Просмотр содержимого документа
«"Советы родителям от учителя - логопеда"»
Двадцать простых советов учителя-логопеда родителям
Начнем с Вас.
Даже если Вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
Встреча взглядов.
Озвучивайте любую ситуацию – но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ребенок чрезмерно активен и постоянно двигается. Если ребенок говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.
Говорите четко.
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь как можно более выразительно.
То же, но по-разному.
Повторяйте многократно одно и тоже слово. При повторении фразы меняйте порядок слов («папа пришел, пришел наш папа», «мячик упал, упал мячик, упал»). Это помогает ребенку легче услышать и понять, что фразы делятся на слова.
Но: не переусердствуйте.
Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество незнакомых слов. Чаще сами говорите то, что хотите услышать: простые фразы из 2-3 слов, с паузой между словами.
Очень важно: хорошее настроение.
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. В таких условиях ребенок легче обучается и впитывает новую информацию гораздо лучше, чем в нейтральной или неблагоприятной ситуации.
Все чувства – в союзе с речью.
Очень важно, чтобы ребенок, постигая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его – то есть изучать различными способами. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу назовите этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно.
В основе речи – стремление к общению.
Как бы несовершенно Ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступать с Вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный (несловесный) диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд, вокализацию). Поддерживайте его стремление общаться!
Стремимся к разнообразию.
Если речь ребенка однообразна, стремитесь обогатить ее, предлагая ему цепочку слов с другими согласными. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы ребенок захотел повторить их.
9.Уважайте его попытки говорить.
В те моменты, когда ребенок говорит один или вместе с Вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо слышать самого себя.
10.Учите в игре.
Играя, учите подражать. Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того. Чтобы игра состоялась. Обратите внимание – побуждаете не Вы, а – ситуация.
11. Не предупреждайте его желания.
Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются.
В случае у ребенка нет необходимости произносить что-либо – достаточно просто посмотреть, потянуть руку. В такой ситуации есть опасность возникновения жестового общения. И хотя жест тоже форма общения, не стоит задерживаться на этом уровне. Постепенно формируйте у ребенка потребность говорить.
12. Расширяйте словарь ребенка.
Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимание его – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания. Это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему Вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя его действия.