Средства логопедической ритмики.( упражнения на развитие дыхания, голосам артикуляции).
Средства логопедической ритмики.( упражнения на развитие дыхания, голосам артикуляции).
Упражнения проводятся в полном соответствии с этапами и задачами логопедической работы. В большем количестве они включаются в занятия, проводимые в начале коррекционного курса. По мере успешного устранения речевого нарушения, количество их в середине и конце коррекционного курса сокращается, но не исключается, поскольку в использовании логоритмического и логопедического материала должна быть преемственность.
Цель упражнений — способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Средства логопедической ритмики.( упражнения на развитие дыхания, голосам артикуляции).»
СРЕДСТВА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСАМ АРТИКУЛЯЦИИ
Упражнения проводятся в полном соответствии с этапами и задачами логопедической работы. В большем количестве они включаются в занятия, проводимые в начале коррекционного курса. По мере успешного устранения речевого нарушения, количество их в середине и конце коррекционного курса сокращается, но не исключается, поскольку в использовании логоритмического и логопедического материала должна быть преемственность.
Цель упражнений — способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.
Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук (вверх — вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс, вверх — на голову и i т.д.), туловища (вправо — влево, наклоны вперед, круговые вращения), головы (к плечу, на грудь, круговые повороты). Например, подняться на носки, руки вытянуть вверх — вдох, опуститься на полную ступню, руки на пояс — выдох. Поворот туловища вправо, руки на уровне плеч также отводятся вправо — вдох, возвращение в исходное положение: туловище — прямо, руки опущены вниз — выдох. Поднять I голову вверх — вдох, опустить медленно на грудь — выдох.
В упражнения на развитие дыхания включается речевой материал, произносимый на выдохе. Например, подняться на носки, руки потянуть вверх — вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на поясе длительно тянуть сначала глухой звук [«с»] (или [««/»], [«ф»], [«х»]), затем гласные звуки изолированно и в различных сочетаниях, затем гласные в сочетании с согласными звуками. Далее —j на выдохе — произносить слова с открытыми слогами, закрытыми,, двухи трехсложные; фразы, состоящие из 3—4—5 слов. Удлинение фразы требует более длительного выдоха.
Работа над голосом начинается с произношения на выходе гласных и согласных звуков. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса. Если это упражнение сразу не получается, можно использовать «мурлыканье» или «гудение» (как звукоподражание кошке, гудку парохода), чтобы добиться изменения в высоте голоса. Сила голоса воспитывается при произнесении гласных более громким или более тихим голосом, с соответствующим усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента. Длительность звучания голоса зависит от продолжительности выдоха. Для воспитания выразительности голоса полезна мелодекламация: чтение стихотворений (а для взрослых—и прозаических текстов) с вопросительной, восклицательной, побудительной и другими интонациями под соответствующую музыку.
Работа над дикцией проводится с помощью дыхательных, голосовых и артикуляторных упражнений. Вначале под ритмическую музыку или счет педагога занимающиеся обозначают гласные немой артикуляцией, затем произносят на шепоте и громко, изолированно и в ряду из 2, 3, 4 гласных,, всего ряда. Далее на выдохе произносятся слоги, слова произносятся на шепоте со звуками [««»], [«т»], [«/с»], [«ф»\, [«ш»\ («па-по-пу-пы», «паф-поф-пуф-пыф» и т.д.) и громко, четверостишья, пословицы, поговорки произносятся со сменой ударения и темпа речи.
К середине коррекционного курса дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения включаются в подвижные игры, игры драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счетом, пением. Полезно пение вокализов — мелодии без слов. Гласные пропеваются в последовательности [«у»], [«о»], [«а»], [«и»]. Затем поются гаммы, вводится другой вид связного пения — звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз, что развивает гибкость, высоту голоса.
Необходимо развивать диапазон голоса. В звонком голосе выражены высокие (2000 — 3000 Гц) и низкие (700—800 Гц) частоты. Повышение уровня высокой форманты (2300—2700 Гц) увеличивает силу и полетность звучания. Начинать упражнения следует с произношения звуков [«*»], [««»] с гласными. Голос звучит на среднем регистре, в одной тональности: ммуммоммэммиммамм. Далее: повышение и понижение голоса на сонорных согласных [«ж»], [«н»] с паузами и без пауз при произношении слов и фраз. Например, в инсценировке «Мишка» два ребенка в масках просят у третьего — медведицы: «Мам меду нам-м, мам молока бы нам-м». Медведица отвечает: «Вотя вам-м, все мало вам-м». Мишки отбегают и вновь пропевают свою просьбу в высоком регистре, медведица грозит им лапой и отвечает в низком регистре: «Вотя вам-м, вотя вам-м!»
В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые экспрессивно окрашены, выражают эмоции, волевые побуждения человека — радость, боль, гнев, страх: «Л/ 01 Ах! Ох! Ух! Ой! Аи-аи-аи! и т.д. Затем междометия включаются в стихи, которые подбираются таким образом, чтобы окраска звука в них была разной: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой. Полезны распевания ма материале артикуляторной гимнастики с одновременным развитием мелкой моторики.
Упражнения «Муха».
1. Увидеть муху, сидящую на правом колене, всмотреться в нее, поймать ее, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Пить на выдохе, подражая мухе: «з-з-з». Выпустить муху, раскрыть ладошку, проследить глазами ее полет, вдохнуть вновь.
2. Одновременно на ударные слоги соединить на обеих руках второй, третий, четвертый, пятый пальцы поочередно с первым пальцем руки. На слова «в обморок упали» расслабить кисти рук, уронить их:
На паркете в восемь пар мухи танцевали, Увидали паука — в обморок упали.
Петь эту же песенку на слогах «зум», «зу» и одновременно дирижировать кистью руки. Кисть должна быть гибкой, четко указывать акценты в музыке.
Упражнение «Тополиный пух».
Начало лета. Жаркий день. Вокруг лежит тополиный пух. Увидеть пух, всмотреться в него, присесть, собрать немного пуха мягкими подгребающими движениями пальцев рук. Легкими движениями пальцев перебрасывать пух с руки на руку, дуть на него, снова ловить и проговаривать стихотворение, дирижируя рукой:
Летом снег! Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает?
Упражнение «Ай-я, жу-жу» (Латышская народная песня. Русский текст В. Ванникова, гармонизация В. Шепулина.)
Ай-я, жу-жу, медвежонок, ай-я, жу-жу.
Ты не плачь, не плачь спросонок, жу-жу (2 раза).
Дремлют сосны, дремлют ели, ай-я, жу-жу.
Малыши легли в постели, жу-жу (2раза).
Скоро спать все звезды лягут, ай-я, жу-жу.
Принесет нам ягод мама, жу-жу {2 раза).
Принесет нам меду папа, ай-я, жужу,
Спи, малыш мой косолапый, жу-жу (2раза).
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика:Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. – (Коррекционная педагогика).
2.Березовский Б.Л. К методике выявления музыкальных способностей удетей // Вопросы психологии. 1982. № 5. — С. 94—100.
3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966.
4. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. Изд. 2. — М., 1959.
5. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1983.
6. Волкова Г.А. Содержание логоритмического воспитания заикающихся детей преддошкольного возраста //Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи.— Л., 1989. — С. 128—137.
7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Программы педагогических институтов. — М., 1990.
8. Волкова ГА. Логоритмическое воспитание детей с дислалией (методические разработки к проведению коррекционных занятий). — Л., 1992; 1993.
9. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. — СПб., 1993.
10. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование заикающихся детей дошкольного возраста. — СПб., 1993.
11. Волкова Г.А. Личностно-психологический аспект в изучении и устранении заикания: Программа спецкурса. — СПб., 1993. — С. 20—24.
12. Волкова Г.А. Программа курса «Логопедическая ритмика» // Программы для студентов факультета коррекционной педагогики (специализация «Логопедия»). — СПб., 1996. — С. 45-60.
13. Волкова Г.А., Смирнова Т.В. К проблеме логоритмического воздействия на детей с моторной алалией //Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. — СПб, 1999. — С. 37—46.