Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и учителя начальных классов.
Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и учителя начальных классов.
Для повышения эффективности работы школьного логопеда устанавливается тесная двусторонняя связь с учителями начальных классов. И учитель, и логопед стремятся к общей цели — дать качественное образование школьникам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь в работе учителя - логопеда и учителя начальных классов.»
Взаимосвязь в работе
учителя - логопеда и учителя начальных классов.
Многие поступающие в школу дети имеют стойкую речевую патологию, но каждый ученик имеет право на получение качественного образования.
Для повышения эффективности работы школьного логопеда устанавливается тесная двусторонняя связь с учителями начальных классов. И учитель, и логопед стремятся к общей цели — дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он смог бы успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка в образовательно-воспитательном процессе, опираясь на усвоенные им речевые умения и навыки, т.е. происходит интеграция коррекционной логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
Логопедическая работа в начальных классах условно делится на этапы: диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из этапов имеет свои цели, задачи и технологии достижения. Продолжительность этапов определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых непосредственно в процессе обследования и проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы.
Диагностический (1-15 сентября).
Задачами этого этапа являются определение структуры и степени выраженности речевых дефектов у школьников 1- 4 классов, планирование соответствующей коррекционной работы.
В первые две недели сентября проводится полное обследование состояния речи школьников, имеющих речевые дефекты, и знакомство учителей с результатами обследования. Часть обследования, например, проверка техники чтения и его качества, проводится вместе с учителем. В этот же период логопед знакомится с учебной программой и стандартом начального общего образования, интересуется технологиями, применяемыми учителями, их методами и приемами.
Далее планирование коррекционной работы, учитывая уровень программных требований по русскому языку, чтению и другим предметам, последовательность и время изучения тех или иных тем. Необходимо чтобы содержание коррекционной логопедической работы имело преемственные связи с программой обучения (в первую очередь по русскому языку и чтению) в данном классе.
На этом же этапе планируются такие мероприятия, как:
— совместное проведение родительских собраний;
— участие логопеда в работе методического объединения учителей начальных классов; консультации логопеда для учителей;
участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума.
Коррекционный (15 сентября — 15 мая).
Задачи этапа заключаются в устранении речевых дефектов и развитии устной и письменной речи до уровня, на котором ребенок мог бы успешно обучаться в школе.
Длительность данного этапа определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции. Так, при дефектах звукопроизношения коррекционный этап может длиться от двух до шести месяцев, а при фонетико-фонематическом нарушении речи — до двух лет .
На данном этапе взаимосвязь логопеда и учителя становится еще более тесной и содержательной. Логопед периодически информирует учителей о специфике и содержании коррекционной работы с детьми и одновременно получает информацию об их успеваемости.
На логопедических занятиях у школьников вырабатываются новые речевые навыки и умения, которые получают дальнейшее развитие в ходе учебного процесса. Так, например, у учителей есть прекрасная возможность помочь детям в автоматизации поставленных звуков. Для этого при чтении текста или заучивании стихотворений учитель напоминает ребенку, какие звуки он должен произносить правильно.
Учитель с помощью логопеда осуществляет контроль за правильной речью детей, участвует в формировании у них самоконтроля. Кроме того, он помогает ребенку формулировать ответы на уроках и организует речевое общение школьника со сверстниками.
Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено, поэтому логопед не дает задания сверх программного материала, не перегружает учащихся различной дополнительной информацией. Автоматизация звуков у школьников проводится на учебном материале по русскому языку, литературному чтению.
В целях пропаганды логопедических занятий логопед проводит индивидуальные тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи учащихся. Взаимосвязь в работе логопедов и учителей начальных школы осуществляется также путем проведения совместных методических объединений, совещаний, на которых решаются методические, организационные вопросы, изучается передовой опыт.
По совместно составленному плану логопед принимает участие в работе: а) методического объединения учителей начальных классов
б) педсоветов, на которых он выступает по запланированным вопросам в) психолого-медико-педагогического консилиума, где рассматриваются причины неуспеваемости детей и разрабатываются пути их психолого-медико-педагогического сопровождения.
Оценочный.
В завершение работы подводятся итоги. Проводится анализ коррекционной и учебно-воспитательной работы, определяются перспективы дальнейшей деятельности.