Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
«Развитие фонематического восприятия
у детей дошкольного возраста
с тяжелыми нарушениями речи»
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе
слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слуходвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха –фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Встречаются случаи, когда в 2 года малыши имеют абсолютно чистую в фонетическом плане речь, устойчиво различают на слух и произносят все звуки родного языка.
Правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.
Несовершенное фонематическое восприятие, с стороны, отрицательно
влияет на становление детского звукопроизношения, с другой
—тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Фонематическое восприятие требует специального планомерного обучения. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной.
Для этого необходимо использовать следующие игры:
«Назови 1 звук в слове»-арбуз, индюк, обруч
«Назови последний звук в слове»-сок, бегемот, мох
«Где спрятался звук?»-определение место звука в слове.
«Назови звуки по порядку»-мак-м-а-к, кот-к-о-т ( эти игры можно играть пропрыгивая звуки, или представляя, что бросаешь снежки.
Делим слово на части-ма-ши-на, стол, ку-сок, кро-ты.
«Придумай слова на слоги»-ко-корень-корова-ковер-кочерыжка, па-палка-павлин-палатка-Паша.
«Придумай слова с 1 слогом»-ток, рак. Лом, стул, торт.