В помощь родителям "Игры на развитие лексико - грамматических компонентов речи"
В помощь родителям "Игры на развитие лексико - грамматических компонентов речи"
В современном мире все чаще дети не могут подобрать слов, описать увиденное, ошибаются в словообразовании и словоизменении. Приходя в школу, испытывают огромные трудности как в устной, так и письменной речи. Очень важно, чтобы работа над лексико - грамматическими категориями проводилась не только логопедом, но и родителями дошкольников. Предлагаю игры доступные для домашнего использования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В помощь родителям "Игры на развитие лексико - грамматических компонентов речи"»
Узнай по описанию
Цель: формировать умение ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.
Материал: расписное деревянное яйцо, расписная деревянная матрешка, блестящая пуговица, расписной поднос, большое колесо, голубые блюдце и чашка, зеленые ведро и совок, большая тарелка.
Логопед раскладывает предметы на подносе, затем дает описания этих предметов, а дети должны угадать, о каком предмете говорится.
Логопед. Она круглая, блестящая, как золотая... (пуговица); оно требуется для игры в песок, оно большое, зеленое... (ведро); им играют с песком, он большой, зеленый... (совок).
Мишка-музыкант
Цель: формировать умение соотносить наименования музыкальных инструментов с названиями музыкальных специальностей.
Материал: открытки с изображением музыкантов и музыкальных инструментов (заяц-барабанщик, мишка-горнист, лиса-гитарист, заяц-балалаечник, заяц-пианист и др.); игрушки — пианино детское, балалайка, барабан, медвежонок.
Логопед. Что это у тебя, мишка?
Медвежонок. Хочу поиграть с ребятами. У меня здесь музыкальные инструменты. Это пианино, это барабан, а вот балалайка. Закройте глаза.
На чем я играю? (На барабане.)
А как называют музыканта, который играет на барабане? (Барабанщик.)
Значит, я сейчас барабанщик. А сейчас кто я? Пиа... нист. На чем я играл? (На пианино.)
Барабан нужен барабанщику, пианино — пианисту.
А для кого балалайка? Кто играет на балалайке? Бала... лаечник.
Я принес вам открытки. На них нарисованы разные музыканты. И я музыкант. Играю на разных инструментах. (Выставляет на панно открытки.) Найдите горниста.
Определенной группе детей логопед предлагает выполнить какое-либо упражнение, движение, действие. Основание для выделения такой группы — общие признаки в одежде или во внешнем виде принадлежащих детям игрушек.
Логопед. Сейчас я буду отдавать команды, но выполнять их будут не все, а только те дети, про которых я скажу. Будьте внимательны.
Подойдите ко мне только дети в белых носочках!
Подпрыгните, дети с синими флажками! Покружитесь, девочки с красными флажками!
Чего не стало?
Цели: формировать умение образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
Материал: кукла Петрушка, открытки (картинки) с изображениями фруктов и овощей (яблоко, груша, вишня, черешня, слива, банан, апельсин, лимон, помидор, огурец)
Петрушка предлагает поиграть в игру «Чего не стало?».
На стенде оставляют пять картинок, например: яблоки, груши (слева) и бананы, апельсины, лимоны (справа).
Петрушка. Ребята, запомните хорошо картинки. Запомнили? Закройте глаза.
Петрушка прячет бананы. На место бананов ставит огурцы.
Теперь откройте. Чего не стало? (Бананов.) Что появилось? (Огурцы.) Снова закройте глаза.и т.д.
Назови ласково
Цель: формировать умение подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки.
Давайте поиграем в игру «Назови ласково».
Я буду называть животное или человека, а вы говорите ласковые слова.