Рекомендации учителя – логопеда родителям по преодолению письменных ошибок
Рекомендации учителя – логопеда родителям по преодолению письменных ошибок
Специфика школьного логопеда исправлять не только устную речь, но и предупреждать и исправлять письменные ошибки. Особенно в 1 классах часто встречаются замены букв по оптическому сходству. Учителям и родителям можно предложить задания и упражнения направленные на устранение и предупреждение этих замен. Данную статью можно использовать на стенде для родителей, можно в качестве памятки для родителей во время индивидуальных консультаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации учителя – логопеда родителям по преодолению письменных ошибок»
Рекомендации учителя – логопеда
родителям по преодолению письменных ошибок,
связанных с недоразвитием оптико-пространственных процессов.
Специфика школьного логопеда исправлять не только устную речь, но и предупреждать и исправлять письменные ошибки. Особенно в 1 классах часто встречаются замены букв по оптическому сходству. Учителям и родителям можно предложить задания и упражнения направленные на устранение и предупреждение этих замен. Данную статью можно использовать на стенде для родителей, можно в качестве памятки для родителей во время индивидуальных консультаций.
Рекомендации родителям по преодолению письменных ошибок, связанных с недоразвитием оптико-пространственных процессов.
Процесс овладения учащимися начальной школы письменной речью достаточно сложен и многообразен. Одни учащиеся справляются с этим быстрее и легче, у других же это вызывает значительные трудности. Письменная речь - это вторичная более поздняя, по времени возникновения, форма существования языка. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Буквы, заменяемые детьми по оптическому и кинетическому сходству, можно разделить на следующие группы:
а) буквы, отличающиеся друг от друга по количеству элементов или по наличию (отсутствию) дополнительного элемента: о-а, ш-щ, и-ш, л-м. и-ц, п-т, х-ж
в) буквы, отличающиеся на письме одним из элементов: и-у, б-д, л-я, а-д, Г-Р, Н-К
Приемы для профилактики и устранения оптической дисграфии:
Коррекционную работу нужно начинать не с букв, а с геометрических фигур:
* Предлагаются парные картинки с изображением одного и того же предмета, но с изменением при этом некоторых его деталей (домик с неодинаковым количеством окон, разным расположением трубы на крыше и пр.; ёлочка с разным количеством веточек-штрихов и т. п.)
* различение геометрических фигур по форме и величине (при неправильном выполнение, ребёнку необходимо пояснить различия в фигурах)
* очень важно проведение специальной работы по усвоению понятий «верх - низ»,
Сначала ребёнок только показывает, какие фигуры расположены справа, слева, сверху, между… Потом сам называет место расположения фигур по отношению к другой фигуре.
* «оречевление» различного пространственного расположения предметов (карандаш на книге, в книге, под книгой и т.д.)
Лишь после предварительной подготовки можно переходить непосредственно к работе над дифференциацией смешиваемых букв:
• сравнение двух смешиваемых букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий. Н-р, у буквы и только 2 крючка, а у буквы ш – 3; у буквы р палочка длинная, а у буквы п – короткая; у буквы ш только 3 крючка, а у буквы щ кроме них, есть ещё дополнительный элемент и т. д.
• складывание букв из составляющих их элементов;
• построение буквы по словесной инструкции с одновременным показом взрослым;
• предложение ребенку построить букву самостоятельно без зрительного образца;
• отгадывание буквы, построенной другим;
• реконструирование, то есть «переделка» одной буквы в другую;
• «достраивание» букв путём добавления к ним недостающих элементов;
• нахождение «спрятавшихся» букв в фигуре (– Б, Т, Г, Р, Ф; – В, Р, Ь, Ъ, Ф; – Ж, Х, Т, Г, У, К)
• вылепливание смешиваемых букв из пластилина;
• письмо смешиваемых букв в воздухе; на ладони у ребёнка (опора на более сохранный в данном случае двигательный анализатор);
• вырезание букв из бумаги или картона;
• обводка контуров букв;
• раскрашивание буквы большого размера (5-6 см.), написанной взрослым;
• письмо букв по опорным точкам, поставленными взрослыми;
• узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и пр.);
• узнавание и последующее называние недописанных букв;
• называние рядом написанных сходных по описанию букв;
• на заключительных этапах работы: письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку. Перед записью каждой буквы ребёнок должен сказать, из каких элементов она состоит.
• письмо под диктовку слогов, а затем и слов со смешиваемыми или неправильно изображаемыми буквами
Задания для профилактики и исправления «зеркального» написания букв:
развитие ориентировки в окружающем пространстве;
в каждой паре букв показать правильно написанную букву;
рассказать, как можно «переделать» «зеркальную» букву в правильную;
зачеркнуть все «зеркальные» буквы;
перевести оставшиеся не зачёркнутыми (то есть правильно написанные) буквы из печатного шрифта в рукописный;
на заключительных этапах работы письменные упражненияпод контролем взрослых. Основной принцип всех письменных упражнений: предупредить и не допустить ошибки, а не исправлять уже сделанные.
Данные упражнения позволяют не только закрепить правильный оптический образ буквы, но и являются средством предупреждения возникновения оптической дисграфии.