kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подборка речевых игр и упражнений, направленных на формирование образности речи детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной подборки является систематизация и обобщение речевых игр и упражнений, способствующих формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Сборник адресован студентам педагогического колледжа и воспитателям дошкольных образовательных организаций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подборка речевых игр и упражнений, направленных на формирование образности речи детей дошкольного возраста»



Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»









Подборка речевых игр и упражнений, направленных на формирование образности речи детей дошкольного возраста







Исполнитель: Никулина Е.А.

студентка 4 до группы.

Руководитель: Устьянцева И.Ю.

преподаватель психолого-педагогических дисциплин.





Камышлов, 2018







Подборка речевых игр и упражнений, направленных на формирование образности речи детей дошкольного возраста для студентов педагогического колледжа и воспитателей дошкольных образовательных организаций/ сост. Никулина Е. А. – Камышлов. ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2018г.



Рецензент: Устьянцева И.Ю.



Целью данной подборки является систематизация и обобщение речевых игр и упражнений, способствующих формированию образности речи детей дошкольного возраста.



Сборник адресован студентам педагогического колледжа и воспитателям дошкольных образовательных организаций.





©ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2018

















Содержание


Игры и игровые упражнения для детей 2-3 лет, направленные на формирование образности речи

    1. «Угадай»

    2. «Опиши предмет»

    3. «Сравнение»

    4. «Кто скажет по-другому?»

    5. Ошибка

Игры и игровые упражнения для детей 4-5 лет, направленные на формирование образности речи

  1. «Весна»

  2. «Парные картинки»

  3. «На что похоже»

  4. «Подбери картинку»

  5. «Я начну, а вы продолжите»

  6. «Кто внимательнее?»

Игры и игровые упражнения для детей 6-7 лет, направленные на формирование образности речи

  1. «Зима»

  2. «Зашифрованная мудрость»

  3. «Подбери пословицу к сказке»

  4. «Подбери пословицу»

  5. «На что похоже»

  6. «Угадай по действиям»

  7. «На выставке»










Пояснительная записка

Вопросы речевого развития детей дошкольного возраста в последнее время приобретают все большую актуальность.

Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру.

   Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок.  Во избежание повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в игровой форме, т.е. играя - обучают.  Во все занятия и режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические и подвижные игры.

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношении.

Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.

Особое внимание уделяется дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.







Игры и игровые упражнения для детей 2-3 лет, направленные на формирование образности речи


  1. Игра «Угадай»

Целью игры является умение находить предмет по его признакам и действиям.

Вначале покажите малышу несколько игрушек. Затем опишите одну: зайчик серенький, у него маленький хвостик, он любит морковку. Пусть ребенок попробует отгадать.


  1. Игра «Опиши предмет»

Положите в коробку несколько фруктов и овощей. Доставая, назовите: это помидор. Путь ребенок опишет его: он красный, круглый, сочный. Или: арбуз – полосатый, большой, сладкий. Так малыш научится определять признаки предметов.


  1. Игра «Сравнение»

Ребенку предлагают двух кукол, он дает им имена и находит отличия. Например, у Маши голубые глаза, а у Тани – коричневые. Аналогично: волосы – светлые и рыжие, одна в платье, другая в брюках. Ребенок сможет сравнивать предметы с разными характеристиками.


  1. «Кто скажет по-другому?»

Цель: формировать умение подбирать слова и выражения, наибо­лее подходящие по смыслу.

Материал: словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».



Воспитатель читает детям словацкую народную сказку «У солныш­ка в гостях».

Воспитатель. В сказке вам встретились интересные слова и выражения, например: «Однажды большая туча занавесила небо». Как сказать об этом по-другому? (Небо нахмурилось, скоро будет дождь, стало пасмурно.)

«Загрустили цыплята». Подберите слова, чтобы сказать об этом же иначе... А когда разбудили солнышко, какими стали цыплята?

«"Где же вы его найдете?" — закудахтала наседка». Как сказать, что она сделала?

Вспомните, как будили друзья солнышко.

Когда солнце показалось в небе, какое оно было? Расскажите. (дети выполняют задания)


  1. «Ошибка»

Цели: познакомить с образными выражениями, формировать уме­ние находить смысловые неточности, ошибки. Материал: кукла Незнайка.

Воспитатель. Незнайка, который теперь ходит в Школу весе­лых человечков, написал в письме, что научился составлять предло­жения. Послушайте их. «Маша целыми днями не покладая рук лежа­ла в постели». Почему вы смеетесь? Незнайка ошибся? Как же нуж­но было сказать? (дети отвечают)

«Когда Оля увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула». Где ошибка? Как сказать правильно? (дети отвечают)

«Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!» Как правильно сказать? (дети отвечают)

«Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша побрел в песоч­ницу». Все ли здесь правильно? Как нужно сказать? (дети отвечают)



Игры и игровые упражнения для детей 4-5 лет, направленные на формирование образности речи


  1. «Весна»

Цель. Активизировать использование образной лексики в речи детей.

Ход.  Воспитатель предлагает детям такие вопросы:

  • Какое солнце весной? Лучистое, золотое, яркое, оранжевое, жаркое, весеннее и т.д.

  • Какой ветер весной? Теплый, свежий, приятный, освежающий, ободряющий, нежный, веселый и т.д.

  • Какая трава весной? Молодая, густая, сочная, зеленая, пушистая, изумрудная и т.д.

— Представьте березовую рощу весной, какая она? Зеленая, пышная, кудрявая, белоствольная, распустила косы, шепчутся девушки-красавицы. в белых сарафанах, протянули ветви-руки друг к другу, встали в хоровод и т.д.    

  1.  «Парные картинки»

Цель. Упражнять детей в составлении словосочетаний со словами как, как будто, словно. Побуждать к употреблению в речи сравнений яри описании осенней природы.

Ход. На доске картинки с изображением осеннего клена, листопада, осенней тучи, красной рябины, красных яблок, осеннего леса, покрытой листьями земли.

У детей картинки с изображением красного костра, порхающих бабочек, серой кошки, красных бус, красных шаров, сказочного дворца, пестрого ковра.

Детям предлагается подобрать парные картинки и составить словосочетание. Например, осенний лес, как сказочный дворец; листья летят, как будто порхают разноцветные бабочки и т.п.   




  1. «На что похоже»

Цель. Учить детей подбирать сравнения; составлять словосочетания, употребляя слова как, как будто, словно.

Ход: на доске картинки с изображением солнца, снега, облаков.

У детей карточки с изображением белого кружевного платка, белой простыни, белого сахара, перышек, оранжевого апельсина, красного шара, подсолнуха и т.д.

Детям предлагается найти предметы, похожие на солнце, облако, снег. Например, солнце, как красное яблоко; облака, будто вата и т.д.



  1. «Подбери картинку»

Цель. Продолжать знакомить детей с фразеологизмами к переносным значением словам и словосочетаний.

Оборудование. Картинки, иллюстрирующие фразеологизмы (повесить нос, выбиться из сил, промерзнуть до костей, держать язык за зубами, задирать кос, покатываться со смеху и т.д.).

Ход. Волшебница заколдовала все картинки. Чтобы их расколдовать, нужно назвать и объяснить, что означают эти выражения. Отберите только те картинки, которые подходят к героям сказки «Красная шапочка», «Снежная королева», «Цветик-семицветик», «Аленький цветочек» и т.д.








  1. «Я начну, а вы продолжите»

Цель: формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения.

Материал: рассказ Н. Носова «На горке».

Воспитатель читает рассказ. Затем говорит незаконченные пред­ложения, а дети должны их закончить, использовав образные обо­роты речи.

Примерный набор предложений.

  1. Был ясный морозный день, снег на солнце... (сверкал, искрился, переливался, блестел).

  2. Миша сел на санки и помчался с горы... (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией).

  3. Санки перевернулись, и мальчик... (шлепнулся, плюхнулся, поле­тел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег).

  4. Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился... (не покладая рук, без устали, в поте лица).



  1. «Кто внимательнее?»

Цель: формировать умение выделять в художественном тексте образные выражения, специфические литературные обороты. Материал: уже известная детям любая народная сказка.

Воспитатель. Разные народы живут на земле. И у каждого народа есть свои сказки. Народные сказки легко отличить от автор­ских литературных произведений, потому что в них особенные ска­зочные слова, песенки. Сейчас я расскажу сказку, которую вы уже знаете. Внимательно слушайте и постарайтесь заметить такие слова.

После чтения сказки дети называют специфические сказочные вы­ражения. Каждый правильный ответ отмечается фишкой. Выигрывает тот, кто больше заметит и назовет сказочных выражений, образных слов.





Игры и игровые упражнения для детей 6-7 лет, направленные на формирование образности речи



    1. «Зима»

Цель. Активизировать использование образной лексики в речи детей.

Ход. Воспитатель предлагает детям такие вопросы;

  • Какой снег зимой? Сверкающий, Белый, искристый, холодный, ледяной, пушистый, обжигающий и т.д.

  • Что делает снег? Белеет, сверкает, холодит, хрустит, пушится и т.д.

  • На что похож снег, когда покрывает все вокруг? На покрывало, на теплое, белоснежное одеяло, снег обрядил деревья в теплые снеговые шубы.


    1. «Зашифрованная мудрость»

Цель. Закреплять умение распознавать в рисунках сюжеты пословиц; продолжать учить осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц и фразеологизмов.

Оборудование. Картины, на каждой из которых изображены персонажи нескольких пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Например: птица в клетке — «Не сладко птице и в золотой клетке»; рыба с зонтом — «Как рыбе зонтик» и т.д. Поговорок, пословиц и фразеологизмов на одной картинке должно быть не менее 10.

Ход. Предложить детям узнать по изображениям на картинке пословицы, фразеологизмы, поговорки. Игра проводится в виде конкурса. С одной картинкой — «Кто больше назовет?» С двумя картинками (командой) «Назовите все изображенные пословицы и фразеологизмы. Кто быстрее?»






    1. «Подбери пословицу к сказке»

Цель. Уточнить представления детей о жанровых особенностях пословиц; учить осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний; закреплять умение подбирать пословицу к главной идее сказки.

Оборудование, Иллюстрации к разным сказкам, карточки с напечатанными на них пословицами.

Ход. Детям предлагается прочитать пословицу; объяснить ее смысл и подобрать сказку, к которой она подходит. Подобрать определения к героям сказки.


    1. «Подбери пословицу»

Цель. Активизировать использование в речи детей пословиц и поговорок.

Ход. Детям раздаются картинки, и предлагается подобрать к ним подходящую пословицу или поговорку.


    1. «На что похоже»

Цель. Учить детей подбирать сравнения; составлять словосочетания, употребляя слова как, как будто, словно.

Ход: На доске картинки с изображением солнца, снега, облаков.

У детей карточки с изображением белого кружевного платка, белой простыни, белого сахара, перышек, оранжевого апельсина, красного шара, подсолнуха и т.д.

Детям предлагается найти предметы, похожие на солнце, облако, снег. Например, солнце, как красное яблоко; облака, будто вата и т.д.




    1. «Угадай по действиям»

Цель. Учить детей подбирать глаголы к именам существительным, воспитывать умение быстро отвечать.

Игровые правила. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку; выигрывает тот, кто больше всех наберет фишек.

Ход. Ребята, все предметы, явления, животные, птицы, сказочные герои выполняют какие-то действия. Например, солнце, что оно делает? Светит, пригревает, ласкает, ослепляет, веселит и т.д. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай по действиям». Я задумаю слово, а вы по действиям должны отгадать это слово. Например, снег. Он идет, порхает, кружится, ложится, тает, переливается, искрится и т.д.

Затем роль ведущего предлагается ребенку.


    1. «На выставке»

Цель: формировать умение давать описание картины, используя образные слова и выражения.

Воспитатель размещает на мольберте или в группе детские ри­сунки (желательно тематически подобранные) и организует выс­тавку. Из группы детей назначает экскурсовода, который проводит экскурсию по выставке. Экскурсовод должен красиво описать кар­тины, дать им названия. Если ребенок в чем-то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экскурсово­дов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Никулина Екатерина Александровна

Дата: 02.03.2018

Номер свидетельства: 460453


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства