kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предупреждение и устранение дисграфии у детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для учителей начальных классов, родителей и логопедов. На первых слайдах дается описание дисграфии - основные симптомы, особенности. Далее указаны три группы специфических ошибок, встречающихся в письменных работах детей. Подробно описаны виды дисграфий: артикуляторно-акустическая, на основе нарушения фонемного распознавания, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая. Что лежит в основе той или иной формы дисграфии, причины возникновения, примеры ошибок. Последние слайды посвящены рекомендациям родителям и учителям по профилактике и преодолению специфических ошибок в письменной речи учащихся. Предлагаются  упражнения которые можно выполнять в домашних условиях под присмотром взрослых.п
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предупреждение и устранение дисграфии у детей. »

Предупреждение и устранение дисграфии у детей

Предупреждение и устранение дисграфии у детей

Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма).

Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма).

  • Основным симптомом дисграфии и дислексии считается наличие стойких специфических ошибок (т.е. не связанные с применением орфографических правил). Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании.
  • Формирование аппарата письменной речи происходит на начальной, элементарной стадии освоения чтения и письма, и лишь спустя полтора-два года от начала обучения письмо и чтение могут рассматриваться как умственное действие, поскольку их техническая сторона автоматизируется, а на первый план выступает смысловая сторона этих процессов. Поэтому, обычно, наличие дислексии или дисграфии можно диагностировать в конце 2-го класса.
Выделяют три группы специфических ошибок:

Выделяют три группы специфических ошибок:

  • ошибки на уровне буквы и слога
  • (пропуск букв и слогов, замены букв,
  • перестановки, вставки);
  • ошибки на уровне слова
  • (раздельное написание частей слова, слитное написание союзов, предлогов с последующим или предыдущим словом, смещение границ слов – слияние смежных слов и разрыв одного из них, морфемный аграмматизм – нарушение функции словообразования и словоизменения)
  • ошибки на уровне предложения (словосочетания).
  • ( отсутствие обозначения границ предложений или эти границы обозначаются произвольно, аграмматизмы, т.е. нарушения связи слов: согласования и управления. Ошибки в изменении слов по категориям числа, рода, падежа, времени).
Классификация дисграфий

Классификация дисграфий

  • Артикулярно-акустическая
  • На основе нарушения фонемного распознавания
  • На почве нарушения языкового анализа и синтеза
  • Аграмматическая
  • Оптическая
АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

  • В основе артикуляторно-акустической дисграфии лежит тот вид неправильного произношения ребенком звуков речи, когда один звук полностью заменяется другим (например, ребенок говорит «сапка» вместо «шапка»).
  • Овладение правильным произношением всех звуков речи до нача­ла обучения грамоте важно по следующей причине. В начальный пе­риод овладения грамотой дети обычно проговаривают вслух каждое записываемое ими слово, что помогает им уточнить его звуковой со­став. Однако если ребенок произносит звуки неправильно (особенно если он заменяет один звук речи другим), то такое проговаривание в процессе письма не только не помогает, но даже мешает. Ребенок в этих случаях пишет так, как говорит, то есть «косноязычие» из его устной речи переходит и на письмо — возникает артикуляторно-аку-стическая дисграфия.
  • Сонорные р — л («хородный», «смерый», «провеляр», «крюч», «лабота»).
АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

  • Акустическая дисграфия связана с недостаточно четкой слуховой дифференциацией ребенком акустически близких речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме. Например, ребенок, не различающий на слух звуки Р и Л, пишет «кал-тина» вместо «картина» или «тлуба» вместо «труба».
Смешения, обусловленные акустическим сходством  Звонкие в глухие парные согласные в четкой позиции, т. е. в случаях совпадения написания и произношения этих согласных:

Смешения, обусловленные акустическим сходством

Звонкие в глухие парные согласные в четкой позиции, т. е. в случаях совпадения написания и произношения этих согласных:

  • д — т («тавно», «сыдый», «деди», «дрещат», «медёт», «втрук»;
  • з — с ( «кослик», «привосит», «саснул», «вазилек»);
  • б — п ( «бодарил», «просают», «пельё», «балатка», «польшой»);
  • в — ф («портвель», «ворточка», «картовель»);
  • ж — ш («крушился», «жумно», «жишки», «ложадь»);
  • г — к («клавный», «досга», «кокда», «собага»).
  • Лабиализованные гласные:
  • ё—ю («клёква», «лёбит», «замюрз», «тюплый», «самолют», «перелютные»).
  • Заднеязычные г — к — х («черемука», «колгоз», «гороговый», «за голмом»);
  • Свистящие и шипящне:
  • с—ш («восли», «шушим», «шажали», «пушиштый», «гнёздыско»);
  • з—ж («жажгли», «скажал», «излозение», «зивотные»);
  • с’—щ («нещет», «сенок», «сетка»).
  • Аффрикаты: ч — щ («стущал», «роча», «хичный»);
  • ч—ц («граци», «чапля», «процитал», «цястый»);
  • ч — т’ («утитеяь», «Жутька», «играч»);
  • ц — т («пцицы», «цвецёт», «Пеця»);
  • ц—с («рельцы», «куриса», «наулетсах»).
ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ

ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ

  • Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложения на слова, слов на слоги и слов на звуки) самым сложным для детей является последний — фонематический анализ слов. . В частности, ре­бенок должен уметь определить следующее:
  • — какие именно звуки (фонемы) входят в состав слова;
  • - сколько всего звуков в слове;
  • - какова последовательность звуков в слове (какой звук первый, второй, третий и т. д.);
  • - каково место каждого звука в слове по отношению к другим зву­кам этого слова (например, какой звук в слове «лампа» слышится перед М и какой после М).
Проявляется – в искажениях структуры •слова и предложения.

Проявляется – в искажениях структуры •слова и предложения.

  • пропуски согласных при их стечении (диктант – дикат, школа – кола)
  • пропуски гласных (собака – сбака)
  • добавление букв ( «шекола», «девочика», «ноябарь»).
  • пропуски, добавления, перестановки слогов ( он-«но», от школы — «то школы»).
  • слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами
  • раздельное написание слова
  • раздельное написание приставки и корня слова
ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

  • . Оптическая дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем ее развития. В основе этого вида дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза.
Рассмотрим примеры смешения букв по оптическому сходству:

Рассмотрим примеры смешения букв по оптическому сходству:

  • о — а (в ударной позиции «бонт», «кугюлся», «ураки», «глозки»
  • б—д («рыдоловы», «у6ача», «дольшой», «мебведь», «вородей», «ядлоки»
  • и—у («прурода», «миха», «на береги», «криглый»);
  • п — т («стасли», «спанция», «стешил», «вытал снег», «пемно», «атрель»);
  • х—ж («поймал еха», «можнатый», «нажодка», «дорохки»);
  • Г—Р («Гечка», «Ролова», «Ролод», «Гастаял»
Все буквы русского алфавита как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов («палочки», «крючочки», овалы и полуовалы и несколько специфичных элементов, характерных для отдельных букв). Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой как по количеству,  так и по пространственному расположению, и образуют различные буквенные знаки. Одинаковость составляющих буквы элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв.

Все буквы русского алфавита как в печатном, так и в рукописном шрифте состоят из очень небольшого набора одних и тех же элементов («палочки», «крючочки», овалы и полуовалы и несколько специфичных элементов, характерных для отдельных букв). Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой как по количеству, так и по пространственному расположению, и образуют различные буквенные знаки. Одинаковость составляющих буквы элементов неизбежно приводит к наличию в алфавите нескольких групп оптически сходных букв.

АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

  • Механизм – недоразвитие грамматического строя речи: морфологических синтаксических обобщений, которые являются составной частью речи.
  • Проявляется – в виде аграмматизмов.
  • На уровне слова, словосочетания, предложения, текста
  • На уровне слова: замена префиксов, суффиксов (захлестнула – нахлестнула, козлята – козлёнки)
  • Нарушение падежных окончаний («много деревов»)
  • Нарушение предложных конструкций (под столом – «на столом»)
  • Изменение падежа местоимений (около него – «около ним»)
  • Числа существительных («дети бежит»)
  • Нарушение согласования («бела дом»)
Домашний логопед

Домашний логопед

  • 1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
  • 2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  • 3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, не ругайте и не огорчайтесь, когда всё валится из рук Здесь будет уместно если не одобрение, то ободрение. Но важно, чтобы не чувствовалась даже скрытая агрессия, скрытая боль за ошибки. Скажите себе, что все получится и поверьте в это .
  • 4.Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: "ошибка не должна фиксироваться в сознании". Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а", а "о".
  • 5.Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

"Корректурная правка"

  • Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сперва их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
  • Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим учеником. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
  • Внимание: лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной! или двух, - и работать только с ними.
Метод тактильного воздействия.

Метод тактильного воздействия.

  • Закрой глаза, я буду писать на твоей спине (ладошке, щеке, на лбу) букву. Подумай и назови звук соответствующий этой букве, например букве: Т. Открой глаза, напиши пальчиком на парте, (сделай из проволоки, из нити, выложи из пуговиц) нужную букву.
Исправление дисграфии с помощью “Word” - текстового редактора.

Исправление дисграфии с помощью “Word” - текстового редактора.

  • Поскольку у детей дисграфиков очень часто формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать навыки чтения, занятия на компьютере частично снимает эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Работа на компьютере разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха. Работа в текстовом редакторе напоминает урок обучения грамоте – поиск нужной клавиши сначала затягивается во времени и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука. Таким образом, при работе включается речеслуховой анализатор, речедвигательный анализатор, зрительный анализатор. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, что способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дисграфика.
  • Примерные виды заданий для работы с компьютером на логопедических занятиях:
Родной язык как иностранный.

Родной язык как иностранный.

  • Взять тетради ребенка , выписать на карточки все слова, которые он писал неправильно, маркером подчеркнуть ошибки. На обратной стороне написать правило и проверочные слова, если они есть, и поставить карточки в ящичек. Каждый день надо прорабатывать три карточки. Три раза произнести слово с хорошей артикуляцией, три раза его написать, повторить правило, согласно которому пишется это слово. Отработали карточку – переложили в другой ящичек под названием “Пишу правильно”. Способ, может, и механистический, но, как показал опыт, эффективный.
Орфографическое чтение

Орфографическое чтение

  • Предложите ребенку прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.
  • В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.
  • Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.
  • Орфографическое чтение должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.
Семейные  ритуалы Создавать различные семейные ритуалы, связанные с книгами. Самый простой из них, но в то же время бесценный - это чтение малышу перед сном. Конечно, сюжет для чтения на ночь не должен быть устрашающим. Еще важна такая деталь - в роли чтеца стоит время от времени выступать не только маме или бабушке, но и папе. Иначе некоторые мальчики начинают считать чтение

Семейные ритуалы

Создавать различные семейные ритуалы, связанные с книгами. Самый простой из них, но в то же время бесценный - это чтение малышу перед сном. Конечно, сюжет для чтения на ночь не должен быть устрашающим. Еще важна такая деталь - в роли чтеца стоит время от времени выступать не только маме или бабушке, но и папе. Иначе некоторые мальчики начинают считать чтение "занятием для девчонок", недостойным настоящего мужчины . А останавливаться следует на самом интересном месте, и тогда , возможно, не дождавшись вечера ,ребенок начнет читать сам .

Выполнила Тимофеева А.В. учитель-логопед МБОУ Кольцовская СОШ №5 с углубленным изучением английского языка

Выполнила Тимофеева А.В.

учитель-логопед МБОУ Кольцовская СОШ №5 с углубленным изучением английского языка


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Предупреждение и устранение дисграфии у детей.

Автор: Тимофеева Анна Васильевна

Дата: 11.06.2014

Номер свидетельства: 102108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Род имени существительного. Дифференциация существительных разного рода."
    ["seo_title"] => string(89) "rod-imieni-sushchiestvitiel-nogho-diffierientsiatsiia-sushchiestvitiel-nykh-raznogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "305713"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457974008"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства