии является поиск приёмов по автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Автоматизация звуков у детей с дизартрическими расстройствами характеризуется рядом общих признаков:

  • Долгое время поставленный звук является неустойчивым, «плавающим», т.к. у детей-дизартриков кинестетические ощущения от органов артикуляции неточные и недифференцированные.

  • Требуется долговременная кропотливая работа по введению поставленного звука в слоги, т.к. страдает переключаемость движений и требуется большое число повторений для создания прочных связей.

  • Когда звук вводится в слова, на первых порах ребёнок может усвоенную артикуляционную позу переносить на соседние части слова (при автоматизации звука «ш» старается всё слово произнести с верхним подъёмом языка), таким образом, снова требуется большое число повторений и длительная работа перед зеркалом с детальной отработкой артикуляции, чтобы добиться результатов.

  • При закреплении звука в свободной речи происходит «стирание» чёткости артикуляции и звук может вновь произноситься смазанно.

Работая с детьми с общим недоразвитием речи, и с детьми с фонетико-фонематическим нарушением речи, осложненные разными формами дизартрии, постоянно пыталась использовать комплексный подход к решению задач по коррекции речи. Использовала разные пособия: Соколенко, Богомоловой, Комаровой, Коноваленко, Косиновой и др. Хотелось систематизировать материал так, чтобы на одном использованном пособии решались следующие задачи комплексно:

- Формирование звукопроизношения и фонематического слуха.

- Активизация и расширение словарного запаса.

- Формирование лексико-грамматических категорий языка.

- Развитие связной речи.

-Развитие интереса ребенка к организованной форме работы, воспитание усидчивости, внимания, самоконтроля.

В результате проведенных игр и упражнений ребенок будет произносить звук С автоматически, не задумываясь. В любых его сочетаниях с другими звуками. Для автоматизации звука С используются предложения насыщенные этим звуком. Игры и задания на автоматизацию можно проводить только тогда, когда звук С автоматизировался в словах ребенка.

Данные методические рекомендации помогут логопедам, воспитателям и родителям в работе по автоматизации звукопроизношения в качестве домашних заданий на автоматизацию звука С. Выполняя задания и играя, дети смогут усвоить также и грамматический строй родного языка, овладеть навыками словоизменения и словообразования.


  1. Характеристика и симптоматика дизартрии

Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов, родовые травмы, асфиксия при рождении, ядерная желтуха новорожденных, недоношенность и др. Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелых интоксикаций.

Классификация дизартрии

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

  • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге

  • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей

  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга

  • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей

  • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.

2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.

3 степень - понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.

4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Симптомы дизартрии

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Характеристика клинических форм дизартрии

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.















2.Автоматизация звуков у детей с дизартрией

В настоящее время неуклонно растет количество дошкольников с речевыми нарушениями. Основной контингент составляют дети с дизартрией (различными ее формами). Поэтому повышение эффективности коррекционно-логопедической работы по автоматизации звуков для устранения нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом "дизартрия" является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии. Ведущий дефект при дизартрии - нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанный с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. В связи с поражением ЦНС и нарушением иннервации мышц речевого аппарата у детей не формируются необходимые кинестезии, вследствие чего спонтанно не совершенствуется и произносительная сторона речи.

Следовательно, и автоматизация звуков имеет свои особенности и достаточно затруднена.

Для преодоления дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Логопедическая работа по преодолению дизартрии включает в себя пять этапов. На каждом этапе решается определенная педагогическая задача. Рассмотрим этапы:

1-й этап – подготовительный. Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:

- нормализация мышечного тонуса,

- нормализация моторики артикуляционного аппарата,

- нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,

- нормализация голоса, нормализация просодики,

- нормализация мелкой моторики рук


2-й этап — выработка новых произносительных умений и навыков. Выделим направления данного этапа:

- выработка основных артикуляционных укладов,

- определение последовательности работы над звуками,

- развитие фонематического слуха,

- постановка звука,

- автоматизация,

- дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3-й этап — выработка коммуникативных умений и навыков.

Направления:

1) выработка самоконтроля,

2) тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях,

4-й этап — преодоление или предупреждение вторичных нарушений,

5-й этап — подготовка к обучению в школе.

Направления:

- формирование графомоторных навыков,

- развитие связной речи,

- развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Наиболее трудоемкой для логопедической практики является автоматизация поставленных звуков.







3.Автоматизация звука С в предложении

Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь. С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, поскольку в ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков, на что вне игры потребовалось бы намного больше времени и сил. Такая лёгкость образования речевых рефлексов в игре обуславливается эмоциональностью ребёнка. Поэтому игры должны занимать большое место при автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. В одни из них играет с ребёнком логопед, в другие – воспитатель, в третьи – родители.

1.Составь предложения из двух слов.

Стол стоит. Сапоги стоят. Сова спит. Капуста хрустит. Собака кусается. Киска спит. Суп остыл.

Предложения из трех слов

Светит ясное солнце. Соня услышала стук. Самолет летит высоко. Самосвал высыпал песок. Оса укусила Соню.

2.Придумай предложения со словами пес, слон, сорока, санки.

Предложения из четырех-пяти слов

3.Дополни предложения.

В стакан налили (сок). Возле куста стоит (скамейка). На столе остывает (суп). Над лесом летит (самолет). По ступенькам тихонько спускается (старушка). На суку сидит (сова). (Абрикосы, сливы и персики) имеют косточки. Самолет летит над густым сосновым (лесом). Самолет летит над (пустыней).

Составление предложений по двум опорным картинкам.

4. Логопед: "Соня и Слава придумали нам задание: нужно подружить две картинки между собой, а именно: придумать предложение с этими картинками".

Лексический материал: сова - сосна, Света - сумка, Слава - самолет, солдат - пистолет.

Ребенок: "Сова сидит на сосне. У Светы есть сумка. Слава летал на самолете. Стакан стоит на столе".

5. Соня и Слава подарили тебе картинки. Назови их. Соня нарисовала предмет, название которого состоит из одного слога, а Слава - из трех слогов. Угадай, кто что нарисовал (Соня нарисовала стул, а Слава нарисовал самосвал).

Соня нарисовала-сок, суп, сад, стол. Слава нарисовал-самолет, самокат, самовар, автобус.

6. Проговариваем предложения- рифмовки:

Песню соловей споёт и спокойно лес уснёт.

С осени до весны спит медведь и видит сны.

Стынет суп у Сони, Светы, а они сосут конфеты.

Санин папа купит сыну снегокат, а когда весна настанет – самокат.

У высокого куста Света видит аиста.

Стоит в осоке подосиновик высокий.

Сад в снегу и лес в снегу, а я по снегу бегу.

Соне пыль сказала «СОС» и попала в пылесос.

7.Дай полный ответ на вопрос.

Когда тает снег? — Снег тает весной.

Какой лимон на вкус?

Что видит Макс, когда спит?

Из чего испекли кекс?

Кто мама и папа у слонёнка?

Что умеет делать фокусник?

Кто воспитывает детей в садике?

4.Лексико-грамматические игры

  1. Дидактическая игра «Что на столе?»

Материал: стол, картинки или игрушки

Цель: автоматизация звука С в предложении и употреблении предлогов НА, ПОД.

На столе стоит (стакан, посуда, сок, суп, самолет, салат, ананас, миска)

Под столом (самокат, салфетка, сумка, киска, маска, оса, сандалии)

  1. Дидактическая игра «Прятки»

Цель: автоматизация звука С, употребление предлога ЗА.

Материал: игрушечное кресло, картинки или игрушки

Сова (Соня, Саня, слон, сайгак, оса, собака, косуля, соловей, суслик) спряталась-спрятался-спрятались за креслом.

  1. Дидактическая игра «Покупки»

Цель: автоматизация звука С, употребление предлога В.

Материал: сумка, картинки с продуктами и одеждой.

Я положу в сумку (мясо, сарафан, косынку, носки, сало, сосиски, масло, свитер, сушки, сухари, сметану, сахар, абрикосы).

  1. Дидактическая игра с мячом «Съедобное или несъедобное»

Цель: автоматизация звука С в предложении.

Материал: мяч, картинки с продуктами и предметами.

Съедобное (мясо, сало, сосиски, масло, сушки, сухари, сметану, сахар, абрикосы, ананас, капуста, фасоль, кокос, суп, чеснок).

Несъедобное (сарафан, косынку, носки, свитер, автобус, поднос, скамейка).

  1. Дидактическая игра с мячом «Прятки»

Цель: автоматизация звука С в предложении, развитие памяти, внимания, мышления.

Материал: Корзинка, картинки.

На столе 4 картинки, логопед прячет 1 из них.

Собака, сорока, сапоги, сумка. Самолет, самокат, скамейка, самовар. Солдат, автобус, песок, санки.

Дети составляют предложения: Спряталась сорока. Спрятался автобус.

  1. Дидактическая игра с мячом «Сосчитай словечки до 5»

Цель: автоматизация звука С в предложении, согласование числительных с существительным.

Материал: мяч.

1 вкусная сушка-5 вкусных сушек, 1 красивый самолет-5 красивых самолетов, 1 сладкий ананас-5 вкусных ананасов, 1 старый самокат-5 старых самокатов, 1 высокая сосна-5 высоких сосен, 1 лесная сова-5 лесных сов, 1 чистая кастрюля-5 чистых кастрюль, 1 красная полоса-5 красных полос.

7.Дидактическая игра с мячом «Сок»

Цель: автоматизация звука С в предложении, образование относительных прилагательных.

Сок из ананаса -ананасовый сок, сок из сливы-сливовый сок, сок из капусты-капустный сок, сок из персика-персиковый сок, сок из брусники-брусничный сок, сок из чеснока-чесночный сок, сок из смородины-смородиновый сок.

  1. Дидактическая игра «Что рисуют дети»

Смотри, вот две юные художницы – Света и Соня. Они нарисовали много красивых картин, давай назовем, что нарисовала Соня, а что нарисовала Света. Например: Света нарисовала сварщика, а Соня нарисовала садовника.








Заключение

Автоматизация звука С в предложениях сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

В период работы по автоматизации звука в предложениях большое внимание уделено развитию воображения. Сочинение чистоговорок, небылиц, самостоятельное придумывание заданий способствуют развитию творческой активности ребенка. Успешно реализовать процесс автоматизации удастся только в результате систематической и последовательной работы.

























Литература



Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст]: учеб. Пособие/СПб.: Библиополис, 2014.

В.И.Селиверстов. Игры в логопедической работе с детьми [Текст]: Кн. для логопеда/ М.:Просвещение,2015.

Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль: «Академия развития», 2017.-240с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Автоматизация звука С в предложении

Автор: Максимова Виктория Юрьевна

Дата: 17.06.2018

Номер свидетельства: 473502

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Альбом домашних заданий по автоматизации звука Л "
    ["seo_title"] => string(51) "al-bom-domashnikh-zadanii-po-avtomatizatsii-zvuka-l"
    ["file_id"] => string(6) "213853"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432146645"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Игровые приемы при автоматизации звуков на примере звука С ( в помощь логопеду)"
    ["seo_title"] => string(80) "ighrovyie_priiemy_pri_avtomatizatsii_zvukov_na_primierie_zvuka_s_v_pomoshch_logh"
    ["file_id"] => string(6) "362772"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480169503"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Автоматизация звука  [ш] в предложениях. "
    ["seo_title"] => string(44) "avtomatizatsiia-zvuka-sh-v-priedlozhieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "151393"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420702949"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Открытое коррекционно-развивающее занятие на тему "Автоматизация звука Ш" для ребенка с ОНР 3 уровня"
    ["seo_title"] => string(103) "otkrytoiekorriektsionnorazvivaiushchieiezaniatiienatiemuavtomatizatsiiazvukashdliariebienkasonr3urovnia"
    ["file_id"] => string(6) "309251"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458757688"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему: "Постановка и автоматизация звука Р""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt_uroka_na_tiemu_postanovka_i_avtomatizatsiia_zvuka_r_1"
    ["file_id"] => string(6) "468315"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1525340292"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства