В помощь родителям! Дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонематических процессов
В помощь родителям! Дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонематических процессов
Правильно организованная работа в тесном содружестве логопеда, учителя и родителей имеют огромное значение в условиях общеобразовательной школы.В комплексе всё это позволяет избежать трудностей и проблем в освоении чтения и письма и повысить успеваемость ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В помощь родителям! Дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонематических процессов»
Дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонематических процессов
Правильно организованная работа в тесном содружестве логопеда, учителя и родителей имеют огромное значение в условиях общеобразовательной школы. В комплексе все это позволяет повысить успеваемость детей по чтению и русскому языку, помогает ребенку избежать трудностей и проблем в усвоении чтения и письма.
Все перечисленные игры формируют не только фонематические процессы, но и развивают внимание, память, мышление детей.
Фонематические процессы отвечают за умение различать звуки в речи и за сформированность звукового анализа и синтеза слов.
Недостаточное развитие этих процессов ведёт к нарушениям письменной речи – пропуски, перестановки, замены букв и слогов.
Задания на развитие фонематических процессов:
Какой звук есть во всех словах?
Учитель произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь, шапка.
-Какой звук есть во всех этих словах?
2. Каким звуком отличаются слова?
Например: удочка – уточка
мишка-мышка
коза – коса
мак-рак
Читай, вставляя разные гласные.
Т ___К (И, О, Ы, А, Ё, Ю, У)
К ___ШКА (А, И, О)
Вставить Р вторым по счёту:
Пуд сок
Кот мак
Бак кошка
Койка битва
Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
Найти на картинках слова, в названии которых 3, 4, 5 звуков.
Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором месте.
Составить из одного слова как можно больше слов.
Например: платок – лак, кот, ток, пол, клоп, пот.
Игра «Путаница». В слове перепутаны буквы, «собери» его правильно.
ХОУПЛ (ЛОПУХ)
СМТО (МОСТ)
УГРША (ГРУША)
Из заданного текста прочитать только гласные буквы, только согласные.
Подобрать к каждому звуку заданного слова новые слова.
Например: луна
Л У Н А
Лук утка нога аист
Лапа улитка ноты астра
Лак утюг нора ананас
Посчитай, сколько раз встретилась данная буква в тексте.
Игра «Разведчик». Из заданного текста найти и прочитать только те слова, в которых есть данный звук.
Игра « Добавь звук».
Какое слово получится, если добавить звук [К] в конце слова:
вол - волк
рыба - рыбак
завтра - завтрак
пар – парк
Игра « Отними звук».
Какое слово получится, если убрать первый звук:
косы – осы, крот – рот, смех – мех
«Цепочка слов».
Дети по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима - арбуз - заяц - цапля - яйцо - очки - игла.
«Собери слово»
Учитель произносит слова, но не слитно, а по отдельным звукам:
[м], [а], [к].
Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются.
Выдели слово.
Учитель предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
Подумай, не торопись.
Учитель предлагает детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых есть заданный звук.
21. Определение место звука по отношению к другим звукам:
Какой по счету звук р в словах: метро, гора, рыба, ковёр.
Назови соседей звука ш в слове кошка
22.Слово рассыпалось на слоги:
ран ка даш
23. Учитель читает небольшой текст, посчитай, сколько слов начинается на определённый звук.
24. Цифровой диктант. Напиши цифрой, сколько букв в данном слове: мечта, рис, тень.
25. Назови, какой звук слышится:
Перед У в слове «стружка»;
Перед Н в слове «конь»;
26. Назови, какой звук слышится между М и К в слове «мак»;
Между С и О в слове «стол».
27.Распространить предложение, постепенно наращивая количество слов.