Подборка речевых игр и упражнений, направленных на формирование образности речи детей дошкольного возраста
Подборка речевых игр и упражнений, направленных на формирование образности речи детей дошкольного возраста
Целью данной подборки является систематизация и обобщение речевых игр и упражнений, способствующих формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Сборник адресован студентам педагогического колледжа и воспитателям дошкольных образовательных организаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
среднего профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Подборка речевых игр и упражнений, направленных на формирование образности речи детей дошкольного возраста
Исполнитель: Никулина Е.А.
студентка 4 до группы.
Руководитель: Устьянцева И.Ю.
преподаватель психолого-педагогических дисциплин.
Камышлов, 2018
Подборка речевых игр и упражнений, направленных на формирование образности речи детей дошкольного возраста для студентов педагогического колледжа и воспитателей дошкольных образовательных организаций/ сост. Никулина Е. А. – Камышлов. ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2018г.
Рецензент: Устьянцева И.Ю.
Целью данной подборки является систематизация и обобщение речевых игр и упражнений, способствующих формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Сборник адресован студентам педагогического колледжа и воспитателям дошкольных образовательных организаций.
Игры и игровые упражнения для детей 2-3 лет, направленные на формирование образности речи
«Угадай»
«Опиши предмет»
«Сравнение»
«Кто скажет по-другому?»
Ошибка
Игры и игровые упражнения для детей 4-5 лет, направленные на формирование образности речи
«Весна»
«Парные картинки»
«На что похоже»
«Подбери картинку»
«Я начну, а вы продолжите»
«Кто внимательнее?»
Игры и игровые упражнения для детей 6-7 лет, направленные на формирование образности речи
«Зима»
«Зашифрованная мудрость»
«Подбери пословицу к сказке»
«Подбери пословицу»
«На что похоже»
«Угадай по действиям»
«На выставке»
Пояснительная записка
Вопросы речевого развития детей дошкольного возраста в последнее время приобретают все большую актуальность.
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру.
Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в игровой форме, т.е. играя - обучают. Во все занятия и режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.
Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношении.
Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.
Особое внимание уделяется дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.
Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Игры и игровые упражнения для детей 2-3 лет, направленные на формирование образности речи
Игра «Угадай»
Целью игры является умение находить предмет по его признакам и действиям.
Вначале покажите малышу несколько игрушек. Затем опишите одну: зайчик серенький, у него маленький хвостик, он любит морковку. Пусть ребенок попробует отгадать.
Игра «Опиши предмет»
Положите в коробку несколько фруктов и овощей. Доставая, назовите: это помидор. Путь ребенок опишет его: он красный, круглый, сочный. Или: арбуз – полосатый, большой, сладкий. Так малыш научится определять признаки предметов.
Игра «Сравнение»
Ребенку предлагают двух кукол, он дает им имена и находит отличия. Например, у Маши голубые глаза, а у Тани – коричневые. Аналогично: волосы – светлые и рыжие, одна в платье, другая в брюках. Ребенок сможет сравнивать предметы с разными характеристиками.
«Кто скажет по-другому?»
Цель: формировать умение подбирать слова и выражения, наиболее подходящие по смыслу.
Материал: словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».
Воспитатель читает детям словацкую народную сказку «У солнышка в гостях».
Воспитатель. В сказке вам встретились интересные слова и выражения, например: «Однажды большая туча занавесила небо». Как сказать об этом по-другому? (Небо нахмурилось, скоро будет дождь, стало пасмурно.)
«Загрустили цыплята». Подберите слова, чтобы сказать об этом же иначе... А когда разбудили солнышко, какими стали цыплята?
«"Где же вы его найдете?" — закудахтала наседка». Как сказать, что она сделала?
Вспомните, как будили друзья солнышко.
Когда солнце показалось в небе, какое оно было? Расскажите. (дети выполняют задания)
Воспитатель. Незнайка, который теперь ходит в Школу веселых человечков, написал в письме, что научился составлять предложения. Послушайте их. «Маша целыми днями не покладая рук лежала в постели». Почему вы смеетесь? Незнайка ошибся? Как же нужно было сказать? (дети отвечают)
«Когда Оля увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула». Где ошибка? Как сказать правильно? (дети отвечают)
«Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!» Как правильно сказать? (дети отвечают)
«Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песочницу». Все ли здесь правильно? Как нужно сказать? (дети отвечают)
Игры и игровые упражнения для детей 4-5 лет, направленные на формирование образности речи
«Весна»
Цель. Активизировать использование образной лексики в речи детей.
— Представьте березовую рощу весной, какая она? Зеленая, пышная, кудрявая, белоствольная, распустила косы, шепчутся девушки-красавицы. в белых сарафанах, протянули ветви-руки друг к другу, встали в хоровод и т.д.
«Парные картинки»
Цель. Упражнять детей в составлении словосочетаний со словами как, как будто, словно. Побуждать к употреблению в речи сравнений яри описании осенней природы.
Ход. На доске картинки с изображением осеннего клена, листопада, осенней тучи, красной рябины, красных яблок, осеннего леса, покрытой листьями земли.
У детей картинки с изображением красного костра, порхающих бабочек, серой кошки, красных бус, красных шаров, сказочного дворца, пестрого ковра.
Детям предлагается подобрать парные картинки и составить словосочетание. Например, осенний лес, как сказочный дворец; листья летят, как будто порхают разноцветные бабочки и т.п.
«На что похоже»
Цель. Учить детей подбирать сравнения; составлять словосочетания, употребляя слова как, как будто, словно.
Ход: на доске картинки с изображением солнца, снега, облаков.
У детей карточки с изображением белого кружевного платка, белой простыни, белого сахара, перышек, оранжевого апельсина, красного шара, подсолнуха и т.д.
Детям предлагается найти предметы, похожие на солнце, облако, снег. Например, солнце, как красное яблоко; облака, будто вата и т.д.
«Подбери картинку»
Цель. Продолжать знакомить детей с фразеологизмами к переносным значением словам и словосочетаний.
Оборудование. Картинки, иллюстрирующие фразеологизмы (повесить нос, выбиться из сил, промерзнуть до костей, держать язык за зубами, задирать кос, покатываться со смеху и т.д.).
Ход. Волшебница заколдовала все картинки. Чтобы их расколдовать, нужно назвать и объяснить, что означают эти выражения. Отберите только те картинки, которые подходят к героям сказки «Красная шапочка», «Снежная королева», «Цветик-семицветик», «Аленький цветочек» и т.д.
«Яначну, а вы продолжите»
Цель: формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения.
Материал: рассказ Н. Носова «На горке».
Воспитатель читает рассказ. Затем говорит незаконченные предложения, а дети должны их закончить, использовав образные обороты речи.
Примерный набор предложений.
Был ясный морозный день, снег на солнце... (сверкал, искрился, переливался, блестел).
Миша сел на санки и помчался с горы... (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией).
Санки перевернулись, и мальчик... (шлепнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег).
Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился... (не покладая рук, без устали, в поте лица).
«Кто внимательнее?»
Цель: формировать умение выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты. Материал: уже известная детям любая народная сказка.
Воспитатель. Разные народы живут на земле. И у каждого народа есть свои сказки. Народные сказки легко отличить от авторских литературных произведений, потому что в них особенные сказочные слова, песенки. Сейчас я расскажу сказку, которую вы уже знаете. Внимательно слушайте и постарайтесь заметить такие слова.
После чтения сказки дети называют специфические сказочные выражения. Каждый правильный ответ отмечается фишкой. Выигрывает тот, кто больше заметит и назовет сказочных выражений, образных слов.
Игры и игровые упражнения для детей 6-7 лет, направленные на формирование образности речи
«Зима»
Цель. Активизировать использование образной лексики в речи детей.
Ход. Воспитатель предлагает детям такие вопросы;
Какой снег зимой? Сверкающий, Белый, искристый, холодный, ледяной, пушистый, обжигающий и т.д.
Что делает снег? Белеет, сверкает, холодит, хрустит, пушится и т.д.
На что похож снег, когда покрывает все вокруг? На покрывало, на теплое, белоснежное одеяло, снег обрядил деревья в теплые снеговые шубы.
«Зашифрованная мудрость»
Цель. Закреплять умение распознавать в рисунках сюжеты пословиц; продолжать учить осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц и фразеологизмов.
Оборудование. Картины, на каждой из которых изображены персонажи нескольких пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Например: птица в клетке — «Не сладко птице и в золотой клетке»; рыба с зонтом — «Как рыбе зонтик» и т.д. Поговорок, пословиц и фразеологизмов на одной картинке должно быть не менее 10.
Ход. Предложить детям узнать по изображениям на картинке пословицы, фразеологизмы, поговорки. Игра проводится в виде конкурса. С одной картинкой — «Кто больше назовет?» С двумя картинками (командой) «Назовите все изображенные пословицы и фразеологизмы. Кто быстрее?»
«Подбери пословицу к сказке»
Цель. Уточнить представления детей о жанровых особенностях пословиц; учить осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний; закреплять умение подбирать пословицу к главной идее сказки.
Оборудование, Иллюстрации к разным сказкам, карточки с напечатанными на них пословицами.
Ход. Детям предлагается прочитать пословицу; объяснить ее смысл и подобрать сказку, к которой она подходит. Подобрать определения к героям сказки.
«Подбери пословицу»
Цель. Активизировать использование в речи детей пословиц и поговорок.
Ход. Детям раздаются картинки, и предлагается подобрать к ним подходящую пословицу или поговорку.
«На что похоже»
Цель. Учить детей подбирать сравнения; составлять словосочетания, употребляя слова как, как будто, словно.
Ход: На доске картинки с изображением солнца, снега, облаков.
У детей карточки с изображением белого кружевного платка, белой простыни, белого сахара, перышек, оранжевого апельсина, красного шара, подсолнуха и т.д.
Детям предлагается найти предметы, похожие на солнце, облако, снег. Например, солнце, как красное яблоко; облака, будто вата и т.д.
«Угадай по действиям»
Цель. Учить детей подбирать глаголы к именам существительным, воспитывать умение быстро отвечать.
Игровые правила. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку; выигрывает тот, кто больше всех наберет фишек.
Ход. Ребята, все предметы, явления, животные, птицы, сказочные герои выполняют какие-то действия. Например, солнце, что оно делает? Светит, пригревает, ласкает, ослепляет, веселит и т.д. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай по действиям». Я задумаю слово, а вы по действиям должны отгадать это слово. Например, снег. Он идет, порхает, кружится, ложится, тает, переливается, искрится и т.д.
Затем роль ведущего предлагается ребенку.
«На выставке»
Цель: формировать умение давать описание картины, используя образные слова и выражения.
Воспитатель размещает на мольберте или в группе детские рисунки (желательно тематически подобранные) и организует выставку. Из группы детей назначает экскурсовода, который проводит экскурсию по выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребенок в чем-то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.