kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль функции дыхания в коррекции речевых нарушений

Нажмите, чтобы узнать подробности

описана роль нарушения дыхания при речевых нарушениях, упражнения для нормализации дыхания, правила их выполнения

Просмотр содержимого документа
«Роль функции дыхания в коррекции речевых нарушений»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 56 комбинированного вида»

683023, г. Петропавловск-Камчатский, проспект Победы, 53,

тел/ф. 29-56-10, mdou-56@pkgo.ru















Консультация для родителей


Роль функции дыхания

в формировании и коррекции

речевых нарушений.


















Подготовила: учитель-логопед

Федорова Анастасия Ивановна






Затрудненное прохождение воздуха через носовые ходы определяет ротовое или смешанное дыхание. Ротовое дыхание относится к вредным привычкам. Ребенок должен дышать носом, но отвык от этого в силу частых простудных заболеваний.

При ротовом дыхании мышцы языка ослабевают, язык смещается вниз, что приводит к нарушению артикуляции, возникновению гнусавости.

У детей с ротовым дыханием, как правило, ослаблен тонус круговой мышцы рта. Во время прогулок надо предложить ребенку медленно вдыхать и еще медленнее выдыхать носом. Выдох должен продолжаться в 1, 5-2 раза дольше, чем вдох, его лучше делать на четыре шага, а вдох на два шага. Или вдох на 2-3 шага, а выдох на 4-5 шагов. Особенно так полезно дышать при быстрой ходьбе и медленном беге.

Для профилактики простудных заболеваний очень важно научить ребенка носовому дыханию. При таком дыхании воздух проходить через носовой вход, увлажняется, высушивается, охлаждается или прогревается, очищается от пыли. Одновременно раздражаются рецепторы, участвующие в регуляции активности и кровотока головного мозга. Нарушения в состоянии этих рецепторов у детей с затруднениями носового дыхания нередко приводят к состоянию тревоги или угнетению, расстройству сна, что замедляет общее развитие организма.

При аденоидах функция дыхания нарушается, и нередко даже после их удаления у ребенка сохраняется привычка дышать ртом. Избавиться от этой привычки довольно сложно, но можно.


Для формирования носового дыхания необходимо выполнять гимнастику после сна или на улице.


Упражнения для нормализации носового дыхания:

  1. Ноги шире плеч. Вдох через нос, руки поднять перед собой, затем вверх, в стороны и медленно опустить (выдох через нос)

  2. Ноги на ширине плеч. Рот плотно закрыт, медленно поочередно вдыхать воздух то правой то левой ноздрей, поочередно прижимая пальцем противоположную ноздрю.


Процесс физиологического носового дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина вдоха соответствует потребностям организма в кислороде. Диафрагма является главной движущей силой в обеспечении дыхания. Самый оптимальный тип дыхания – грудобрюшной.

Детям с нарушениями речи и соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение.

Дыхание в процессе речи, так называемое речевое дыхание отличается от физиологического дыхания в спокойном состоянии. В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий вдох, а время выдох удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. У здоровых детей в 4-6 летнем возрасте, не имеющих речевой патологии грудобрюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. Усложнение речевой задачи в 5-6 лет в виде четырех, пяти и шестисловных фраз с новой лексикой может приводить к нарушению речевого дыхания.


У детей с речевыми нарушениями:

Физиологическое дыхание имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке.

Речевое дыхание развивается патологически. В процессе речевого высказывания отмечаются задержки дыхания, дополнительные вдохи. Объем выдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания недостаточен. Речевой выдох короткий и нерационально используемый. Произнесение отдельных слов может происходить в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.

Таким образом, детям с речевой патологией необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания.

Работа по развитию дыхательной функции и речевого дыхание не проводиться у детей с острыми респираторными заболеваниями, ринитом, аденоидами.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Все упражнения дыхательной гимнастики помогут сформировать целенаправленную воздушную струю, достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.


Правила выполнения упражнений:

  1. Не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении.

  2. Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 градусов.

  3. Одежда не должна стеснять движений

  4. Не заниматься сразу после приема пищи.

  5. Сопроводительный текст произносит взрослый

  6. Предметы, предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка

  7. Осанка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться).


Техника выполнения упражнений

  1. Воздух набирать через нос.

  2. Плечи не поднимать

  3. Выдох должен быть длительным и плавным

  4. Следить, чтобы не надувались щеки (для начала их можно поддерживать руками)

  5. Не повторять упражнение более 3-5 раз подряд, так как это может привести к головокружению.






Дыхательная гимнастика.

«Шарик надуваем и сдуваем» Ребенок ложится на спину на ковер, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается»), и выдыхает, втягивая живот («шарик сдувается»).


«Попьем» Вытянуть губы «трубочкой» и втянуть в себя воздух. Затем высунуть язык, свернутый «трубочкой» и выдохнуть плавно и длительно в получившуюся «трубочку»


«Парашют» Поднести комочек ваты к губам и подуть на комочек. При этом губы сложить в легкую улыбку, щеки не надувать.

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Приземлился парашют.


«Пар» Сделать вдох и на выдохе несколько раз подряд произнести звук П-П-П-П-П».


«Узнай овощ, фрукт» Взрослый и ребенок рассматривают и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает (глубоко плавно вдыхает) и запоминает запах овощей, фруктов. Затем взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами понюхать (глубоко плавно вдохнуть) и отгадать по запаху предложенный ему овощ или фрукт.


«Буря в стакане» Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.


«Кораблик». Запустите бумажный кораблик в таз с водой. Объясните ребенку, что если на него подуть плавно и долго, то кораблик поплывет. Сделать вдох носом, губы сложить в легкую улыбку и выдохнуть через рот.


«Снежинка» Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, сделанную из ваты.


«Подуем с блинчика» Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть на язык, произнося длительно «ПФФФФФФФ». Щеки не надувать.


«Приятный запах» Ребенок нюхает очищенные фрукты или цветок (делает длительный носовой вдох) и на выдохе произносит: «Хорошо». «Вкусно». «Приятный запах». Затем целую фразу: «Ах! Как приятно пахнет!»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль функции дыхания в коррекции речевых нарушений

Автор: Анастасия Ивановна Федорова

Дата: 24.07.2020

Номер свидетельства: 555028

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Доклад из опыта работы «Логоритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_iz_opyta_raboty_loghoritmika_kak_mietod_prieodolieniia_riechievykh_narush"
    ["file_id"] => string(6) "389916"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486650032"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Здоровьесберегающие технологии в логопедии "
    ["seo_title"] => string(56) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-loghopiedii"
    ["file_id"] => string(6) "221884"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435654504"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Игровые формы работы с детьми с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(59) "ighrovyieformyrabotysdietmisovznamuzykalnykhzaniatiiakhvdou"
    ["file_id"] => string(6) "274856"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452450074"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Статья: «Эффективность применения дидактических игр на уроках по развитию мимики и пантомимики» "
    ["seo_title"] => string(102) "stat-ia-effiektivnost-primienieniia-didaktichieskikh-ighr-na-urokakh-po-razvitiiu-mimiki-i-pantomimiki"
    ["file_id"] => string(6) "203251"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429446973"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства