kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Скоро в школу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Когда надо начинать готовиться к школе? Никогда не рано и лучше поздно, чем никогда. И не только на специальных занятиях. Обучать можно буквально с рождения. Ваши совместные с малышом игры, пример и помощь в действиях с предметами в самом раннем возрасте, внимание к бесконечным «почему?», сказки и совместные игры с ребенком постарше, привлечение его к бытовым делам и самообслуживанию, интерес к его занятиям, разговоры о том, что происходит вокруг, обсуждение прочитанного и увиденного - все это обучение, которое ведет за собой развитие ребенка. Дошкольник любознателен, он легко запоминает то, что вызвало интерес - старайтесь удовлетворить его любопытство, расширяя при этом круг представлений, обучая анализировать, выделять сходство и различие, замечать связь между причиной и следствием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Скоро в школу. »

Многие родители считают, что готовность к обучению сводится к умению читать и считать. А что подразумевают под понятием готовность к школьному обучению специалисты?

Самый очевидный компонент готовности к школьному обучению - уровень умственного развития ребенка. Умственная готовность к школьному обучению предполагает прежде всего наличие у ребенка достаточного круга знаний и представлений об окружающем его мире, способность наблюдать, анализировать и понимать причинно-следственные связи в нем, обобщать понятия и выделять существенные стороны предметов и явлений, сравнивать их между собой - то есть умение интересоваться, думать и понимать. Психологи называют это познавательной активностью, именно она лежит в основе познавательных интересов и познавательной деятельности, без которых любое учение становится скучной, бессмысленной обязанностью. Познавательная активность очень важна и в дошкольном возрасте, именно она позволяет «почемучке» и экспериментатору дошкольнику приобрести знания о том, что его окружает. Эти знания станут фундаментом, на котором будет строиться здание школьного обучения, а связующим материалом окажется желание думать и понимать, узнавать новое.

В тесной связи с умственным идет и речевое развитие ребенка. Уровень овладения родной речью сильно влияет на успешность обучения. К сожалению, не только родители, но иногда и педагоги под развитием речи понимают только правильность произношения звуков. Правильность произношения звуков, несомненно, важна - не только ради «красоты» речи. Неправильное произношение очень часто - почти всегда - связано с недостаточным различением звуков и их сочетаний на слух, с неумением правильно выделять звуки в слове. Этот недостаток часто оказывается причиной большого количества ошибок в письменных работах: ребенок «пишет, как слышит», а слышит неточно, нечетко, не различая сходные по звучанию звуки. Однако развитие речи не определяется только наличием или отсутствием дефектов произношения. Важно и то, насколько богат словарный запас ребенка, владеет ли он правильным изменением (согласованием) слов в словосочетаниях, не ошибается ли в воспроизведении слов из 3-4-5 слогов, понимает ли и использует ли предлоги, в том числе и сложные («между», «из-под», «из-за», «через»).

Особого внимания заслуживает способность ребенка рассказывать, описывать, пересказывать, то есть составлять текст-монолог: может ли он составлять развернутые предложения, состоящие из четырех и более слов, использует ли сложные предложения, состоящие из нескольких частей, объединяя их союзами «так как», «поэтому», «потому что», присутствуют ли в его рассказе прилагательные, наречия и причастия, правильно ли он согласует слова в предложениях. Если его рассказ скуден и непоследователен, предложения состоят только из подлежащего и сказуемого, он допускает грамматические ошибки, не может передать суть описываемого события, школьные требования вызовут у него большие трудности.

Кроме системы знаний об окружающем мире, природе, обществе, ребенок перед школой должен владеть специальными представлениями, которые помогут ему усвоить школьный материал, и элементарными учебными навыками. Правильно подготовленный к школе ребенок должен различать пространственное расположение предметов и уметь обозначать его словами (сверху, снизу, справа, слева, за, перед и т.д.), определять величину и соотношение предметов, используя понятия «больше», «меньше», «ниже», «выше», «узкий», «широкий», «короткий», «длинный», «часть», «целое», знать основные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник), уметь их назвать и изобразить, различать и правильно проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные линии.

В 5-6 лет у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности: умение принять учебное задание, анализировать его условия и целенаправленно выполнять 10-15 минут, удерживая инструкцию и не отвлекаясь на случайные стимулы и ассоциации. Он уже может планировать свои действия и с удовольствием это делает, способен по словесному указанию запомнить и выполнить 3-4 последовательных действия.

Большое значение имеет также умственная работоспособность - время, которое ребенок способен быть сосредоточенным на умственной деятельности. Если через 5-7 минут он уже «сыт по горло», отвлекается, ищет любые предлоги, чтобы убежать от занятия - трудности на школьных уроках обеспечены. Не менее важны здоровье и физическая выносливость, точные, координированные движения кистей и пальцев: ведь предстоит по нескольку часов в день с небольшими перерывами сидеть, смотреть, слушать, думать, писать, рисовать.

Школьные успехи зависят также от того, насколько ребенок готов к роли ученика - ведь бывает и так, что вполне способный справиться со школьными заданиями первоклашка не понимает ситуацию, в которой он очутился и не может найти в ней свое место. Он не понимает, зачем надо выполнять «скучные» задания, не умеет вести себя так, как это принято в школе, не находит общего языка со сверстниками, не способен адекватно оценить свою работу, не прикладывает усилий для преодоления трудностей. В таком случае даже хорошие умственные возможности ребенка не избавят его от неприятностей: низкий уровень достижений, конфликты с учителем и сверстниками, непонимание и неприятие школьной ситуации будут препятствовать его успешному вхождению в школьную жизнь.

«Но мы не психологи, - могут сказать многие родители, - как нам определить, насколько ребенок готов к школе? И что делать, чтобы правильно подготовить его?»

Мы не ставим своей задачей предложить Вам систему тестов по определению готовности к школьному обучению. Действительно, родитель - не специалист, а непрофессиональное использование тестов ни к чему хорошему не приводит. Но отметить сформированность качеств, важных для школьного обучения, вполне под силу любому заинтересованному и внимательному к своему ребенку родителю. Говорите с ним побольше: обо всех событиях, которые он пережил в течение дня, о просмотренных мультиках, прочитанных вслух книжках. Это позволит Вам составить представление и о его словарном запасе, и о правильности и распространенности речевых конструкций, и о способности выделять главное, понимать причинно-следственные связи. Порисуйте или полепите вместе, описывая в словах, что и как изображаете, и Вам станет очевидным, насколько ребенок усвоил пространственные представления, понятия величины и соотношения, насколько точны и координированы движения его пальцев. Поиграйте в слова, называя по очереди слова на какую-либо букву или на последнюю букву предыдущего слова, и Вы сможете оценить не только его словарный запас, но способность выделять звуки в словах, и умственную работоспособность, и заинтересованность в умственной деятельности. Предложите другую игру - «в загадки»: Вы перечисляете предметы мебели, а ребенок «отгадывает» обобщающее слово, например, «мебель», или наоборот, Вы называете обобщающее слово, а ребенок перечисляет предметы, которые оно объединяет. Степень трудности можно варьировать - от элементарных (одежда, еда) до требующих определенного кругозора (например, дикие звери южных стран или насекомые). Можно поиграть в сравнения (например, что общего и чем отличаются кукла и девочка, мячик и арбуз, троллейбус и трамвай) - Вам станет очевидной способность ребенка анализировать и выделять существенные признаки. Поиграйте в «умного робота»: Вы даете ребенку инструкцию, состоящую из 3-4 последовательных действий, а он ее выполняет - так вы сможете оценить, насколько он может сосредоточиться и контролировать свою деятельность, удерживая в голове последовательный план.

Важные критерии, на которые следует обратить внимание: насколько ребенку интересна такая деятельность, как быстро он устает и теряет интерес, как оценивает собственные достижения (адекватно полученным результатам, безразлично, видит ли свои промахи, не слишком ли тревожен и обеспокоен неудачами). Если вам трудно оценить успешность Вашего ребенка, не поленитесь поговорить и поиграть с несколькими его друзьями-сверстниками - у Вас появится материал для сравнения.

Почему целесообразен такой «родительский контроль» за развитием ребенка? Ведь папы и мамы работают, у них и так совсем нет свободного времени. Они думают, что детский сад подготовит, оценит, исправит, если что не так. К сожалению, педагоги дошкольных учреждений не всегда внимательны к особенностям развития своих подопечных - «лишь бы вел себя прилично, а остальное несущественно». К тому же многие особенности развития неочевидны в дошкольном возрасте, но с началом обучения в школе создают существенные проблемы. Так, например, дети с негрубой задержкой психического или речевого развития используют в быту тот же запас слов, что и их благополучно развивающиеся сверстники, и так же себя ведут. Но в школе, когда нужно решать задачи или писать диктант, они не могут успешно справиться с заданиями и страдают от этого. Поэтому все же стоит найти время на игру-занятие со своим чадом, и если что-либо серьезно озаботит Вас, обратиться за профессиональным советом.

Надо ли уделять специальное внимание подготовке к школе? Некоторые родители считают, что неподготовленному ребенку интересней при обучении, поэтому он будет более сосредоточен на уроках. Но жизнь подсказывает, что интересно оказывается тогда, когда достижим успех, когда тебя высоко оценивают и хвалят. Поэтому стоит позаботиться о том, чтобы ребенок имел возможности достигать этого успеха.

Другие родители крайне озабочены подготовкой, и записывают ребенка во всевозможные «прогимназии» и «мини-лицеи». Конечно, если ребенок не посещает детское учреждение, днем наигрался и выспался, эти занятия сыграют позитивную роль - он сможет освоить пребывание в коллективе, попробовать свои силы на уроках-занятиях. Но если он каждый день находится в детском саду (где, кстати, уроки-занятия тоже проводятся), а вечером ходит на подготовительные занятия в школу, то фактически он «работает в две смены». А ведь кроме этого большинство малышей посещают дополнительные занятия музыкой, спортом, танцами, гимнастикой. Результат часто оказывается плачевным - переутомленный ребенок ничего не хочет, хнычет, раздражая маму: «Как это он не понимает - все для его пользы делаем!»

Конечно, не стоит пускать развитие малыша и подготовку к школе на самотек, но здесь необходимо найти золотую середину, не перестараться, натаскивая ребенка, требуя от него непосильного только потому, что «другие дети это уже умеют».

Многие мамы и папы искренне считают, что занятия с малышом - дело специалистов, а у них самих нет ни времени, ни умения учить своего малыша. Действительно, бывают случаи, когда без профессиональной помощи не обойтись - например, если у ребенка выражены недостатки в развитии речи или снижен слух. Но если Вы «умоете руки» и отстранитесь, то без Вашей помощи результаты коррекционной работы будут низкими, а занятия очень продолжительными даже у самого хорошего специалиста.

Заниматься со своим ребенком не всегда легко и просто иногда доброжелательность, спокойствие, выдержка даются нелегко. Нужно научиться не огорчать его своим неудовольствием и не сердиться за непонимание и неумение. В то же время никто лучше Вас не знает своего ребенка, может найти к нему подход. И ничье мнение и ничья поддержка не важны для него в такой степени, как Ваши.

Занятия должны быть короткими (10-20 минут в зависимости от интереса и усердия ребенка) и регулярными (каждый день или 3-4 раза в неделю - только так можно обеспечить непрерывность обучения). Никогда не переходите к следующему заданию, если предыдущее не выполнено: надо дать ребенку получить удовлетворение от достигнутого, и только потом переходить к чему-то новому. Цель должна быть новой и интересной, всегда чуть-чуть сложнее, чем уже освоенное, но достижимой для ребенка (иногда с небольшой Вашей помощью). Помните, что неудачи снижают интерес к новому, затрудняя дальнейшее обучение.

Чем целесообразно заниматься? В пять лет - рисовать, раскрашивать, лепить, строить из конструктора (не только как получится, но и по образцу, по замыслу), нанизывать бусы, складывать мозаики, головоломки, разучивать стихи и «чистоговорки» ... С пяти с половиной - шести лет помимо перечисленного стоит уделить внимание чтению, счету, прописям. Существует много вполне доступных вспомогательных средств для развития мышления, координации движений, умения целенаправленно трудиться - всевозможные конструкторы, мозаики, раскраски, пособия - «обучалки», не забывайте про пластилин и краски с бумагой, а за год до поступления в школу поищите в продаже специальные тетрадки для подготовки руки к письму со всевозможными штриховками и обводками.

Когда надо начинать готовиться к школе? Никогда не рано и лучше поздно, чем никогда. И не только на специальных занятиях. Обучать можно буквально с рождения. Ваши совместные с малышом игры, пример и помощь в действиях с предметами в самом раннем возрасте, внимание к бесконечным «почему?», сказки и совместные игры с ребенком постарше, привлечение его к бытовым делам и самообслуживанию, интерес к его занятиям, разговоры о том, что происходит вокруг, обсуждение прочитанного и увиденного - все это обучение, которое ведет за собой развитие ребенка. Дошкольник любознателен, он легко запоминает то, что вызвало интерес - старайтесь удовлетворить его любопытство, расширяя при этом круг представлений, обучая анализировать, выделять сходство и различие, замечать связь между причиной и следствием. Он повсюду сует свой нос, хочет попробовать все сделать сам - не ограничивайте его стремление к деятельности (в рамках его безопасности, конечно же), не удивляйтесь желанию разобрать новую игрушку (лучше помогите потом собрать опять), не прогоняйте с кухни, когда он хочет с Вами вместе месить тесто и лепить пирожки. Все это поможет сделать его голову думающей, а пальцы сильными и точными. И помните, что лучше всего он усвоит то, что будет казаться ему важным и интересным, а важным и интересным будет ему казаться то, что с удовольствием делают близкие и важные для него люди - мама и папа. Поэтому если вы хотите научить его чему-нибудь, прежде всего это должно вызывать интерес и удовольствие у Вас.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Скоро в школу.

Автор: Денисова Ольга Анатольевна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171641

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Викторина "Скоро в школу""
    ["seo_title"] => string(24) "viktorina_skoro_v_shkolu"
    ["file_id"] => string(6) "563587"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1605610250"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Консультация для родителей.  Как подготовить ребёнка к школе."
    ["seo_title"] => string(59) "konsultatsiiadliaroditielieikakpodghotovitriebionkakshkolie"
    ["file_id"] => string(6) "324418"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1462461686"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Волонтёрские команды в ГБОУ школе №683 "
    ["seo_title"] => string(41) "volontiorskiie-komandy-v-gbou-shkolie-683"
    ["file_id"] => string(6) "229733"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441865395"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Прощание со школой (последний звонок) "
    ["seo_title"] => string(41) "proshchaniie-so-shkoloi-posliednii-zvonok"
    ["file_id"] => string(6) "218536"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433830802"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Сценарий праздничной линейки "До свидания, лето! Здравствуй, школа!" "
    ["seo_title"] => string(69) "stsienarii-prazdnichnoi-linieiki-do-svidaniia-lieto-zdravstvui-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "232377"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442831702"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства