Просмотр содержимого документа
«Советы и рекомендации родителям детей с нарушением речи. »
1. Советы и рекомендации родителям детей, имеющих нарушения речи
Дисграфия
Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения
Письмо, как таковое, включает ряд специальных операций:
1. Анализ звукового состава слова, подлежащего записи:
а) определение последовательности звуков;
б) превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие, обобщенные речевые звукофонемы.
2. Следующая операция письма заключается в переводе форм (слышимых звуков) в графемы (письменные знаки).
3. Но последнем этапе письма происходит «перешифровка» зрительных схем, букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи (графемы переводятся в кинемы).
Под термином ДИСГРАФИЯ понимается частичное нарушение, расстройство письма. В применении к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях формирования навыков письма. Основным симптомом дисграфии считается наличие стойких, специфических ошибок. Возникновение таких трудностей у учащихся массовой школы не связано ни с умственной отсталостью, ни с тяжелыми нарушениями слуха или зрениями, ни с регулярностью школьного обучения.
4. Неправильное согласование и управление частей речи («на весенние деревы»).
5. Отсутствие предлогов («Маша собирала _ лесу грибы»).
6. Слитное написание предлогов («напараде»).
7. Раздельное написание приставок («рас свет»).
8. нарушение интонационной законченности предложения – отсутствие точки.
Дислалия
Среди нормальных детей школьного и дошкольного возраста неправильное звукопроизношение чаще всего является единственным дефектом всей речи ребёнка:понимание речи в этих случаях оказывается полноценным, полноценны и словарь и грамматический строй.Такие случаи нарушения звукопроизношения принято назвать дислалией. Термин "дислалия" означает расстройство речи. Дислалии делятся на органические (механические) и функциональные. К функциональным дислалиям относят все те случаи, когда не имеется органической основы.Таким образом, сюда попадают случаи, зависящие от неправильного речевого воспитания, от неправильной или иноязычной речи окружающих, а также случаи, связанные с повышенной возбудимостью или некоторой отсталостью ребёнка. Механическими дислалиями называют те случаи неправильного звукопроизношения, которые обусловлены органическими дефектами речевого аппарата, его костного и мышечного строения или его периферической иннервации. Такими дефектами могут быть несращения верхней губы, челюсти, мягкого и твёрдого нёба, укороченная или слишком массивная уздечка языка (затрудняются движения языка), дефекты развития челюстей и зубного ряда, которые ведут к аномалиям прикуса. Признаки дислалий, первые по времени, можно отметить в период фонетического развития речи ребёнка от 1 года до 3-7 лет.При своевременно начатом и правильном логопедическом воздействии все указанные нарушения снимаются без остатка. (По О.В.Правдиной)
Памятка для родителей.
Родители должны помнить, что фонетические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы, часто являются причиной того, что он не успевает по ряду предметов.
Необходимо соблюдать речевой режим в семье, как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Нельзя заставлять ребёнка-логопата по нескольку раз переписывать домашнее задание, добиваясь аккуратности и правильности выполнения.
Нельзя допускать, чтобы ребёнок сидел над домашним заданием больше установленного санитарными нормами времени-1 часа в 1 классе, 1-1,5 часа во 2-4-х классах.
Дети-логопаты, как правило, с большим трудом осваивают технику чтения, поэтому сначала надо взрослому прочитать текст, затем задать несколько вопросов о прочитанном и только после этого дать ребёнку самостоятельно прочитать проработанный текст.
Выступление на пед совете комплекса ГБОУ СОШ 868
«Проведение Артикуляционной и зрительной гимнастик в рамках утренней гимнастики в детском саду и школе».
Гимнастика-это комплекс специально подобранных упражнений, которые положительно воздействуют на организм занимающихся в целом и оказывают локальное воздействие на отдельные группы мышц.
Ещё в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глазами (повороты, круговые движения, и т.п.) Впервые понятие «Гимнастика для глаз» определено Э.С.Аветисовым, Е.И.Ливадо, Ю.И. Курпан (1976г.)
Физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями для мышц глаза являются эффективными как для профилактики нарушений зрения ,для развития глаз , а также для детей с патологией зрения и необходимы их включения в различные виды деятельности детей .
Существуют 2 вида гимнастик для глаз :
1). Гимнастика для снятия зрительного и двигательного напряжения;
2).тренировка глазодвигательного аппарата .
Основные признаки утомления :
1).Нарушение недавно сформированных умений;
2).нарушение координации мелких движений, их замедленность;
3). длительные отвлечения;
4).примитивные манипуляции с предметами (карандаши, игрушки, ручки )
5).повышенная раздражительность;
6).зевота.
Современные исследования показывают , что первые признаки утомления появляются у детей :
- младшей группы на 5-7 минуте совместной деятельности ;
-подготовительной группы на 12-14 минуте совместной деятельности.
-в первом классе начальной школы на 15 минуте.
Поэтому необходимо организовать отдых для глаз , однако следует помнить :
- УМЕНЬШАТЬ нагрузку детям с такими диагнозами как врождённая миопия высокой степени(от 0,2 и меньше ),гиперметропия астигматическая высокой степени; ЧАЗН .
Итак, как организовать отдых для глаз : снять зрительное и двигательное напряжение внутри совместной деятельности. Для более доступного детям восприятия упражнений применяются стихотворные формы словесных подсказок
А теперь приведём наиболее эффективные тренировочные упражнения для глаз на развитие прослеживающих и глазодвигательных функций с привлечением к работе сохранных анализаторов.
1.Траектории (таблицы по которым плавно прослеживаем взором в направлении указанном стрелками ) здесь необходимо помнить виды косоглазия.
2.При проведении упражнений широко используются различные ориентиры (цветные шарики , колпачки, огоньки, колокольчики, звуки музыки) Их использование позволяет упражнять ребят в сосредоточение взора на неподвижном и движущемся предмете , по тем же траекториям .
3.Пальчиковый театр: « Наши друзья».
4.Колокольчик.
5. Звуки музыки.
6.Огоньки .
Учимся правильно выполнять артикуляционные упражнения
Освоив основные движения артикуляционных органов (губ, языка, щёк, нижней челюсти), ребёнку будет намного проще справиться и с правильной артикуляцией звуков.
Выполнять артикуляционные упражнения следует перед зеркалом: ребёнок должен визуально контролировать работу своих речевых органов.
Не бросайте работу даже если не всё будет получаться правильно. В каждом деле важны умения и навыки. А они приобретаются не сразу . На одно занятие с ребёнком в домашних условиях берите 2-3 упражнения . Продолжительность тренировки – до 15-20 минут. Начните с 5 минут и постепенно увеличивайте продолжительность занятий.
Вот некоторые примеры
Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно)
Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
Облизать тарелочку, как это делает киска.
Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, "сделать хобот"; "набирать им водичку", слегка причмокивая.
Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-"орешки".
Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы. Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).
Поиграть в паровозик: погудите, "у-у", губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук "ы-ы-ы".
Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОД ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
«Нарушения письменной речи»
Нарушения письменной речи
Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности - расстройства чтения.
1. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.
2. Дисграфия - частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.
Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями в овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного осуществления этих процессов. По данным исследователей, эти затруднения обусловливаются дефектами устной речи (за исключением оптических форм), несформированностью операций звукового анализа, нестойкостью произвольного внимания. Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков письма и чтения, т. е. дислексии (алексии) и дисграфий (аграфий), возникающих при афазиях.
Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса. Нарушения устной речи: дисфония (афония), тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия. Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) и дисграфия (аграфия).
В приведенную классификацию включены лишь те формы речевых нарушений, которые выделены в логопедической литературе и применительно к которым разработаны методики.