«Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»
«Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развитие значения слов. Четкая предметная соотнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка, а является продуктом развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»»
МБОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД №76» г.ТЮМЕНИ.
Педагогический час
«Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Учитель-логопед Исмагилова Г.И.
Тюмень, 2017г.
Форма проведения: педагогический - час.
Аудитория: педагоги ДОУ.
Цель: систематизировать знания педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги на нашей встрече я хотела бы поговорить с вами о способах развития связной речи у детей. Развитие речи тесно связано с развитием познавательных и умственных способностей ребенка. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развернутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения.
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развитие значения слов. Четкая предметная соотнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка, а является продуктом развития. Сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным, «единичным» предметом, постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории. К 4 – 5 годам дети осознают многозначность слов, но не улавливают их переносного значения. Уточнение смыслового содержания слов к 6-7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Словарный запас активно обогащается за счет слов, придуманных ими («намакаронился», «грязиновые сапоги»). Словотворчество является важнейшей особенностью детской речи – показатель освоения морфологических элементов языка.
Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
В речи детей существует множество проблем:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- бедность речи.
- употребление нелитературных слов и выражений.
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- неспособность выстроить монолог, например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- отсутствие умения обосновать свои утверждения.
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
- плохая дикция.
В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств, качеств; слова, выражающие видовые понятия (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.).
Словарная работа в каждой группе проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.
Методы и приемы словарной работы.
1. Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром, обогащения словаря): рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещений детского сада, целевые прогулки и экскурсии; опосредованное ознакомление: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино-, диа- ,видео фильмов, просмотр кино-передач.
2. Методы для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.
Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах, утренниках способствуют активизации образного словаря.
Словарная работа проводится во время всех занятий, в режимные моменты. Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности.
Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми как в детском саду, так и предложить их родителям.
1. "Слово на ладошке". Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
2."Что бывает?". Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зеленый - ... дом, помидор. Зимняя - ... одежда, рыбалка.
Домашнее - ... печенье, задание.
3.Скороговорки - языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона вороненка.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
4."Общие слова".
1) Ребенок должен назвать фрукты..., мебель..., птиц..., овощи..., одежду...
2) Ребенку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, береза, клен - это...
5."Четвертый лишний".
Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза - роза - нарцисс - гвоздика
6."Посчитай". Считаем все, что можно посчитать. Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока... пять красных яблок и т.д.
7. "Скажи наоборот".
Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".
Существительные: лето - зима, день - ночь, холод - ...тепло, север - юг и т.п.
Глаголы: пришел - ушел, нырнул - вы
Прилагательные: широкий - узкий, маленький – большой, богатый - бедный и т.п.
Наречия: далеко - близко, высоко – низко.
8. "Подбери слово".
Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: "назови фрукт, название которого начинается со звука А" (апельсин, абрикос, ананас...)
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
14. "Расскажи сказку". Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
15. Игра «Расскажи сказку по-другому»
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.
Образец:
сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик … и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
- А теперь, мы с вами разделимся на две команды.
"Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей
Вопросы 1 команде:
1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
4. Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
5. Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)
Вопросы второй команде.
1. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
2. Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
5. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)
6. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)
Итог
Одним из показателей умственного развития ребёнка является речь, её богатство и правильность. Поэтому, очень важно взрослым поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Свой доклад мне бы хотелось закончить народной мудростью. Я начну фразу, а вы её продолжите:
• Каков разум, таковы и (речи)
• Коротка речь и ясна – оттого и (прекрасна)
• Осла узнают по ушам, медведя по когтям, а дурака (по речам)
• Короткую речь хорошо слушать, а под долгую речь хорошо (думать)