kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие фонематического восприятия у младших дошкольников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей предназначена для ознакокомления с теоретическими знаниями и формирования практических умений по развитию фонематического восприятия у младших дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематического восприятия у младших дошкольников.»

Развитие фонематического восприятия у младших дошкольников.

С самого рождения человека окружает мно­жество звуков: шум ветра и дождя, шелест ли­стьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей... Но младенец не способен их разли­чать и оценивать. Это умение приходит со вре­менем. Оно необходимо для того, чтобы слу­шать и понимать речь. Ребенок должен на­учиться напрягать свой слух, улавливать и раз­личать звуки, т.е. у него должно быть сформи­ровано произвольное слуховое внимание. Со­средоточение на словах взрослого - и резуль­тат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происхо­дит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте, по­полняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши име­ют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недо­статочно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Та­ких детей большинство, особенно в первой младшей группе. Их на­иболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов: апипед вместо велосипед), неправиль­ное ударение и др. Все эти несовершенства в основном временные и в ходе общего речевого развития постепенно исчезают.

В этом возрасте у детей начинает появляться и особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, выяснить их происхождение (например, почему трамвай называется трамва­ем), создают свои слова, то есть занимаются словотворчеством (на­пример, говорят «копатки» вместо «лопатки»). Дети все чаще обраща­ют внимание на звуковое оформление слов. Нередко это выражается в том, что малыши пытаются исправлять плохо говорящих сверст­ников, предлагают им свой (хотя и не всегда верный) образец про­изнесения слова. Но в этом возрасте дети еще не могут определить (и тем более указать), какой звук или что в слове произнесено не­правильно, хотя уже могут подметить несоответствие в звуковом оформлении слов.

Ребенок младшего дошкольного возраста может внимательно слушать не­большие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Посте­пенно объем слухового внимания увеличива­ется, растет его устойчивость, формируется произвольное внимание. Дети все больше ориентируются на слово-название вещи, сло­во-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, по­буждение. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталки­ваются с правилами, требованиями, выдвигае­мыми взрослыми. Словесная работа вызывает большое напряжение внимания и соответст­венно большую утомляемость.



Направления работы:

-пробуждать интерес к звукам окружающе­го мира и к звукам речи;

-учить дифференцировать речевые и нере­чевые звуки; тихие и громкие звуки;

-учить дифференцировать звукоподража­ния;

-формировать умение различать голоса различной громкости; ориентироваться на смысл сказанного;

-развивать речевую память; устойчивое внимание к звуковой оболочке слова.

Для развития слухового внимания хорошо иметь различные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки.

-Покажите их малышу, продемонстрируйте, как они звучат, а потом предложите отвер­нуться и догадываться, на каком инструменте вы играете.

-Обращайте внимание ребенка на «домаш­ние звуки»: что там шумит? Объясняйте: это шумит холодильник, стиральная машина, пы­лесос, миксер, телефон звонит и т.п.

-Говорите малышу: «Слышишь, как идет дождь, шумит ветер, едет машина, летит само­лет и т.п.»

-Сделайте вид, что вы говорите по игру­шечному телефону. Предложите ребенку сде­лать то же.

-Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи.

-Приучайте ребенка слушать детские кассеты, диски.

Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

-Расширяйте кругозор ребенка. Берите его с собой на прогулки, экс­курсии, в поездки.

-Рассказывайте о том, что вы видите.

-Возьмите за привычку комментировать все, что делаете.


Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать у детей слуховое внимание, приучать их внимательно слышать речь окружающих, правильно воспринимать её, точно выполнять заданные игровые поручения, внятно произносить слова, громко и тихо воспроизводить звукоподражания, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания.

«Чудесный мешочек»

У взрослого непрозрачный мешочек с мелкими игрушками. Взрослый предлагает вынуть одну, показать ее и громко назвать. Необходимо, чтобы ребенок правильно и внятно называл игрушку.

«Назови как можно больше предметов»

Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые его окружают. (Называть только то, что находится в поле зрения). Можно задавать наводящие вопросы: «Что висит на стене? Что стоит на шкафу?»

«Съедобное — несъедобное»


Взрослый называет вперемешку продукты питания и предметы, которые есть нельзя и предлагает ребенку хлопнуть ладоши в тех случаях, когда он услышит названия продуктов питания.

«Скажи, как я»

Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать, как он про­износит слова, и произносить (повторять) их так же. Взрослый говорит слова то громко, то тихо, то шепотом, следит за тем, чтобы и ребенок произносил слова от­четливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в про­изношении которых ребенок испытывает затруднения.

«Покажи правильно»

Благодаря этой игре ребенок учится различать слова, схожие по звучанию. У взрослого - парные картинки (мышка-мишка, домик-гномик и др.) Сначала он уточняет, что на них нарисовано. После этого взрослый, называя одну из парных картинок, предлагает ребенку показать ее, а затем показать и назвать другую и т.д.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Развитие фонематического восприятия у младших дошкольников.

Автор: Салкова Людмила Геннадьевна

Дата: 14.10.2017

Номер свидетельства: 432331

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(69) "osobennosti_sensornogo_razvitiia_detei_mladshego_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "617034"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1667998298"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Статья «Познавательное  развитие детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(57) "statiapoznavatielnoierazvitiiedietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "265632"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450004889"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Дидактическая игра "Со звуками играем, твёрдый, мягкий различаем. Звуки "Н, Нь" "
    ["seo_title"] => string(82) "didaktichieskaia-ighra-so-zvukami-ighraiem-tviordyi-miaghkii-razlichaiem-zvuki-n-n"
    ["file_id"] => string(6) "211241"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431591993"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Дидактическая игра "Со звуками играем, твёрдый, мягкий различаем. Звуки "Н", "Нь", "
    ["seo_title"] => string(84) "didaktichieskaia-ighra-so-zvukami-ighraiem-tviordyi-miaghkii-razlichaiem-zvuki-n-n-1"
    ["file_id"] => string(6) "211244"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431592434"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ"
    ["seo_title"] => string(82) "profilaktikaakustichieskoidisgrafiiudietieidoshkolnogovozrastasnarushieniiemriechi"
    ["file_id"] => string(6) "270357"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451073648"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства