kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "К вопросу о нравственном воспитании школьников посредством слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. Однако, говоря о здоровье, мы часто подразумеваем лишь физическое здоровье школьников, забывая о нравственном. Вопросы нравственного воспитания и образования учащихся посредством слова поднимаются в данной статье.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "К вопросу о нравственном воспитании школьников посредством слова"»

К вопросу о нравственном воспитании школьников

посредством использования на логозанятиях материалов устного народного творчества


Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.

Здоровье не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

В настоящее время особую тревогу вызывает здоровье школьников. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Цель жизненной позиции человека – быть не только самому здоровым, но и иметь здоровым будущее поколение, иметь здоровых детей, внуков и правнуков. Нормальная полноценная жизнь человека немыслима без достаточно хорошего здоровья. Поэтому проблема ухудшающегося здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой.

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Как отмечают ученые: «Мудрость, зрелость и прогресс общества во многом определяется уровнем интеллектуального и нравственного потенциала». Огромное влияние на нравственное воспитание младших школьников, их душевное здоровье оказывает устное народное творчество.

«Русский народ создал огромную изустную литературу, мудрые пословицы, хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные и бытовые сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга, она была достоинством и умом народа. Она становила и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» - А. Н. Толстой.

Мы – педагоги должны максимально реализовывать заложенные в произведениях возможности для воспитания нравственных чувств. Параллельно с работой по технике чтения работать над содержанием читаемых детьми произведений, проводить глубокий анализ этих произведений с использованием пословиц и поговорок, загадок, небольших стихотворных текстов, в прочтении широко использовать народные сказки.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Большинство пословиц и поговорок, если не все они, имеют непосредственное отношение к человеку. Одни характеризуют его с какой - либо стороны, другие поучают, наставляют, третьи критикуют и т. п.

«Семеро одного не ждут»

«Поспешишь - людей насмешишь»

«Глаза боятся, а руки делают».

Дети очень любят загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, сказки. Они вызывают у ребят живой интерес, заставляют «поломать голову» над отгадкой, хорошенько подумать над смысловым значением пословиц и поговорок.

Пословицы, поговорки, загадки - образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими элементами, в них много олицетворений, мелких определений.

Пословицы можно использовать на различных этапах работы с детьми, при прохождении любых тем. Так, при работе на 1-ом логопедическом этапе по теме: «Предложение и слово» возможно следующее задание - прочитай предложение и составь его схему. « Друзья познаются в беде».

Работая на 2-ом логопедическом этапе по теме: « Предлоги», логопед использует следующее задание – прочитай народные приметы и выпиши предлоги вместе со словами к которым они относятся.

  1. Муравьи в гнезда к грозе прячутся.

  2. Ласточки летают низко перед дождем.

Тема: «Антонимы». Задание - прочитайте пословицы, вставьте подходящие по смыслу слова, спишите, подчеркните слова – антонимы, объясните смысл данных пословиц.

  1. Доброе слово лечит, а … калечит.

  2. Осенью дни ненастные, а весной … .

Пословица помогает значительно расширить представления детей об

окружающей их действительности, пополнить и обогатить их лексический запас. Следует заметить, что важна работа над пониманием смысла пословицы в целом, т. е. использование в логопедической работе с детьми пословиц и поговорок требует обязательной работы над их значением.

« Близок локоть, да не укусишь» - пословица.

Так говорят, когда что - нибудь на первый взгляд легко осуществимо, а на самом деле сделать это не возможно. Действительно, попытайтесь укусить свой локоть - ничего не получится.

«От нужды умнеют, от богатства глупеют» - пословица.

Пословица говорит о том, что денежное богатство, зажиточность не делают человека мудрее. Скорее нужда дает человеку определенный опыт.

При работе по 3- ему логопедическому этапу над темой: «Составление предложений по началу» можно использовать следующее задание - дети должны составить пословицу из двух частей. Первый вариант начинает читать пословицу, а дети второго варианта договаривают пословицу до конца.

1 вариант: - Собираешься в долгий путь …

- Не жди лета долгого, …

- В гостях хорошо …

2вариант: … бери с собой хорошего спутника.

…жди лета теплого.

… а дома лучше.

Итак, систематическая работа над пословицей очень многое дает учащимся. Во– первых, они учатся собирать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщающий характер. Изучение пословиц обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с пословицами прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Следует помнить, что пословицы воспитывают у учащихся чувство любви к родной стране, уважения к труду, чувства доброты, милосердия, чувство уважения к русскому народу, создавшему эти пословицы.

На 3-ем логопедическом этапе широкое применение могут найти известные детям сказки Тема: «План текста» Задание – составьте план известных вам сказок «Репка», «Теремок». Тема «Сжатие текста» Задание – расскажите сказку «Колобок» кратко, в двух, трех предложениях. Допишите пункты плана сказки до конца.

  1. Колобок испечен.

  2. Уход из родного дома.

  3. ?

  4. ?

На 1-ом этапе при работе по формированию у детей умения делить слова на слоги логопед использует загадки.

  1. Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (Волк)

  2. Рыжий маленький зверек по деревьям скок- поскок. (Белка)

Дети называют отгадки, затем произносят слова по слогам, показывают графическое обозначение слов, логопед подводит детей к тому, что слова могут состоять из одного, двух, трех, … слогов.

Загадки находят широкое применение и в целях развития навыка фонематического и слогового анализа и синтеза. Задание – разгадать загадку и определить место звука [р] в слове – отгадке.

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

рбуз)

Загадки можно применять при классификации предметов в определенные группы.

  1. На сучках растут шары –

Посинели от жары. ( Сливы)

  1. Желтая, а не репа,

Круглая, но не солнце,

С семечками, но не подсолнух. ( Тыква)

3. На кустах в саду растет,

Запах сладкий, словно мед.

Но нередко льются слезы тех,

Кто рвет руками … ( Розы)

- Что можно отнести к фруктам из перечисленных отгадок? (Сливы)

- К какой группе отнести тыкву? ( Овощи)

- Какая отгадка не может быть отнесена ни к фруктам, ни к овощам? Почему? Что это? ( Розы. Это цветы).

Затем предлагается несколько загадок с последующим распределением по группам: «овощи», «фрукты». Вызываются два ученика, которые отбирают слова – отгадки и складывают в корзинки. Первый ученик соберет овощи, второй – фрукты. Такая работа подводит детей к пониманию разницы между овощами и фруктами, умению отчленять лишние предметы (розы), обогащает словарный запас детей, учит по определенным признакам находить сам предмет. Такая работа особенно важна детям с ЗПР и детям с ОНР, число которых, к сожалению, увеличивается как в дошкольных учреждениях, так и в школах.

Разбирая тему: «Транспорт» при работе с детьми с ОНР, можно заметить, что дети часто путают наземные виды транспорта. Для того чтобы внести ясность в сознание детей, могут быть использованы следующие загадки.

  1. Что за чудо синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

2. Удивительный вагон

Посудите сами:

Рельсы в воздухе,

А он держит их руками. (Троллейбус).

Затем ребята по картинкам рассматривают эти наземные средства передвижения, находят сходства и различия, составляют предложения или рассказы с перечисленными названиями.

Загадки можно использовать на 2-ом этапе, разбирая тему: «Многозначные слова», когда детей знакомят с прямым и переносным значением слов.

Предлагаю фрагмент занятия.

- Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. Что это? ( Ель)

- Как мы называем несколько таких деревьев? (Ели)

- Составьте предложение со значением «ели - деревья». ( В лесу выросли стройные ели.)

- А что делают дети летом с корзинками в лесу? ( Они собирают ягоды)

- А что делали дети с ягодами, найдя их? ( Ели ягоды)

Далее логопед рассказывает о том, что некоторые слова имеют несколько значений. Так, слово «ели» обозначает деревья и действие – есть, кушать.

Такая работа развивает у детей наблюдательность, учит их делать самостоятельные выводы, обогащает словарный запас, развивает умение правильно употреблять слова в предложениях.

С целью добиться правильного произношения звука во фразовой речи, т.е. с целью автоматизации звука в логопедической работе используются скороговорки, чистоговорки, стихи, сказки. Иногда придумать чистоговорку может ребенок. Логопед только говорит: « СА, СА, СА», а дети в рифму придумывают свое предложение: «Под сосной сидит лиса.» Такая работа способствует развитию у детей чувства языка, а также памяти, мышления.

С целью устранения орфоэпических ошибок в логопедической работе отдается предпочтение стихам. Ритмичные и рифмованные строки вызывают интерес у детей, «врезаются в память», тем самым закрепляя правильное произношение языковой единицы. Кроме того, выразительное поэтическое слово прекрасный образец высокохудожественной речи, который способствует обогащению лексики, развитию языкового чутья. Соотношение звуков в словах сходных по звучанию, постепенно развивают у детей тонкое восприятие слова. К орфоэпическим относятся ошибки, связанные с произношением, например, « коклета» вместо котлета, « транвай» вместо трамвай. Для закрепления в речи правильного произношения этих слов можно предложить детям стихи С. Маршака, А. Барто, К. Чуковского, т. е. стихи тех поэтов, чье творчество максимально приближено к народному.

«Рано утром в коридоре

Вдруг раздался топот ног.

Встал сосед Иван Петрович,

Ничего понять не мог.»

В детской памяти слово закрепляется, если логопед не только предлагает поэтические строки для прослушивания, но и проводит беседу по содержанию стихотворения. Дети черпают свои знания о языке из окружающей речи. Они воспроизводят то, что слышали при общении со взрослыми. Поэтому логопед должен быть внимателен к собственной речи.

С целью расширения словарного запаса детей возможно использование потешек. Первоначально дети рассматривают иллюстрации к соответствующей потешке, затем рассказывают о персонажах потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняется значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Затем, после чтения потешки еще раз выясняется значение слов, которые могут быть непонятны детям, такого рода работа особенно важна для детей ЗПР, словарный запас которых чрезвычайно низок. Объяснить значение слов можно не только путем объяснения прямого значения слова. Его смысла, но и путем использования сравнений, слов – синонимов, слов – антонимов, через употребление слова в пословицах и поговорках.

Дождик – дождик, поливай,

Будет хлеба каравай.

Дождик – дождик, припусти!
Дай капустке подрасти!

«Каравай» - большой круглый хлеб.

«На чужой каравай рот не разевай» - пословица.

С целью развития умения выразительно интонировать на логопедических занятиях могут быть использованы различные жанры устного народного творчества. Известно, что далеко не все дети могут передать характер персонажа читаемого произведения, часто у таких детей развит лишь навык механического чтения, сам художественный текст не воспринимается ими эстетически, и поэтому не реализуются заложенные в произведении возможности для воспитания нравственных чувств. Таким образом, параллельно с работой по технике чтения надо развивать у детей навыки и умения выразительной речи и чтения.

Например, работая на 1-ом этапе, когда дети учатся складывать буквы в слоги, на доске может появится картинка, на которой изображен аист и написано четверостишье:

Аист азбуку учил

И пятерку получил,

И теперь он без подсказки

Сам себе читает сказки.

Детям логопед дает задание произнести это стихотворение так, чтобы похвалить аиста. Дети выясняют за что будут хвалить аиста.(Аист азбуку учил). Т. е. учащиеся без всякой подсказки со стороны логопеда делают логическое ударение на нужных словах и с особой интонацией хвалят аиста.

При работе с пословицей «Ленивому Мишке все не до книжки» логопед не просто предлагает детям прочитать ее, а ставит перед ними вопросы:

- Каким вы себе представляете Мишку?

- Как его можно назвать?

-Как мы к нему относимся?

И дает детям задание прочитать так, чтобы было видно, что дети не довольны Мишкой, осуждают его, смеются над ним.

Такие вопросы и задания пробуждают у детей усиленный интерес к поведению и поступкам человека.

На 3 –ем логопедическом этапе можно использовать чтение по ролям русских народных сказок. В этом случае решается задача не только развития навыка выразительности речи, но и задача коррекции голоса ребенка. После прочтения сказки детям задаются вопросы:

- О чем сказка?

- Кто главные герои?

- Какие герои вызывают у вас симпатию? А какие нет? Почему?

- Как бы вы поступили, окажись вы на месте героев?

Кроме того, дети могут предложить разные варианты действий людей в подобных жизненных ситуациях.

В целом, если говорить об использовании приемов театрализации на занятиях, то следует заметить, что такая работа способствует совершенствованию эмоциональной речи ребенка, развивает интонационную выразительность, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность школьников.

Таким образом, рациональное техническое чтение может оставить детей равнодушными к тому, о чем они читают, а выразительное – не может, так как оно всегда оценочное. Система заданий при выразительном чтении всегда нацелена на то, чтобы пробуждать в детях эмоциональные чувства, здесь ученик имеет возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций. Получается так, что дети сами включают эту оценку в процесс чтения. Любое произведение можно прочитать вслух так, что оно не оставит в душе ребенка никакого следа, а можно прочитать по – иному, так, что учащиеся после чтения будут называть целые строчки, предложения, четверостишья, будут изъявлять желание самостоятельного чтения. Когда же это происходит? Когда логопед сам будет читать выразительно. Если это условие соблюдается, дети полнее, глубже усваивают то, что изображено посредством слова. При чтении логопед раскрывает эмоционально образное содержание произведения, воздействует на учащихся, стремится пробудить у них ответную реакцию, вызвать нравственные чувства: сострадание, радость, гордость, внимательность, одобрение, отзывчивость…

В формировании образности речи в процессе усвоения родного языка огромную роль может сыграть работа с фразеологизмами. Большое внимание фразеологическому материалу уделял К. Д. Ушинский. Он считал необходимым введение фразеологизмов в школьные учебные книги, начиная с «Азбуки», с тем чтобы «ребенок взглянул на предметы … зорким глазом народа и выразился его метким словом». Огромные возможности для умственного, речевого, эмоционального развития ребенка таит работа с фразеологизмами.

В русских народных сказках дети встречаются с такими фразеологическими выражениями, которые интуитивно, догадываясь по контексту, понимают. Ясно, что идти семимильными шагами значит «очень быстро», а находиться за тридевять земель или жить в тридевятом царстве

- это «очень далеко». Однако понимание истинного смысла этих выражений как источника возникновения переносного значения возможно лишь тогда, когда учитель включит их в лексическую работу. Так, значение слова семимильный выясняется на основе анализа его состава: семь + миль (а миля почти вдвое больше километра). Естественно, что такими шагами могут передвигаться лишь сказочные герои, да и то лишь те, кто обладает сапогами – скороходами. Из сказки эта гипербола вошла в наш язык, получив переносное значение, поэтому можно сказать: Наш город растет семимильными шагами. Работа с подобными фразеологизмами обращает учащихся непосредственно к языку, возбуждая интерес к нему, без чего не может быть решена задача развития речи. Работа с фразеологизмами нравственного плана, содержащих характеристику личности, ценна в воспитательных целях. Поучителен фразеологизм принцесса на горошине, характеризующий человека, не способного переносить неудобства, привыкшего к полному благополучию. Дети легко вспомнят сказку

Х.-К. Андерсена и поймут ироничное сравнение такого человека с принцессой. Фразеологический материал «рассказывает» о фактах национальной культуры, истории, о народных обычаях, преданиях, тем самым расширяет кругозор детей, воспитывает в них любознательность.

С целью коррекции темпа речи на логопедических занятиях широкое применение получают частоговорки, стихи, потешки . сказки. Они используются и для развития физиологического и речевого дыхания, голоса.

Для детей с замедленным темпом речи логопед использует на занятиях различные частоговорки, которые ребенок произносит сначала медленно, затем все более ускоряя темп произнесения частоговорки, доходя до максимально ускоренного произнесения. Та же работа проводится и со стишками (медленно – быстро):

Все бело, бело, бело.

Много снегу намело.

Вот веселые деньки!

Все на лыжи, на коньки!

Сказки для прочтения детьми с замедленным темпом речи предлагаются такие, где происходит быстрая смена событий, много действий, действующих лиц, много глаголов. Ребенок вынужден будет голосом, интонацией передавать быстроту, скорость смены событий в сказке.

И наоборот, методика работы с детьми, имеющими ускоренный темп речи, обратная. Таким детям предлагается материал для чтения в более медленном темпе, по – возможности, растягивая слова, словососетания, делая длительные паузы на знаках препинания. В данном случае необходимы сказки, где мало действующих лиц, мало событий, либо не так быстро они происходят, жизнь сказки должна быть спокойной.

Постоянный поиск новых форм, методов и приемов работы с детьми, имеющими нарушения речи, убеждает в том, что использование элементов устного народного творчества на логопедических занятиях способствует развитию речи учащихся, формированию навыков грамотного письма, пополнению словарного запаса учащихся, развивает их образное мышление, умение эмоционально, выразительно интонировать при чтении литературных произведений, дети могут самостоятельно выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей, и в то же время устное народное творчество оказывает огромное влияние на нравственное воспитание младших школьников.








Литература.


  1. Н. М. Бибко «Работа над выразительностью речи и чтения при

формировании умения читать сказки». Журнал .Начальная школа.№12, 1991год.

  1. Н. М. Вавилова « Загадка – средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся». Журнал начальная школа №7, 1990 год.

  2. В Волина «Загадки от А до Я» (Книга для учителей и родителей). Москва «ОЛМА» - Пресс», 1999.

  3. Л. Романенко «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей» Журнал. Дошкольное воспитание №7, 1990.

  4. А.А. Синцова «Использование на уроках элементов устного народного творчества». Журнал. Начальная школа. №5, 1996.

  5. Шарапова О. В. «Особенности нравственного воспитания на уроках чтения». Журнал. Начальная школа №1, 2008.

  6. Ставская Г. М. « Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся». Журнал. Начальная школа. №12, 2000

  7. Королева Т. П. « Работа с пословицами на уроках русского языка». Журнал. Начальная школа. №7,2000.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "К вопросу о нравственном воспитании школьников посредством слова"

Автор: Равчеева Марина Викторовна

Дата: 31.08.2016

Номер свидетельства: 341746

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Повышение уровня воспитанности обучающихся "
    ["seo_title"] => string(53) "povyshieniie-urovnia-vospitannosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "168599"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423249520"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Статья для учителей русского языка и литературы на тему: "Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы""
    ["seo_title"] => string(80) "statia_dlia_uchitelei_russkogo_iazyka_i_literatury_na_temu_razvitie_tvorcheskoi_"
    ["file_id"] => string(6) "529738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575229110"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Реализация задач нравственно – духовного воспитания  на уроках «Самопознания» через притчу, как основного  методического приёма обучения. "
    ["seo_title"] => string(152) "riealizatsiia-zadach-nravstvienno-dukhovnogho-vospitaniia-na-urokakh-samopoznaniia-chieriez-pritchu-kak-osnovnogho-mietodichieskogho-priioma-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "163248"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422458813"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "занятие по нравственности "
    ["seo_title"] => string(28) "zaniatiie-po-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "191316"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427292876"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация к статье  "Роль книги в жизни и воспитании ребенка""
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiiakstatierolknighivzhizniivospitaniiriebienka"
    ["file_id"] => string(6) "282788"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453734529"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства