Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей через различные приёмы мнемотехники»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития образования-детский сад № 188» г. Хабаровска
Мастер-класс
"Речевое развитие детей с использованием различных методов и приемов мнемотехники"
Подготовила учитель-логопед
Квачева Светлана Викторовна
2022 г.
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету. Ушинский К.Д.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями и приёмами мнемотехники;
Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц;
Активизировать деятельность педагогов по использованию мнемотехники в работе с детьми.
Тема нашей с вами встречи - «Речевое развитие детей с использованием различных методов и приемов мнемотехники». Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые можно использовать в работе с детьми.
В своей работе стала использовать мнемотехнику, которая относится к технологии наглядного моделирования.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематически. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Мнемотехникой может заниматься человек от 3 до 99 лет. Примером мнемотехники может служить всем знакомая фраза, которая помогает быстро запомнить цвета радуги: каждый охотник желает знать где сидит фазан.
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время мы всё чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как:
маленький словарный запас
неумение согласовывать слова в предложении
нарушение звукопроизношения
плохое развитие связной речи
недостаточная сформированность психических процессов
несовершенство различных видов мышления.
Поэтому перед нами встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
зрительную и слуховую память
зрительное и слуховое внимание
воображение
восприятие
развивает кругозор
развивает все стороны речи
Начиная работу по мнемотехнике, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
Создавать условия для развития основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
Формировать умение работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Побуждать к развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
Содействовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
Поддерживать развитие творческих способностей детей, умение самим составлять схемы и воспроизводить их.
Создать условия для развития мелкой моторики рук.
Прививать формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Стимулировать умение решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.
Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».
Этот этап работы ещё называют - работа с мнемоквадратами.
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2-4 символов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют - работа с мнемодорожками.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Что такое мнемотаблица?
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
обучающие - содержат познавательный материал.
развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
соответствовать уровню развития детей.
Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов:
Рассматривание таблицы и разбор изображений.
Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Пересказ с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Графическая зарисовка мнемотаблицы.
Воспроизведение информации, пересказ.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
для ознакомления детей с окружающим миром
при заучивании стихов
при пересказах художественной литературы
при обучении составлению рассказов
при отгадывании и загадывании загадок
для обогащения словарного запаса
при обучении составу числа
при воспитании культурно-гигиенических навыков
при воспитании навыков самообслуживания
при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а также для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Варианты игр с мнемотаблицами:
Восстановить последовательность картинок по памяти;
Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
Определять, где должна находиться "выпавшая" картинка среди других;
Найти лишнюю картинку;
Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
«Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);
Игра "Не зевай, нужную картинку поднимай". Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
И многие другие.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Практическая часть
Задание 1: педагогам предлагается слово, которое необходимо зарисовать, «закодировать в рисунок».
Задание 2: Составь стихотворение с помощью закодированных рисунков.
Задание 3: Опиши игрушку по мнемотаблице, составь рассказ.
Задание 4: Работа со сказками, угадывание сказок. Предлагаю вам узнать «Какая сказка спряталась?». Ваша задача узнать сказку по мнемоквадратам, восстановить последовательность и сказать название сказки.
Задание 5: «Зашифруй число».
Подходит для запоминания длинных чисел, например номеров телефонов или банковских карт. Нужно присвоить согласные буквы каждой цифре от нуля до девяти, а затем составить из них предложение или целую историю.
Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, вам пригодятся в работе и также понравятся детям. Это очень интересно и увлекательно!
Список литературы
Большова Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2011.
Илларионова Ю.Г. О заучивании стихотворений в детском саду/ Дошкольное воспитание. - 2001. № 2. С.13-15.
Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115.
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста - СПб, 2009.
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. 2003. № 10. С. 16-21.