Цель: развивать правильную артикуляцию звука [к] путём применения разнообразных методов и приёмов.
Оборудование для учителя: раздаточный материал для ученика, технологическая карта
Оборудование для обучающегося: зеркало, игровое пособие для дыхательной гимнастики, для мимических упражнений, для упражнения на развитие силы голоса, для развития мелкой моторики, изображение профиля артикуляции звука [к], карточка с характеристикой звука [к].
1. Организационный этап. (Психологический настрой) – 4 мин.
2. Подготовительный этап - 10 мин.
3. Основная часть - Операционно-исполнительский этап – 20 мин
4. Оценочно-рефлексивный этап. Самооценка детьми собственной деятельности. Подведение итогов урока – 5 мин.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приемы работы |
I. Организационный момент | - Здравствуйте, меня зовут Светлана Юрьевна. Сегодня занятие у Вас проведу я. - Как Вы думаете, какое у нас сейчас занятие? - А чему мы будем учиться на индивидуальном занятии? - Какие мы используем органы артикуляции? - Верно. | - Здравствуйте. - Индивидуальное. - Мы будем учиться правильно и красиво говорить. - Губы, язык и зубы. | Словесный |
II. Подготовительный этап | - Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость. Если вы отгадаете загадку, узнаете, кто это. - Он живёт на дне морском, Носит панцирь крепкий он, Сам – подобен пауку, Ходит боком по песку, Что ни повстречает, Клешнями хватает. - Вы догадались, кто это? - Краб предлагает нам сегодня отправиться в путешествие в «Подводный мир». | Слушают загадку. - Краб | Словесный метод (беседа) Игровой метод |
1. Мимические упражнения | Организует работу над выполнением мимических упражнений - По пути мы встретили рыбок с разным настроением. Я предлагаю Вам повторить их эмоции. - Какие упражнения мы сейчас выполняли? - Для чего мы выполняли эти упражнения? | Показывает мимикой лица эмоции по картинке. - Радость - Грусть - Удивление - Злость - Мимические упражнения. - Для развития мышц лица. | Упражнение |
2. Упражнения для дыхания | Организует работу над выполнением упражнения для развития дыхания. - А Краб хочет выполнить с Вами упражнения для развития дыхания. - Какие правила нам необходимо соблюдать? - Давай попробуем с Вами вместе. - Скажите, чему мы учились, выполняя это упражнение? - Правильно, Краб доволен Вами. | - Вдох через нос, выдох через рот, щеки не надуваем, плечи не поднимаем. Выполняют упражнение на дыхание. - Мы учились правильно дышать. | Упражнение |
3. Упражнение для развития силы голоса | Организует работу над выполнением упражнения для развития силы голоса. - А теперь прокатимся на волне. Если моя рука находится внизу, звук произносим тихо, поднимается вверх, значит и сила голоса увеличивается. - Чему мы учились, выполняя упражнение? | Произносит звуки от тихого к громкому и наоборот. - Мы выполняли упражнение для развития силы голоса. | Упражнение Словесный метод |
4. Упражнения для развития мелкой моторики | Организует работу над упражнением для развития мелкой моторики. - Десять рыб поймали мы – В речке плавали они. Лещ, плотва, налим, карась, Окунь, щука, сом, ерш, язь, А десятый угорь был, Он сорвался и уплыл. - Для чего мы выполняли это упражнение? | Разогревает ладони. Показывают ладони с расставленными десятью пальцами. Показывают рукой волны. Загибают пальцы сначала на одной, а потом на другой руке, перечисляя названия рыб. Загибают десятый палец Хлопают 1 раз в ладоши. «Рисуют» в воздухе рукой волнообразную линию - Для развития мелкой моторики. | Упражнение Игровой метод Словесный метод (беседа) |
5. Артикуляционная гимнастика | - Возьмите зеркала 1. «Улыбка-Трубочка» (5-6 раз) 2. «Накажем непослушный язык» 3. «Блинчик» 4. «Качели» 5. «Покрасим нижний заборчик» -Вы очень хорошо справились со всеми заданиями. Краб очень рад за Вас. Так держать! | Вместе с учителем выполняет артикуляционную гимнастику. | Практический метод |
III. Основная часть | - Сегодня на занятии мы будем работать над звуком, а каким, Вы узнаете, прослушав стихотворение. Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон. - Какой же дежурный звук будет у нас на занятии? | Выполняет задание. - Дежурным звуком на занятии будет звук [к]. | - Словесный метод (беседа). Побудительно-оценочный метод (поощрение). - Практический метод. |
Работа с профилем | - Поставьте зеркала перед собой. Сейчас мы будем работать над профилем звука [к]. Посмотрите на профиль. - Как располагаются губы при произнесении звука [к]? - Как расположены зубы? - Как язык расположен? - Горло дрожит при произнесении звука? - Каково положение спинки языка? - Сейчас мы с Вами дадим характеристику дежурному звуку. 1. Какой это звук – согласный или гласный? 2. Какой звук – мягкий или твёрдый? 3. Звонкий или глухой? 4. Каким сигналом будем обозначать? - Что мы узнали о звуке [к]? | Ставят зеркала перед собой. Рассматривают профиль. - Губы находятся в улыбке. - Зубы сближены, но не сомкнуты. - Кончик языка немного отходит от нижних зубов. - Горло не дрожит. - Спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. - Согласный. - Твёрдый. - Глухой. - Синим. - Звук [к] – согласный, твёрдый, глухой, обозначается синим цветом. | Словесный Контроль |
Развитие фонематического слуха | - Теперь мы будем выделять звук [к] среди других звуков. Когда услышите звук [к], хлопайте. н,в,к,ц,ж,к,х,д,к,т,п,б,к,ф,к. - Будем учиться выделять звук [к] в слогах. Когда услышите звук [к], хлопайте. Гы,ко,жи,ци,ик,ло,се,эк,ру. - Далее будем учиться выделять звук [к]. Хлопайте, когда услышите этот звук. Лампа, рука, нора, коза, полка, дом, шоколад, стул, кот. - Среди чего мы выделяли звук [к]? | Хлопают в ладоши, когда слышат звук [к]. - Мы выделяли звук [к] среди других звуков, среди слогов и слов. |
Чтение слогов с дежурным звуком | - Будем учиться читать слоги. - Теперь прочтем обратные слоги. - Чему мы учились, выполняя задание? | Читают слоги - КА, КЫ, КЭ, КУ, КО. - АК, ЫК, ЭК, УК, ОК - Мы учились читать слоги с дежурным звуком. | Словесный метод Наглядный метод Практический метод |
Работа с картинками | Обращает внимание детей на картинки. - Ребята, во время путешествия мы встретили друзей Краба. Узнаем, кто же его друзья. Назовите картинки на доске. Определение позиции звука в слове. -Распределите эти картинки по схемам 1) если [к] стоит в начале слова 2)если [к] в середине слова 3)если [к] в конце слова -Что мы делали, выполняя это задание? | Краб, акула, кит, скат, осьминог, морской конёк. - Краб, кит - Скат, акула - Морской конёк, осьминог - Распределяли картинки по схемам, определяли место звука в слове. | Словесный метод Наглядный метод Практический метод |
Физкультминутка | В море бурном, море синем Быстро плавают дельфины. Не пугает их волна Рядом плещется она. Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: Вы, дельфины, не шумите, Рыбку быструю ловите: Раз, два, три, четыре, пять — Нужно рыбкам уплывать. Рыбки плавали, плескались В прохладной морской воде. То погружаются, то сплывают, То зароются в песке. | (кистью руки плавные движения) (потирание ладошек) (ходьба гуськом) (ходьба с хлопками в ладоши) (кисти рук в замок внутрь и наружу) (движения руками) (приседания) | Снятие напряжения |
Звуковой анализ | - Скажите, сколько слогов в слове «краб»? - Я предлагаю Вам выполнить звуковой анализ этого слова. - Какое задание мы выполняли? | - 1 слог [к]- согласный, глухой, твердый (синий без звоночка). [р]-согласный, звонкий, твердый (синий со звоночком). [а]-гласный, ударный (красный). [б]- согласный, звонкий, твердый (синий со звоночком). - Мы выполняли звуковой анализ слова. | Словесный метод Практический метод Контроль Педагогическая оценка |
Работа со словосочетаниями | - Составьте словосочетания каждой картинкой - Какое задание мы выполняли? | - Большой краб, белая акула, синий кит, электрический скат, хрупкий морской конёк, гигантский осьминог. - Мы составляли словосочетания | Словесный метод Практический метод |
| - Составьте предложения из этих словосочетаний. - Какое задание мы выполняли? | Я увидел довольно большого краба. Белая акула – гроза морей и океанов. Синий кит – самый крупный из китов. Электрический скат - один из самых интересных обитателей морских глубин. Я держал в руках хрупкого морского конька. Из водоворота всплыл гигантский осьминог. - Мы составляли предложения. | Словесный метод Практический метод |
IY. Рефлексия | - Наше путешествие подошло к концу. Скажите, над каким звуком мы сегодня работали? - Кто был у нас в гостях? - Какие упражнения мы выполняли? - Перед вами лесенка успеха. Если вы считаете, что у вас всё получилось, то надо раскрасить верхнюю ступеньку зелёным цветом. Если у вас были затруднения в том или ином задании, раскрасьте вторую ступеньку жёлтым цветом. Если у вас ничего не получилось, и вы не справился с заданиями, то раскрасьте нижнюю ступеньку красным цветом. | - Сегодня на занятии мы работали со звуком [к]. - У нас в гостях был Краб. Отвечают на вопросы. Оценивая себя, ученики должны закрасить ступеньки. | - освоение элементарных норм ведения разговора - поощрение -формирование понимания личностной значимости учения |
1. Место данного занятия в системе занятия по теме.
2. Место данной темы в общей системе логопедической работы.
3. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.