Развитие фонематического восприятия у младших дошкольников.
Развитие фонематического восприятия у младших дошкольников.
Консультация для родителей предназначена для ознакокомления с теоретическими знаниями и формирования практических умений по развитию фонематического восприятия у младших дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематического восприятия у младших дошкольников.»
Развитие фонематического восприятия у младших дошкольников.
С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей... Но младенец не способен их различать и оценивать. Это умение приходит со временем. Оно необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, т.е. у него должно быть сформировано произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого - и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство, особенно в первой младшей группе. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: апипед вместо велосипед), неправильное ударение и др. Все эти несовершенства в основном временные и в ходе общего речевого развития постепенно исчезают.
В этом возрасте у детей начинает появляться и особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, выяснить их происхождение (например, почему трамвай называется трамваем), создают свои слова, то есть занимаются словотворчеством (например, говорят «копатки» вместо «лопатки»). Дети все чаще обращают внимание на звуковое оформление слов. Нередко это выражается в том, что малыши пытаются исправлять плохо говорящих сверстников, предлагают им свой (хотя и не всегда верный) образец произнесения слова. Но в этом возрасте дети еще не могут определить (и тем более указать), какой звук или что в слове произнесено неправильно, хотя уже могут подметить несоответствие в звуковом оформлении слов.
Ребенок младшего дошкольного возраста может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, формируется произвольное внимание. Дети все больше ориентируются на слово-название вещи, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми. Словесная работа вызывает большое напряжение внимания и соответственно большую утомляемость.
Направления работы:
-пробуждать интерес к звукам окружающего мира и к звукам речи;
-учить дифференцировать речевые и неречевые звуки; тихие и громкие звуки;
-учить дифференцировать звукоподражания;
-формировать умение различать голоса различной громкости; ориентироваться на смысл сказанного;
-развивать речевую память; устойчивое внимание к звуковой оболочке слова.
Для развития слухового внимания хорошо иметь различные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки.
-Покажите их малышу, продемонстрируйте, как они звучат, а потом предложите отвернуться и догадываться, на каком инструменте вы играете.
-Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки»: что там шумит? Объясняйте: это шумит холодильник, стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т.п.
-Говорите малышу: «Слышишь, как идет дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет и т.п.»
-Сделайте вид, что вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделать то же.
-Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи.
Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.
-Расширяйте кругозор ребенка. Берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки.
-Рассказывайте о том, что вы видите.
-Возьмите за привычку комментировать все, что делаете.
Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать у детей слуховое внимание, приучать их внимательно слышать речь окружающих, правильно воспринимать её, точно выполнять заданные игровые поручения, внятно произносить слова, громко и тихо воспроизводить звукоподражания, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания.
«Чудесный мешочек»
У взрослого непрозрачный мешочек с мелкими игрушками. Взрослый предлагает вынуть одну, показать ее и громко назвать. Необходимо, чтобы ребенок правильно и внятно называл игрушку.
«Назови как можно больше предметов»
Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые его окружают. (Называть только то, что находится в поле зрения). Можно задавать наводящие вопросы: «Что висит на стене? Что стоит на шкафу?»
«Съедобное — несъедобное»
Взрослый называет вперемешку продукты питания и предметы, которые есть нельзя и предлагает ребенку хлопнуть ладоши в тех случаях, когда он услышит названия продуктов питания.
«Скажи, как я»
Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Взрослый говорит слова то громко, то тихо, то шепотом, следит за тем, чтобы и ребенок произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывает затруднения.
«Покажи правильно»
Благодаря этой игре ребенок учится различать слова, схожие по звучанию. У взрослого - парные картинки (мышка-мишка, домик-гномик и др.) Сначала он уточняет, что на них нарисовано. После этого взрослый, называя одну из парных картинок, предлагает ребенку показать ее, а затем показать и назвать другую и т.д.