После изучения в школе определенной буквы, ребенок должен знать как ПРАВИЛЬНО пишется буква. Откуда нужно начинать писать эту букву? Сверху или снизу? Ведешь дальше ручку влево или вправо, вниз или вверх?. Уточните у учителя, как он учит детей. Обязательно закрепляйте с ребенком ежедневно полученные знания и умения по письму. Разместите в его школьном уголке образец письменных букв. Учите детей правильно (так, как учит учитель) соединять буквы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Задания для развития графо-моторных навыков»
Задания для развития графо-моторных навыков
Развивать крупную моторику (различная ходьба (широкий шаг, высоко поднимая колени, боком, спиной, шаг галоп), бег, прыжки на скакалке, езда на велосипеде, плавание…).
Игра с мячом.
Уметь ловить большой, маленький мяч (одной, двумя руками);
бросить мяч вверх и поймать двумя руками;
ударить мяч об пол и поймать его;
ударить мяч об стену и поймать его;
подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши, поймать мяч…
Тени.
Лепка.
Выполняя такое задание, не нужно поворачивать тетрадь. Рука должна принять такое положение, чтобы можно было качественно провести линию в нужном направлении.
Пальчиковые игры.
СПИТЕ ПАЛЬЧИКИ МОИ
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
Загибаем и разгибаем пальчики.
Младшие школьники осваивают пальчиковые игры, которые проводятся двумя руками, например:
КАПУСТА
Это, что еще за скрип? (пальцы сжаты в «замок», поднимаем и опускаем их)
Это, что ещё за хруст?
Это, что ещё за куст? (растопыриваем пальцы, имитируя куст)
Как же быть без хруста, если я капуста.
Мы капусту рубим – рубим, (прямые ладони вверх вниз)
Мы капусту трем-трем-трем, (потираем кулачок о кулачёк)
Мы капусту солим – солим, (поглаживание подушечек пальцев)
Мы капусту жмём – жмём – жмём. (сжимаем и разжимаем кулачки)
СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки:
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке – косолапому,
Зайчику усатому.
На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки - поочерёдное сгибание пальчиков, начиная с большого.
СТРОИТЕЛЬ
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
КОРАБЛИК
По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
ПАУЧОК
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
ЛАДОНЬ – КУЛАК
- Хочешь? Тоже делай так:
То – ладонь, а то – кулак.
Ладони прижаты к столу. Одновременно сжимать кулачки, потом разжать, по тексту. Для усложнения можно ускорить темп или делать руки поочередно ( правая – ладонь, левая – кулак).
Пазлы. Крупные, затем мелкие.
Разрезанные на 4 – 8 частей картинки. Без образца.
Собирать из кубиков картинку.
Игра «Собери бусы» способствует развитию умения анализировать и воспроизводить пространственное расположение фигур, отличающихся формой и цветом, развивает умение устанавливать последовательность. Материал: шнур, бусы, карточки с образцами. Ход игры: В игровой ситуации предложить детям собрать бусы, сначала по образцу (из 3 — 10 элементов), затем по памяти (из 2 — 6 элементов).
Развитие слухового внимания:
а) хлопни в ладоши над головой, если будет названо живое и маленькое.
в) Игра «Исправь ошибку». Задание: восстановить правильную последовательность слов в предложении. Взрослый: - Смелый мой пилот папа. Ребенок: - Мой папа смелый пилот. Воду поливают луком. Начинку сделали с пирогом. Ножницы режут бумагой.
г) Игра «Внизу – наверху – на носу».
Договоритесь с ребенком, что когда вы будете говорить «внизу», он должен показать пальцем вниз, «вверху» - показывать вверх, «на носу» - показать на свой нос. Когда вы будете говорить команды, показывайте одновременно с ребенком правильно. Затем начните «путать» ребенка: говорите одно, а показывайте другое. Задача малыша – не ошибиться и показывать так, как звучит команда.
Развитие слуховой памяти.
Попросить ребенка выполнить 2, 3, 4, 5 действий подряд.
Встань возле окна, повернись ко мне спиной. Возьми стакан, налей воду, поставь его рядом с салатником, сядь на стул.
Знать названия фигур и их элементы.
(угол, линия, полукруг, петля, палочка с закруглением внизу вправо/влево…)
Уметь по заданию взрослого воспроизводить их аккуратно.
Вырезание фигур разной сложности из бумаги:
Обведение по контуру геометрических фигур. Большую фигуру нужно обводить по внутреннему контуру, постепенно радиус обводки уменьшая, а маленькую – по внешнему контуру, с постепенным расширением радиуса обводки. Касаться границ предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится новых фигур, тем лучше. При этом лист с заданием/тетрадь не разворачивать. Рука должна принять нужное положение, чтобы качественно провести линию в нужном направлении.
Выполнять аппликации.
Уметь соотносить реальные предметы с цветом и формой.
Какой по форме стол? Стол белый, прямоугольный (круглый).
Какие по форме и цвету часы? Часы квадратные, желтые.
Формировать правильную посадку при письме.
1) сидеть нужно ПРЯМО;
2) спиной опираться на спинку стула//между столом (партой) и грудью ребенка расстояние 3-5 см.;
3) ноги должны СТОЯТЬ прямо на полу или специальной подставке;
4) руки должны лежать на столе;
5) тетрадь нужно держать свободной рукой.
Рисование по точкам.
При этом лист с заданием/тетрадь не разворачивать. Рука должна принять нужное положение, чтобы качественно провести линию в нужном направлении.
Обведение по трафарету.
Размер и форма трафарета влияет на сложность выполнения задания.
При этом лист с заданием/тетрадь не разворачивать. Рука должна принять нужное положение, чтобы качественно провести линию в нужном направлении.
Выкладывание фигур, предметов из счетных палочек.
а) по образцу;
б) по памяти
2. Формирование пространственных представлений.
- уметь ориентироваться в пространстве (верх, вверх, низ, вниз, впереди, сзади, сначала, потом, под, над, в, к, с…);
а) в собственном теле (уметь определять левую и правую руку, ногу, глаз, бок, плечо, колено…);
б) по картинке:
Кошки — мышки
Спасётся ли мышка, если побежит: • на одну клетку вверх и на одну — вправо; • на одну клетку вниз и на одну — влево; • на одну клетку влево, одну — вверх и одну — вправо? (Вы можете придумать и свои варианты ходов.)
Взрослый: - Куда побежала мышка, если оказалась у совы? (Ребенок отвечает: - Мышка побежала на 1 клеточку вверх.)
Развитие зрительного восприятия.
Что видишь на картинке?
Развитие внимания.
Найди отличия.
Все буквы а подчеркни, а все буквы м обведи в кружок.
А м ч с а п е а ц м ы ф м я м ь д а з а а в м.
Развитие внимания и пространственной ориентировки.
Нарисуй такую же фигуру справа.
Развитие мышления.
- Что неправильно нарисовал художник?
- Отгадывание загадок. Обязательно спросить –«Почему?» Ребенок должен привести доказательства отгадки.
- Какую фигуру нужно нарисовать в пустом квадрате? Почему?
б) картинку ребенку не показывать. Задание выполняет под диктовку старшего. По окончании работы можно сравнить. Получилось или нет?
http://www.o-krohe.ru/graficheskie-diktanty/risunki-po-sheme-v-tetradi/ Различные графические диктанты.
Игра «Пароль». Послушать, запомнить и повторить 3-5-7 слов. Например: огурец – бегемот – стул. Ветер – книга – сила – аквариум – снежинка – печать.
Рисунок по памяти.
Посмотрите на фигуры. Запомните. А теперь уберите и восстановите по памяти. Сравните с образцом. Проанализируйте, как получилось.
Формирование зрительного слежения. Развиваем зрительный анализатор, умение внимательно следить глазами по строке без возврата. Взрослый двигает предмет на расстоянии удобном для ребенка.Ребенку нужно следить за яркой игрушкой, ярким колпачком ручки так, чтобы глаза не соскальзывали с предмета. Голова ребенка не должна поворачиваться - следят только глаза. Предмет двигает взрослый. Упражнения выполняются сидя, стоя, лежа.
Развитие зрительного восприятия.
Какие буквы здесь видишь?
Письмо буквоподобных элементов.
Прописи для леворуких детей.
Отличие в том, что образец письма должен находиться с правой стороны листа, чтобы ребенок своей рукой не закрывал то, что он учится писать. Приобрести их можно в книжном магазине.
Для леворуких детей существуют специальные ручки, ножницы.
Чтобы красиво нам писать – учимся волчок пускать. Подготовка к овладению письмом, которое дается дошколятам и младшим школьникам очень тяжело. Опыт работы показал, что упражнение, которое мы используем в своей работе простое, но необыкновенно эффективно. Работа обеими руками. Работа одной рукой. Работа с волчком.
Для выработки координации в работе рук, нужной для письма, предусмотрены упражнения на первый взгляд, не имеющие ничего общего с письмом,- это запускание маленького волчка- вертушки. Для того чтобы запустить волчок, нужно очень хорошо владеть своей рукой. Локоть должен быть свободен, чтобы обеспечить свободу кисти, он не должен давить вниз, на кисть и волчок. Она имеет при этом форму купола, которая характерна для нее при письме. Кисть должна слегка пружинить, волчок в пальцах держится совсем легко. Чтоб его запустить, нужно сделать пальцами сильное вращательное движение по ходу часовой стрелки. Хорошо запущенный волчок крутиться долго.
Волчок легче запустить сидя на корточках или стоя на коленях на полу – тогда ребенку не нужно держать руку на весу и она почти автоматически приобретает нужное положение. Несколько труднее запустить его стоя у стола - рука при этом более распрямлена в локте и за счет это может быть более напряженной. И труднее всего запустить волчок, сидя за столом – для этого нужно специально поднять локоть, удерживая его, но не держать его при этом. Когда дети начинают крутить волчок, воспитатель может предложить им попробовать делать это в разных положениях.
Если ребенок легко запускает волчок во всех положениях, значит, рука у него живая и послушная. Если ему это удается с трудом или не удается –значит, рука закрепощена. Такому ребенку нужно поучиться запускать не волчок, а маленькую полукруглую корзиночку с ручкой. Она побольше волчка, и ручка дает возможность пальцам распределиться более свободно. Корзиночку крутить легче, чем волчок. Когда ребенок овладеет корзиночкой, можно переходить к волчку, только вначале его надо запускать на полу и только, когда это хорошо получится можно подняться на стол. Нужно следить, чтобы дети держали волчок правильно - большим и средним пальцами, а указательный не должен мешать, чтобы они раскручивали волчок от себя, по часовой стрелке.
Дети занимаются волчком в первые 3-4 надели обучения. Но и позднее, в случае если у кого-то из детей возникают трудности в овладении пишущим инструментом, выражающиеся в том, что рука зажата и не слушается ребенка, бывает полезно вспомнить о волчке, вернуться к нему. Рука быстро приобретет гибкость и подвижность.
Развивать хорошее взаимодействие обоих полушарий. При выполнении данных упражнений ребенок должен чувствовать себя хорошо, комфортно.
По заданию взрослого обеими руками одновременно рисовать геометрические фигуры.
Упражнение «Скалолаз». Ребенок встает лицом к стене, на расстоянии ближе в 2 раза, чем его вытянутая рука. Руки кладет на стену. Исходное положение должно быть удобным для ребенка. На счет раз – делает движение правой рукой вправо, на два – шаг правой ногой вправо, 3 – перемещает левую руку вправо, 4 – перемещает левую ногу вправо. Повторить 3 – 5 раз. Аналогично попробовать сделать в левую сторону.
После изучения в школе определенной буквы, ребенок должен знать как ПРАВИЛЬНО пишется буква. Откуда нужно начинать писать эту букву? Сверху или снизу? Ведешь дальше ручку влево или вправо, вниз или вверх?... Уточните у учителя, как он учит детей.
Обязательно закрепляйте с ребенком ежедневно полученные знания и умения по письму. Разместите в его школьном уголке образец письменных букв. Учите детей правильно (так, как учит учитель) соединять буквы.