kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие концентрации внимания на логопедических занятиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен материал по развитию и совершенствованию концентрации внимания обучающихся с речевыми нарушениями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие концентрации внимания на логопедических занятиях"»

Развитие концентрации внимания обучающихся

на логопедических занятиях

Внимание – психический процесс не менее важный, чем восприятие. Ученые также подчеркивают важность внимания, полагая, что оно не просто является особым психическим процессом, но входит, в качестве составляющей во все остальные способности (память, мышление и др.). Очень часто при выполнении какого-нибудь задания мы требуем от ребёнка внимательности. Обучение требует, чтобы дети были внимательны. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Приучить детей держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения.

Под вниманием понимают не отдельный психический процесс, а определенную сторону психических процессов - направленность, сосредоточенность сознания на объектах или явлениях, предпола­гающую повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двига­тельной активности.

В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется воз­можным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека.

Именно с этой точки зрения мы и будем рассматривать виды, свойства и особенности внимания в отношении детей школьного возраста, а также влияние этой функции на процессы письма и чтения.

Основными функциями внимания являются:

  • выбор психической деятельности и ее сохранение на определен­ный промежуток времени;

  • сосредоточенность, углубленность в деятельность;

  • контроль и регуляция деятельности.

Существуют разнообразные подходы к классификации видов внимания.

По характеру направленности, внимание можно разделить на внешнее направленное (объект которого находится во внешнем мире) и внутреннее (направленное на собственные ощущения, мысли, переживания).

В зависимости от активности личности можно выделить непро­извольное (возникает спонтанно, без участия воли), произвольное (возникает при наличии цели, требует участия волевых усилий) и послепроизвольное (возникает как произвольное, но по мере углубления в деятельность приобретает черты непроизвольного) внимание:

Непроизвольное внимание - оно возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид внимания характерен для позна­вательной деятельности школьника младшего возраста. То, что ярко, эмоционально, интересно, вызывает повышенное внимание ребенка, заставляет его сконцентрироваться на какое-то время на объекте.

Произвольное внимание - оно требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание не появляется с рождением, само собой. Оно формируется с возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми. Оно является неотделимой составляющей произвольности ребенка, когда необходимо делать не то, что хочется, а то, что надо.

Послепроизвольное внимание - этот вид внимания возникает из произвольного в процессе обучения, выполнения какой-то очень интересной работы, когда человек увлекается и волевое напряжение, необходимое для возникновения произвольности, снижается.

Значение внимания для всех психических явлений огромно, потому как ни одно из них не может существовать без внимания.

К свойствам внимания относятся:

Устойчивость - способность сохранить долгое время сосредо­точенность в деятельности, способность не обращать внимания на посторонние раздражители. Антипод - отвлекаемость внимания.

Распределение - умение; выполнять несколько видов деятель­ности одновременно.

Переключение - сознательный переход от одного объекта к дру­гому. Быстрота такого переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка и должна учитываться педагогом.

Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъ­является большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. (Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с крат­ковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объе­мом кратковременной памяти.)

С возрастом происходит развитие внимания ребенка. У младшего школьника по сравнению с дошкольником увеличивается объем внимания, его устойчивость.

Но по-прежнему лучше развито непроизвольное внимание. Оно особенно становится устойчивым и с высокой степенью концен­трации, когда учебный материал отличается яркой наглядностью, вызывает эмоциональное отношение. Это надо учитывать педагогу при подаче материала во время обучения.

Дошкольники и учащиеся первых классов обладают небольшой устойчивостью внимания, так как в силу возраста процессы тормо­жения характеризуются слабостью.

Психологи давно отметили связь между степенью проявления, устойчивости свойств внимания и успехами в учебе. Если на момент начала обучения в школе свойства внимания ребенка (концентрация, активность, переключаемость, устойчивость) недостаточно сформи­рованы, то это может затруднять обучение письменной речи.

В письменных работах детей отмечаются ошибки на уровне букв, слов, предложений: перестановки, пропуски букв, недописывание слов, сращение предложений (могут написать начало одного и конец другого предложения). При чтении они допускают много ошибок: заменяют буквы, теряют строчку, не прочитывают слово до конца, а пытаются угадать его.

Обучение письменной речи требует от ребенка определенных волевых усилий, а также постановки цели: выучить, написать, сделать, и он заставляет себя выполнять требуемое. Задача педагогов помочь школьнику постепенно перейти от преобладающего на начальных этапах обучения непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию произвольного, сосредоточенного и устой­чивого внимания.

Развивают детское внимание игры и задания «Найди отличия», «Что изменились?», «Найди пару», «Найди такой же предмет», «Рисунок по точкам», «Клетчатый рисунок», «Чья тень?», «Найди силуэт», «Прятки»(поиск на картинке «спрятавшихся предметов, букв, цифр), «Подбери фрагмент к картинке», «Лабиринт», «Перепутанные линии»» (прослеживание взглядом линии от начала до конца), «Шифровка» (расстановка значков в соответствии с образцом), «Движение по команде», сортировка крупы, сортировка и нанизывание бус и т.д. Специальные методики предназначены для диагностики и коррекции тех или иных свойств внимания. «Корректурная проба» и используемая аналогичным образом офтальмологическая таблица Ландольта (на бланке вместо букв будут изображены кольца с разрывами, направленными в разные стороны). Ниже приведены упражнения, которые также развивают внимание и будут полезны для использования на логопедических занятиях. Всё то, что усвоил ребенок на коррекционно-развивающих заня­тиях, он должен научиться реализовывать в любой обстановке: при взаимодействии со сверстниками, с учителями, дома с родителями.

На логопедических занятиях от обучающихся требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно развивать с помощью двигательных упражнений. Учащиеся могут выполнять и заканчивать свои действия по команде, быстро переходя с одного вида движений к другому






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Развитие концентрации внимания на логопедических занятиях"

Автор: Павлова Ирина Александровна

Дата: 04.04.2020

Номер свидетельства: 545308

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Использование приемов здоровьесберегающих технологий  на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида "
    ["seo_title"] => string(137) "ispol-zovaniie-priiemov-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "231958"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442683743"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект логопедического квест - занятия «Весеннее путешествие»"
    ["seo_title"] => string(63) "konspekt_logopedicheskogo_kvest_zaniatiia_vesennee_puteshestvie"
    ["file_id"] => string(6) "603609"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1648513963"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Использование игр с песком в логопедической работе"
    ["seo_title"] => string(52) "ispolzovanie_igr_s_peskom_v_logopedicheskoi_rabote_1"
    ["file_id"] => string(6) "477114"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1536085342"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Статья на тему: "Метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи""
    ["seo_title"] => string(93) "statianatiemumietodkuklotierapiivkorriektsionnoirabotiesdietmiimieiushchiminarushieniiariechi"
    ["file_id"] => string(6) "288431"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454616988"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Здоровьесберегающие технологии в логопедии "
    ["seo_title"] => string(56) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-loghopiedii"
    ["file_id"] => string(6) "221884"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435654504"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства