kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Проектная деятельность как средство реализации ФГОС для учащихся с особыми образовательными возможностями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья раскрывает какие умения можно сформировать у учащихся посредством проектной деятельности. Стоит ли начинать такую сложную работу с детьми, у которых есть проблемы вобучении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Проектная деятельность как средство реализации ФГОС для учащихся с особыми образовательными возможностями"»

Проектная деятельность как средство реализации ФГОС

для учащихся с особыми образовательными возможностями

Черявко Светлана Михайловна учитель-логопед


Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю, в том числе логопеду, более творчески подходить к разработке своих занятий, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является проектная деятельность. Через проектную деятельность формируются все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

  • Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

  • Смогут ли дети с проблемами в обучении реализовать задуманное?

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на логопедических занятиях , необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС.

  1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);

  2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);

  3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;

  4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

Необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности в школе:

  • обучение планированию ;

  • формирование навыков сбора и обработки информации;

  • умение анализировать ;

  • умение составлять письменный отчет ;

  • формирование позитивного отношения к работе .

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;

  • развитие творческих способностей;

  • формирование чувства ответственности;

  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.       Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;

  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • умение находить компромисс;

  • навыки интервьюирования, устного опроса .

6. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;

  • умение уверенно держать себя во время выступления;

  • артистические умения;

  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Смогут ли дети с проблемой в развитии реализовать задуманное?

Стоит ли начинать такую сложную работу с детьми, у которых существуют проблемы в обучении? Однозначно – да! Разница только в том, что учитель заранее должен определить для себя основные цели, направления в работе, изучить возможности детей – логопатов, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность учащимся самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля.

Необходимо отметить, что перед детьми-логопатами, учитывая их психологические и речевые особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи. Например, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности или предъявлять завышенные требования к представлению (озвучиванию) материала. Следует обращаться за помощью к родителям, включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны,картинки).

В процессе проектной деятельности у детей с нарушениями речи формируются такие важные коммуникативные умения, как:

  • умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников;

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения начинают формироваться еще до поступления ребенка в школу. К сожалению, дети с нарушениями речи зачастую не овладевают ими на том же уровне, что и их сверстники. Учителю же на уроке не всегда удается уделить должное внимание каждому ребенку с ОВЗ. Поэтому логопеду просто необходимо на своих занятиях восполнять данные пробелы в развитии детей, включая в программу работы по коррекции речи проектную деятельность.

Использование проектной деятельности вполне возможно на коррекционных логопедических занятиях. Педагогическая деятельность логопеда при этом будет следующая:

  1. Целеполагание.

  2. Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).

  3. Моделирование учебного процесса:

а) осмысление способов, приёмов, средств мотивации;

б) планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений;

в) организация процесса рефлексии.

  1. Анализ процесса учителем.

Таким образом, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

Целью проекта будет являться повышение стимулирования самостоятельности учащихся, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе заданий, обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование устойчивых мотивов деятельности школьников, ускорение процесса усвоения комплекса знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся, целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного отношения к учению.

Более того, проект даёт возможность опосредованно воздействовать на развитие и обучение детей с особыми познавательными потребностями, путём проведения в рамках проекта консультативной работы с учителями предметниками, появляется желание исследовать возможности детей с проблемами. Тем самым учебный процесс строится в виде познавательного диалога учителя и учащихся, в ходе которого учитель постоянно побуждает учеников к самостоятельным выводам, к защите полученных результатов, к критике ошибочных утверждений и умозаключений.

Таким образом, у учащихся постепенно формируется умение контролировать успешность своей работы в целом. По окончании изученной темы школьники должны осознать, какие знания и умения они должны были получить, чему научиться, над чем должны поработать для более успешного усвоения материала.

Некоторые примеры проектной деятельности детей с нарушениями речи в рамках логопедических занятий.

Проект “Все профессии нужны”

Разговор о выборе своей профессии имеет важное значение для формирования осознанного подхода к обучению, поэтому очень актуально начинать говорить о будущей профессии уже в начальной школе.

Этот проект поможет учащимся обогатить словарный запас, учиться построению сложноподчинённых, сложносочинённых предложений, формировать навыки словообразования.

Во время работы над проектом формируются компетентности в сфере самостоятельной деятельности, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; в сфере социально – трудовой деятельности.

Проект выполняют ученики 4 класса под руководством учителя-логопеда.

Тип проекта: исследовательско - творческий, долгосрочный.

Цель исследования: выявить при помощи какой части слова образуются слова, обозначающие названия профессий.

Гипотеза: мы считаем, что слова, обозначающие профессии образуются при помощи суффикса.

Ход исследования:

I этап. Нужно вспомнить и записать название всех известных профессий.

Для этого:

  • вспоминаем сами;

  • спрашиваем у родителей, знакомых;

  • читаем в книгах, энциклопедиях;

  • ищем в Интернете.

Одновременно отвечаем на вопросы:

  • Что такое имя существительное?

  • На какие вопросы отвечает имя существительное?

  • Каким словам задаём вопрос -Кто это?

  • Чем отличаются имена существительные, отвечающие на вопрос -Кто это? и -Что это?

  • Как изменяются имена существительные?

  • Учимся образовывать от имён существительных (слов – профессий) другие части речи.

Что получилось: мы знаем более 60 профессий.

II этап. Во всех словах требуется определить части слова.

Для этого вспоминаем:

  • Что такое однокоренные слова?

  • Что такое корень?

  • Что такое приставка?

  • Что такое суффикс?

  • Что такое окончание?

III этап. Нужно распределить все слова по группам.

Для этого:

  • внимательно читаем, написанные правильно слова;

  • выясняем, что общего в этих словах;

  • записываем их в таблицы.

Вывод: Гипотеза была ошибочной. Слова – профессии могут образоваться при помощи:

  1. Суффикса (даже не одного): грузчик, химик, следователь.

  2. Приставки: повар, прораб.

  3. Приставки и суффикса: проходчик.

  4. Соединения основ: фотограф.

  5. Некоторые прилагательные могут выступать в роли существительных: рабочий, военный.

Пока мы находили ответ на наш вопрос:

  1. Стали больше знать о существительных, о словообразовании.

  2. Научились правильно писать слова – профессии, составлять с ними предложения и тексты.

  3. Узнали много о разных профессиях, создали справочник профессий.

  4. Разгадали ребусы, кроссворды, тесты.

  5. Выяснили, какие профессии самые востребованные у нас в городе.

  6. Узнали, кем работают наши родители.

  7. Задумались о выборе своей профессии.

  8. Научились работать дружно.

  9. Поняли, что компьютер нужен не только ради игры и развлечения.

Проект “Такие разные слова”

Цель: познакомить детей с многообразием слов родного языка.

Задачи:  на уровне наблюдений сформировать у детей начальные представления о многообразии слов в русском языке; 

 познакомить детей с некоторыми синонимами, антонимами,  паронимами, неизменяемыми словами;

развивать грамматические умения и способствовать формированию готовности к школьному обучению;

расширять и обогащать словарь детей по лексическим темам.

Участники проекта:   первоклассники, родители, учитель-логопед.

Тип проекта: исследовательско - творческий, долгосрочный.

Этапы проекта:  

  1. “Упрямые слова” (неизменяемые существительные).

  2. “Слова наоборот” (антонимы).

  3. “Слова друзья” (синонимы).

  4. “Слова близнецы” (паронимы).

Предполагаемые результаты проекта:  правильное и осознанное употребление детьми слов различных категорий в речи;

создание совместно с детьми и родителями копилки словарей;

вовлечение родителей в поисковую деятельность детей;

формирование у детей интереса к родному языку.

Словарик "Упрямых слов". Странички словаря дети делают вместе с родителями. В дальнейшем его можно использовать в речевых играх с детьми на занятиях.  Например, сосчитай по образцу: "одно эскимо, два эскимо...пять эскимо". Ребенок замечает, что слово не изменяется, а значит оно "упрямое". Наблюдать за словами и их "жизнью" в нашей речи детям очень интересно. Одновременно с этим первоклассникам пропедевтически даются научные определения.

Примеры названий проектов для логопедических занятий.

Как я придумываю новые слова.

Артикуляция звуков, которые я учусь произносить.

Как быстро выучить длинное стихотворение.

Эти трудные и интересные скороговорки.

Звуковая азбука.

С точки зрения учащегося учебный проект:

  • это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;

  • это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Таким образом, проектная деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС .

Список литературы

  1. Жарова Л.В. Учить самостоятельности [Текст] / Л.В. Жарова– М., 1993. – 205 с.

  2. Зотов Ю.Б. Организация современного урока [Текст] / – Ю.Б. Зотов – М., 1984. – 144 с.

  3. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса [Текст] / – М., 1983. (библиотека учителя по общей проблеме теории обучения и воспитания) – 224 с.

  4. Леонтович А.В. “Исследовательская деятельность учащихся” [Текст] / А.В Леонтович., М., 2003. – 134 с.

Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст]/ – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Черявко Светлана Михайловна

Дата: 11.11.2016

Номер свидетельства: 357673

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Статья на тему "Оптимальное вхождение учителей начальных классов и младших школьников в ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(106) "stat-ia-na-tiemu-optimal-noie-vkhozhdieniie-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-i-mladshikh-shkol-nikov-v-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "240784"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445107763"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "ФГОС. Что измелось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(28) "fgos-chto-izmielos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221796"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582383"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "ФГОС. Что изменилось на уроке? "
    ["seo_title"] => string(30) "fgos-chto-izmienilos-na-urokie"
    ["file_id"] => string(6) "221797"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435582546"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАД РАЗДЕЛАМИ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА "
    ["seo_title"] => string(81) "sistiema-raboty-uchitielia-nachal-nykh-klassov-nad-razdielami-portfolio-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "153901"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421079577"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Особенности применения модульной организации учебного процесса на уроках истории."
    ["seo_title"] => string(92) "osobiennosti-primienieniia-modul-noi-orghanizatsii-uchiebnogho-protsiessa-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "264122"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449659642"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства