Просмотр содержимого документа
«"Развитие концентрации внимания на логопедических занятиях"»
Развитие концентрации внимания обучающихся
на логопедических занятиях
Внимание – психический процесс не менее важный, чем восприятие. Ученые также подчеркивают важность внимания, полагая, что оно не просто является особым психическим процессом, но входит, в качестве составляющей во все остальные способности (память, мышление и др.).Очень часто при выполнении какого-нибудь задания мы требуем от ребёнка внимательности. Обучение требует, чтобы дети были внимательны. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Приучить детей держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения.
Под вниманием понимают не отдельный психический процесс, а определенную сторону психических процессов - направленность, сосредоточенность сознания на объектах или явлениях, предполагающую повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.
В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека.
Именно с этой точки зрения мы и будем рассматривать виды, свойства и особенности внимания в отношении детей школьного возраста, а также влияние этой функции на процессы письма и чтения.
Основными функциями внимания являются:
выбор психической деятельности и ее сохранение на определенный промежуток времени;
сосредоточенность, углубленность в деятельность;
контроль и регуляция деятельности.
Существуют разнообразные подходы к классификации видов внимания.
По характеру направленности, внимание можно разделить на внешнее направленное (объект которого находится во внешнем мире) и внутреннее (направленное на собственные ощущения, мысли, переживания).
В зависимости от активности личности можно выделить непроизвольное (возникает спонтанно, без участия воли), произвольное (возникает при наличии цели, требует участия волевых усилий) и послепроизвольное (возникает как произвольное, но по мере углубления в деятельность приобретает черты непроизвольного) внимание:
Непроизвольное внимание - оно возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид внимания характерен для познавательной деятельности школьника младшего возраста. То, что ярко, эмоционально, интересно, вызывает повышенное внимание ребенка, заставляет его сконцентрироваться на какое-то время на объекте.
Произвольное внимание - оно требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание не появляется с рождением, само собой. Оно формируется с возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми. Оно является неотделимой составляющей произвольности ребенка, когда необходимо делать не то, что хочется, а то, что надо.
Послепроизвольное внимание - этот вид внимания возникает из произвольного в процессе обучения, выполнения какой-то очень интересной работы, когда человек увлекается и волевое напряжение, необходимое для возникновения произвольности, снижается.
Значение внимания для всех психических явлений огромно, потому как ни одно из них не может существовать без внимания.
К свойствам внимания относятся:
Устойчивость - способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность не обращать внимания на посторонние раздражители. Антипод - отвлекаемость внимания.
Распределение - умение; выполнять несколько видов деятельности одновременно.
Переключение - сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота такого переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка и должна учитываться педагогом.
Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. (Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти.)
С возрастом происходит развитие внимания ребенка. У младшего школьника по сравнению с дошкольником увеличивается объем внимания, его устойчивость.
Но по-прежнему лучше развито непроизвольное внимание. Оно особенно становится устойчивым и с высокой степенью концентрации, когда учебный материал отличается яркой наглядностью, вызывает эмоциональное отношение. Это надо учитывать педагогу при подаче материала во время обучения.
Дошкольники и учащиеся первых классов обладают небольшой устойчивостью внимания, так как в силу возраста процессы торможения характеризуются слабостью.
Психологи давно отметили связь между степенью проявления, устойчивости свойств внимания и успехами в учебе. Если на момент начала обучения в школе свойства внимания ребенка (концентрация, активность, переключаемость, устойчивость) недостаточно сформированы, то это может затруднять обучение письменной речи.
В письменных работах детей отмечаются ошибки на уровне букв, слов, предложений: перестановки, пропуски букв, недописывание слов, сращение предложений (могут написать начало одного и конец другого предложения). При чтении они допускают много ошибок: заменяют буквы, теряют строчку, не прочитывают слово до конца, а пытаются угадать его.
Обучение письменной речи требует от ребенка определенных волевых усилий, а также постановки цели: выучить, написать, сделать, и он заставляет себя выполнять требуемое. Задача педагогов помочь школьнику постепенно перейти от преобладающего на начальных этапах обучения непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию произвольного, сосредоточенного и устойчивого внимания.
Развивают детское внимание игры и задания «Найди отличия», «Что изменились?», «Найди пару», «Найди такой же предмет», «Рисунок по точкам», «Клетчатый рисунок», «Чья тень?», «Найди силуэт», «Прятки»(поиск на картинке «спрятавшихся предметов, букв, цифр), «Подбери фрагмент к картинке», «Лабиринт», «Перепутанные линии»» (прослеживание взглядом линии от начала до конца), «Шифровка» (расстановка значков в соответствии с образцом), «Движение по команде», сортировка крупы, сортировка и нанизывание бус и т.д. Специальные методики предназначены для диагностики и коррекции тех или иных свойств внимания. «Корректурная проба» и используемая аналогичным образом офтальмологическая таблица Ландольта (на бланке вместо букв будут изображены кольца с разрывами, направленными в разные стороны). Ниже приведены упражнения, которые также развивают внимание и будут полезны для использования на логопедических занятиях. Всё то, что усвоил ребенок на коррекционно-развивающих занятиях, он должен научиться реализовывать в любой обстановке: при взаимодействии со сверстниками, с учителями, дома с родителями.
На логопедических занятиях от обучающихся требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно развивать с помощью двигательных упражнений. Учащиеся могут выполнять и заканчивать свои действия по команде, быстро переходя с одного вида движений к другому