Деткам с общим нарушениями речи следует проводить работу по развитию мелкой моторики рук регулярно. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Расскажи мне сказку мама»
(Методические рекомендации для родителей)
Подготовила: учитель - логопед
Лыжина Л.М.
2016г.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это совокупность целого ряда заболеваний, с хроническими и непрогрессирующими симптомами двигательных нарушений. Сам по себе детский церебральный паралич не прогрессирует, т.к. не дает рецидивов. Тем не менее, в процессе лечения может наступить улучшение, ухудшение состояния пациента, либо оно остается без изменений.
Детский церебральный паралич нельзя вылечить, однако применение активных реабилитационных мероприятий позволяет значительно уменьшить проявление болезни. В процессе реабилитации очень важно создать условия для максимальной реализации ребёнком своих потенциальных возможностей по мере его роста и развития. И нужно начинать как можно раньше - с ранней диагностики младенца с признаками задержки (или расстройства) развития, т.к. выявление заболевание на ранних периодах жизни позволяет улучшить здоровье ребенка.
Диагноз ДЦП у детей – это обширное поражение двигательных зон головного мозга и проводящих путей. С этим могут быть связаны нарушения общей и мелкой моторики. Дети с диагнозом ДЦП ограничены в движении, они с трудом учатся ходить, сидеть, стоять, совершать манипулятивные действия.
Особенностью этого заболевания является то, что деткам не только трудно учиться общей и мелкой моторике, выполнению тех или иных движений, а и трудно ощущать эти движения, по этому у ребенка затрудняется формирование нужных представлений о движении.
Деткам с общим нарушениями речи следует проводить работу по развитию мелкой моторики рук регулярно. Упражнения и игры, направленные на развитие мелких движений пальцами – вот что нужно ребенку с ДЦП для повышения внимания и работоспособности.
Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи.
И. П. Павлова
Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Действительно, развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка, так как все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы.
Ученые, которые изучают деятельность головного мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) .
Пальчиковая гимнастика - мощный стимул для развития речи. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего уровня развития мелкой моторики рук, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Песочная терапия - один из методов арттерапии, который не только популярный, но и интересный как для детей так и для взрослых.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия".
Есть такой особый вид творчества – песочная анимация или рисование на песке.
Песок… казалось бы, что в нем? А если задуматься: пустыни, песочные бури, морской песок, зыбучие пески. Такие разные состояния, такие разные эмоции. Так же и с рисованием песком: у каждого свои переживания, свои мысли, своя история, которую он может выплеснуть. Потребуется только немного воображения и стеклянный столик с песком, подсвеченный снизу.
Песку все возрасты покорны
Научиться рисовать песком сумеет каждый в любом возрасте. Для этого необязательно иметь художественное образование или врожденные способности рисовать на бумаге, картинки, перетекающие друг в друга, польются изнутри. Полезных эффектов у таких занятий обнаруживается нескончаемое множество. И для каждого возраста, соответственно, свои полезности.
Самые маленькие, такие как крошка Василиса на фотографии, общаются с миром через тактильные ощущения, они всё тянут в рот, им всё надо потрогать, им нужны развивающие занятия на отпечатки, на собирание форм. Исходя из самой простой формы круга, у них строится всё мировосприятие: мама, папа, глаза, голова… Можно таким способом рассказывать малышам истории из песка, это привлекает их внимание.
Детки постарше, уже воспринимают мир по-другому: не столько по ощущениям, сколько им необходимо выговориться. Видно, что фантазия их безгранична. В сознании происходит ежесекундная смена десятков хаотичных историй (не то, что кадров, а именно историй!), которые все сразу тяжело удерживать в голове. И вся эта каша знаний, которая у ребенка сейчас в голове, может выплеснуться в виде историй на песке; это помогает собрать мысли в единое целое, упорядочить их, исходя из его потребностей.
Детям, в возрасте 10–11 лет, уже интересна именно красота. Им хочется сделать то, что делают настоящие художники, то, что они видят в музеях; им хочется рисовать прекрасное. Девочки вообще всегда рисуют разных принцесс, волшебные замки, сказки… Поэтому, исходя из их потребностей, им уже можно давать художественные знания. При этом помимо тактильных ощущений, идёт развитие мелкой моторики, например, рисование в две руки (можно научиться рисовать одной рукой – одно, а другой – другое). Это то, что им поможет на письме в школе. На занятиях ребята придумывают истории, дома делают раскадровку и проговаривают свои истории вслух. Например, Ева, рассказывает свои истории Марусе (морской свинке), сопровождая рассказ иллюстрациями на песке. Это помогает в развитии речи, в коммуникативных навыках.
Для взрослых людей песок оказывает, скорее, расслабляющий эффект: они приходят рисовать, чтобы отвлечься от дел, выпустить всё, что накопилось за день.
У детей совсем иная система ценностей, чем у взрослых, на мир они смотрят другими глазами. Многие недоразумения и проблемы с детьми родятся как раз из нашего недопонимания этого детского мира: странного, непрактичного и сказочного.
А детям нас тоже трудно понять, хотя бы потому, что им во многом еще предстоит разобраться, и постепенно осознавать, что мир сказочный и реальный – совершенно разные вещи. А еще потому, что до нашего, взрослого, опыта, им еще расти и расти.
И если мы хотим по-настоящему понимать ребенка, его душу, его проблемы – это НАМ надо сделать шаги навстречу. Взрослым – проще, потому что мы там, в мире детства, уже были. Просто немного подзабыли.
Но, к счастью, есть волшебный мост, по которому нам не трудно пройти на сторону детства и понять детское мышление и детский настрой. Это сказки! Сказки создают мир взрослый и детский, легко вписывается и в наши, обыденные, и в волшебные законы бытия.
В чем особенность сказок?
Во-первых, тоже когда-то любили сказки и верили им. Во-вторых, в нашей, недетской, реальности часто мелькают сказочные сюжеты, просто мы этого не замечаем или не догадываемся об этом. В-третьих, психологи доказали, что сказки были самой первой психотерапией в мире. Потому что, рассказывая о чужих проблемах, помогали слушателям решать свои. Потому что давали разрядку нервам и задачи для ума. Потому что позволяли всей семье собраться вместе, объединяли старых и малых.
Общеизвестно, что в сказке «прячется» народная мудрость – опыт сотен, а может быть тысяч поколений.
Это – как чистый родник, из которого мы когда-то попробовали воды, и всю жизнь будем помнить ее вкус, и всего другую воду сравнивать с этой «родниковый».
Сказки обладают потрясающими свойствами: однажды отпечатавшись в нашем сердце, они не исчезают никогда. Они живут в подсознании, помнят все. Там, в глубине мозга (или души), находятся источники всех наших проблем и все способы их решения. И вот сказки – прекрасный ключ к решению этих проблем пользуясь сказочными обрядами и приемами, многим найти нетрафаретное, но верное решение. Взрослые могут сделать сказку помощником в воспитании и обучении детей. С помощью сказки можно «мягко» повлиять на поведение ребенка.
Проблемы, которые волнуют нас и наших детей, хорошо накладываются на сказочные ситуации и образы. А именно так – символами и образами – «мыслит» наше подсознание.
Дети видят мир, и чувствуют его иначе, и интересы у них не те, что у нас. Детское мышление образно и летит оно по своей орбите, той, где мир живой и говорящий, такой с которым легко они входят в контакт. И нам, взрослым, надо, в эту орбиту вписаться.
Многие думают, что сказки адресованы только детям, причем, дошкольного возраста, это не так, возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. В сказках противопоставляются добро и зло, щедрость и мудрость, смелость и трусость, милосердие и жестокость.
Они говорят ребенку, что мир – очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он изменит свои нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.
Как можно работать со сказками?
Сочинять, рисовать, проигрывать эпизоды по ролям, сделать постановку на сцене или в песочнице. Почему в песочнице?
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горки, замки и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются разные истории и ребенок полностью погружается в игру.
Песок обладает свойствами пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игры в песок позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для заботы о «душе».
Оказывается, что строя картину из песка, ребенок переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множеством жизненных ситуаций. Это удивительно, но в дальнейшем ребенок начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом осуществляется, если перефразировать известное явление, «круговорот переносов в природе». Сначала внутренняя реальность переносится вовне – на песочный «лист», потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и, уже в виде некоторых моделей, переносится на реальное поведение ребенка.
Во многих случаях игры с песком выступают в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсорные навыки.
Часто дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений, из-за проблем общения со сверстниками. Но в играх с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером сказочной истории, которая разыгрывается на песке.
Сказки на песке прекрасный способ для развития ребенка, как личности, для обогащения его внутреннего мира.
Также сказки на песке помогают развивать творческое мышление, воображение, фантазию, способствуют развитию конструктивных и исследовательских способностей, с помощью сказки, специалисты работают с детской агрессией, неуверенностью в себе, застенчивостью, проблемами стыда, вины, лжи, с различными проблемами поведения. Но где взять столько сказок, чтобы хватило на все жизненные ситуации?
Существует много разных сказок… При желании можно воспользоваться готовым или придумать свои. Научиться сочинять сказки может каждый. Мы все переполнены сказками. Стоит только начать – и вы сами будете удивлены, как легко и непринужденно, на радость детям, рождаются вами истории.
Из чего создаются сказки?
Из чего угодно: из игрушек и «взрослых» предметов, из быта и волшебства. Просто надо оглянуться вокруг и представить обычную вещь в необычном месте.
Чтобы сказка по-настоящему ребенка заинтересовала и принесла большую пользу, рассказывайте ее вдохновенно, эмоционально стараясь передать атмосферу волшебства.
Пусть отдохнет ваш умный разум: иногда из неразумности получаются славные истории.
Сохраняйте сказки для детей и для себя! Это самый лучший и самый легкий способ договориться с ребенком обо всем, дать ему знания о мире, позволить примерить на себя жизнь любого представителя окружающего мира, разных людей (в том числе и плохих, что очень полезно как профилактика поступков и закалка характера). Это прекрасно лечит от капризов, показывает послесловия дурных поступков. Это помогает познать себя. Это дарит детство маленьким и большим.
Контакт с песком предполагает разнообразные виды движений:
разглаживание
утрамбовывание
создание отпечатков
рытье ям
рассыпание
бросание песка.
Утрамбовывание песка создает впечатление «непроницаемой» поверхности и выступает в роли средства защиты от неприятных для ребенка переживаний.
Разрыхленный песок наоборот словно располагает к прикосновению, проникновению вглубь.
Трехмерные формы из песка отражают чувство защищенности тела и ощущение владения определенной или территорией, а также доверие к тому, кто в данный момент рядом.
На первый взгляд эти действия с песком выглядят достаточно простыми. Но далеко не все «детеныши» бывают готовы к прямому контакту с песком. Их нежелание прикасаться к песку следует учитывать и уважать. И, следовательно, любящие взрослые должны предоставлять предметы-посредники между песком и детскими ладошками.
Упражнения для снижения психофизического напряжения. Игры с сухим песком.
«Поздороваться с песком» (различными способами дотронуться до песка). 1. Дотрагиваться до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно. 2. Легко сжимать кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу. 3. С напряжением сжимать кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу. 4. Дотрагиваться до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной ее стороной. 5. Перетирать песок между пальцами, между ладонями. Можно ввести сюрпризный момент — спрятать в песке маленькую игрушку «с тобой хочет поздороваться один из обитателей песка — ...».
«Песочный дождик» для регуляции мышечного напряжения. 1. Предложите малышу медленно сыпать песок из своего кулачка в песочницу, на Вашу ладонь, на свою ладонь. 2. А теперь пусть кроха быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь мамы, на свою ладонь. 3. Предложите крохе закрыть глаза и положить на песок ладонь с расставленными пальчиками, а вы сыпьте песок ему на какой-либо палец. Пусть малыш попробует узнать и назовет этот палец. Затем поменяйтесь ролями.
«Песочный ветер» для регуляции дыхания. 1. Можно выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр пригодны одноразовые трубочки для коктейля. 2. Покажите малышу, как можно легко дуть на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
Игра-упражнение «Кроты» для развития тактильной чувствительности, расслабления, активизации интереса. Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, которые обитают под землей. «Наши руки могут превращаться в кротов. Вот так — мама взмахивает руками, складывает их ладони обеих рук и показывает ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба. Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей (по желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках детских пальцев). Ну что, погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот». Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под пес¬ком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После чего они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки). Как вариант игры — все действия осуществлять с закрытыми глазами: искать в песке пальцы друг друга, пожимать их — « кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки».
Все что сооружает малыш в песочнице помогает ему в развитии.
Пасочки Изготовление пирожков с помощью формочек или ведерка можно рассматривать в качестве своеобразного рождения. Так малыш на подсознательном уровне как бы еще раз проживает процесс появления на свет, осознает то, что он ЕСТЬ. Это ведь так важно РОДИТЬСЯ!
Пирожки, куличики
Изготовление пирожков и куличиков путем слепливания мокрого песка руками можно рассматривать как процесс самосозидания, осознания своих потенциальных возможностей.
Горки
Другой выпуклой песочной формой являются горки, их получают путем сгребания песка к центру подноса. Небольшое возвышение из песка напоминает грудь или живот. Горки являются символами согревающего и питающего женского начала Гора может обозначать единение земли и воздуха, тела и духа. Гора, поднимающаяся из воды, символизирует землю, связывающую воду и воздух, а также тело как связующий элемент между коллективным бессознательным и возвышенными идеалами.
Рисование
Линии на песке обозначают границы территорий или путь; обычно их рисуют каким-либо предметом или пальцем. Рисование на песке линии также символизирует путешествие и связь между теми областями, которые некогда были отделены друг от друга.
Отпечатки Создание отпечатков рук, ног и различных предметов — один из способов украшения песочных форм, а также способ отразить стремление человека специально оставить знак своего присутствия. Дети делают отпечатки, словно говоря этим: «Это я. Я есть, я существую». Отпечатки рук являются центральным элементом песочных композиций, отражают начало процесса индивидуации.
ПРОНИКНОВЕНИЕ В ТОЛЩУ ПЕСКА
Проникновение в толщу песка начинается с попытки воткнуть в него какой-либо инструмент или выкопать ямку, используя при этом руки либо инструмент. Копая песок и ссыпая его в другое место, ребенок может создавать в нем отверстия.
Перемещение песка означает перераспределение вещества и энергии в пределах композиции.
Выделяется четыре вида отверстий, связанных с проникновением в толщу песка: ямки, тоннели, специально создаваемые углубления для закапывания предметов, а также углубления, созданные с целью извлечения уже находящихся в песке предметов.
Ямки
Ямки образуются путем раскапывания песка руками или с помощью каких-либо инструментов и перемещением его на другие участки подноса.
Небольшой объем песка на подносе ограничивает глубину ямок. Выкапывая в песке отверстия и достигая дна подноса, малыш может имитировать родник, пруд, бассейн или озеро.
Медитации на песке
Данная игра имеет несколько вариантов. Во всех вариантах ее желательно проводить под плавную классическую или медитативную музыку. В общем, кому под какую нравится
Цель работы — релаксация.
1. Рисовать на очень мокром песке заостренным тонким предметом (методом соскребания). Можно рисовать сюжеты и рассказывать малышу, о том, что нарисовано. Можно просить кроху помочь дополнить Ваш рисунок. В общем все как обычно – творите с удовольствием только на мокром песчаном листе.
2. Создавать мандалы (круги) на песке, используя мелкие предметы (ракушки, фасоль, макароны, бусинки и др.).
3. Создавать мандалы на песке из разноцветного (окрасить песок акварелью или пщевыми красками и высушите его) и разнофактурного песка или очень мелкой гальки (методом посыпания). Работа осуществляется только с помощью рук.
4. Создавать мандалы на листе бумаги, промазанной клеем, методом посыпания можно использовать разноцветный, разнофактурный песок. Такая работа осуществляется только с помощью рук. После высыхания мандала долго сохраняется. Это задание для «взросленьких» и детей постарше. Малыш пусть смотрит или помогает, для него это еще один сенсорный опыт.
5. Пересыпать песок из разных емкостей. (Человек – это сосуд. Наполнение сосудов песком, пересыпание его из одного сосуда в другой символизирует наполнение человека разными смыслами. Это работа с подсознательным для взрослых и детей
6. Строить замки из очень мокрого песка (методом натекания). Для начала можно работать самой, потом рука малыша в руке взрослого. Это освоение малышом новых техник самовыражения. Опыт, который пригодится в дальнейшем.
7. Намазывать руки очень жидким песком. Рисовать на руках узоры из геометрических фигур (если малышу понравится).
8. Украшать горки из мокрого песка ракушками, макаронами, камешками, раскрашивать их разведенной в воде гуашью.
9. Рисуйте на мокром песке линии. Любые линии, которые подскажет Ваше воображение. Предложите малышу рисовать (пальцем, палочкой, спичкой). постарайтесь почувствовать как движутся Ваши руки в процессе рисования. Понаблюдайте, какие движения у малыша.
Пещера
Если песок влажный, то, копая под углом, можно изобразить пещеру. Пещера символизирует чрево — место, где зарождается новая жизнь, либо могилу. Пещера также является символом укрытия. В песочной терапии пещеры создаются детьми и взрослыми довольно редко. Пещера рассматривается, как символ призванный защитить малыша и его внутренний мир.
Тоннели
Тоннель является подземным проходом, соединяющим наземное место входа с местом выхода из тоннеля. Связывая две удаленные в пространстве точки, тоннель чем-то напоминает мост. И тоннель, и мост символизируют коммуникацию, соединение и процесс перехода из одного состояния в другое.
Тоннель дает возможность перемещать предметы из одного места в другое. Прохождение предмета через темный тоннель/канал может символизировать первый в жизни каждого человека ритуал перехода, а именно движение по родовому каналу. Это может переживаться как символическое рождение или метаморфоза.
Погружение в толщу песка
Погружение в толщу песка ассоциируется с движением вглубь как в прямом, так и в переносном смысле. Человек погружает свои руки в песок для того, чтобы спрятать какой-либо предмет, спасти, защитить или похоронить что-нибудь либо достать из песка то, что там находится.
Иногда песок воспринимается как место, вызывающее ассоциации с заточением в некое пространство, из которого нет выхода, а также с вечным покоем, приходящим на смену земной суете. Песок также может связываться с защитой, теплом, покоем, интимностью и местом зарождения новой жизни. Человек, который прячет что-то в песок, пытается освободиться от неприятных качеств или переживаний.
Выход из толщи песка на поверхность Закапывание в песок и извлечение из него предметов или тела представляет собой еще один вид работы, связанный с проникновением в глубину. При этом нечто поднимается на поверхность и становится видимым. Извлечение чего-то из толщи песка символизирует обнажение того, что было неприятно человеку и какое-то время им скрывалось, но, тем не менее, нуждалось в преодолении и осознании. Оно (извлечение из песка) может быть связано с пониманием или каким-то приятным открытием, воспоминанием о том, что было забыто, а также о новом рождении. Дети часто любят прятать в песок мелкие предметы. Затем они пытаются этот предмет найти или просят сделать это взрослого. Поиск предмета, спрятанного в песке, символизирует веру ребенка в то, что ему удастся открыть в себе нечто ценное. Это также может означать готовность ребенка преодолеть любой страх и отвращение перед чем-то непонятным и ранее от него скрытым, либо поиск и обретение ранее потерянной ценности, например такой, как родительская любовь или любовь к самому себе.
Уважаемые родители! Попробуйте пофантазировать и придумать подобные развивающие сказки для своего малыша. Это нетрудно. Определитесь с темой, начинайте играть с ребёнком и сказка сама получится.
Вспомните высказывание мудреца «Всё в твоих руках».
Хотите вырастить талантливых, одарённых детей, просто хороших людей: «Всё в Ваших руках». Протяните их детям.
Сказка «Солнышко»
Нам понадобятся: Два таза – один с мокрым песком, другой с сухим, палочка или веточка, песочные формочки животных и небольшие игрушки овощей и ягод.
– Давай мы будем рассказывать сказку на песке.
Жил-был мальчик… Он проснулся и пошёл гулять. Давай походим пальчиками по песочку. Ходил, ходил мальчик и вышел на полянку. Стучим ладошками по песку, утрамбовываем его, создавая ровную поверхность – полянку. Увидел мальчик солнышко.
Взрослый предлагает ребёнку сделать солнышко. Кладёт ладошку ребёнка на песок, поворачивает её по кругу, оставляя отпечаток. Ребёнок поворачивается вслед за ладошкой. Получилось солнышко.
Утром солнышко проснулось, И ребятам улыбнулось.
– Давай возьмём палочку и нарисуем глазки солнышку, нос, рот-улыбку. Доброе солнышко. Солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка короткие, маленькие. Давай погладим лучики пальчиками.
Ребёнок прикасается пальчиками к лучикам. Солнышко пригревает сильнее, и лучики растут, становятся длинными, большими. Взрослый предлагает ребёнку взять палочку и нарисовать рядом с маленькими лучиками большие, длинные, продлевая маленький лучик.
Взрослый предлагает ребёнку разгладить солнышко и сделать птичек. Он соединяет запястья рук ребёнка, а кисти разводит в стороны, имитируя крылья. Птички летают, крыльями машут, радуются. Поднимая и опуская кисти рук ребенка, взрослый изображает полёт птиц.
– Птички улетели. Погладим песочек. На полянку прискакали зайчики.
Взрослый предлагает ребёнку показать на сухом песке, как скачут зайчики: кончики пальцев прыгают по песочку. Затем ребёнок берёт пластмассовую формочку зайчика и лепит 2-3 зайчиков. Взрослый помогает ребёнку, объясняя, как правильно положить песочек в формочку, постучать по ней, удаляя лишний песок и перевернуть, чтобы получился зайчик. Уточняет, что зайчиков много.
Потом на полянку пришёл медведь. Поочерёдно, опуская рёбра ладоней в сухой песок, взрослый показывает ребёнку, как ходит медведь. Помогает повторить движения. Берёт формочку медведя и предлагает ребёнку выложить медведя на мокром песке.
Взрослый рассказывает, что медведь один, а зайчиков много. Предлагает угостить зайчиков.
– Возьми столько морковок, чтобы всем зайчикам хватило.
В случае затруднения помогите ребенку.
– Зайчиков много и морковок много. Давай сосчитаем, сколько морковок и сколько зайчиков.
– Смотри, вот ягодка. Давай угостим медведя ягодкой. Он один, поэтому и ягодка одна.
– Отдохнули на полянке зайчики и медведь, погрелись на солнышке и пошли домой, не забыв сказать: «Спасибо за угощение». Давай им помашем рукой и разгладим песочек.
Сказка "Три медведя"
Цель: учить ребенка моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного оборудованиеа; развивать воображение; учить располагать различные оборудованиеы по всей плоскости песочного ящика; рассказывать сказку, перемещая игровые оборудованиеы по плоскости песочного ящика.
Оборудование: иллюстрации к сказке, аудиозапись сказки и магнитофон, песочный ящик, пластмассовые фигурки к сказке (набор для сказки "Три медведя"), веточки деревьев, шишки, раскрашенные в зеленый цвет, камешки, набор детской мебели.
Ход игры. Взрослый говорит ребенку: "Сегодня мы с тобой откроем настоящий театр, но он будет не обычный, а на песке. (Если вы были с малышом в театре, то вспомните, какое представление вы смотрели, какие были декорации, что понравилось). Сейчас мы с тобой послушаем сказку "Три медведя", а затем начнём наше представление". После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка выложить на песке декорации леса, в котором заблудилась Машенька. "Давай вспомним, какие деревья растут в лесу (березы, елки, дубы и т. п.). Выбери из этих предметов то, что похоже на разные деревья". Если ребенок затрудняются в выборе, то вы показываете образцы различных оборудованиеов, и говорите о том, что шишки раскрашены в зеленый цвет, чтобы были похожи на елки и т.п. "Почему Машенька заблудилась в лесу? Потому что он был густым, значит, деревьев в нём должно быть очень много. Вставь веточки и шишки (основанием вниз) в мокрый песок, так у нас получится настоящий лес. А как же Машенька добралась от дома до леса? (Она шла по тропинке) Из чего же нам выложить тропинку?". Если ребенок затрудняется в выборе оборудованиеа, то вы помогаете ему, выбираете для этого камешки и прокладываете дорожку.
Далее из деталей плоскостного пластмассового театра выкладываются дом медведей, мебель, фигурки персонажей, на стол ставится посуда и т.д. Взрослый берет на себя роль рассказчика, а малыш воспроизводит монологи от имени героев сказки.
В театрализованную постановку можно играть всей семьёй. И это будет способствовать не только развитию речи, пространственной ориентировки и других навыков ребенка, но и семейному единению.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ
Игры на поверхности сухого песка
Здравствуй, песок!
Цель: снижение психофизического напряжения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
Ход игры: Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Песочный ветер
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля.
Ход игры: Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
Необыкновенные следы
Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Игры на поверхности мокрого песка
Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.
Педагог. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?
Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:
«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.
«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.
Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).
Педагог. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры — вы превратитесь в волшебников-строителей.
Затем проводятся упражнения, аналогичные тем, которые проходили с сухим песком: «Здравствуй, песок» и «Необыкновенные следы». Игра «Норки-холмики»
Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке — жилище для мышки, лепит холмики — жилище для черепашки.
Игры и упражнений с погружением рук в песок
Некоторые дети могут испытывать страх перед полным погружением рук в песок, поэтому они не будут участвовать в данном этапе. Им можно предложить погрузить руки в песок вместе со взрослым — «рука в руке». Для других детей этапы игр на поверхности песка и с погружением чередуются, в зависимости от их желания.
Секретные задания кротов
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Оборудование: Песочница.
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Ход игры: Педагог. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
Песочные прятки
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Педагог. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Второй вариант
Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.
Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
Педагог. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?
Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
Дидактические игры-упражнения
Отпечатки
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.
Песочные строители
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры: Педагог. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.
В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
Кто к нам приходил?
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
Оборудование: Песочница, набор формочек.
Ход игры: Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
Узоры на песке 1 вар.
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др.
Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
Узоры на песке2 вар.
Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».
На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.
Психопрофилактические игры с песком
Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр.
Песочный круг
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
Победитель злости
Цель: В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».
Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Педагог. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)
Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)
Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.
Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.
Ход игры: Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.
Я пеку, пеку
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница, набор формочек.
Ход игры: Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.
Угадай на ощупь
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры: Малыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.
Ход игры: Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. "Волшебные отпечатки на песке" Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т.д.
Мы создаем мир
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Ход игры: Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).
Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели
Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.
Ход игры: Педагог. Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок закрывает глаза, педагог бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри — как красиво, интересно это у нее получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (педагог сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес.
Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (не более трех-четырех новых слов).
Второй урок волшебства: море, река, озеро и их обитатели
Ход игры: Задание формулируется так же, как и в первом уроке. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту ребенка.
Третий урок волшебства: город и его жители, профессии и службы.
Четвертый урок волшебства: деревня и ее жители.
Пятый урок волшебства: космическое путешествие; встреча с инопланетянами.
Цель: развитие воображения.
Ход игры: Этот урок может иметь диагностическое и коррекционное значение в работе с застенчивыми и агрессивными детьми.
Мы едем в гости
Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».
Ход игры: Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
Педагог. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?
Аналогичным образом выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т.д.
В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений.
Отгадай загадку
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры: Взрослый загадывает загадку, ребенок отгадывает ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, он проверяет правильность ответа.
Угадай, что спрятано в песке
Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры: Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось.
Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.
Цветные заборчики
Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия.
Оборудование: Песочница, счетные палочки (по десять красных, синих и зеленых), миниатюрные фигурки.
Ход игры: На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
Во саду ли, в огороде
Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
Оборудование: Две песочницы, игрушечные овощи и фрукты.
Ход игры: По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
Общим словом назови и напомни
Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры: Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т.д. В конце игры дети сочиняют сказочную историю.
Путешествие в сказочный город
Цель: Развитие образного мышления, воображения, речи.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, набор картинок-вывесок с изображением различных предметов: шкафа, расчески, хлеба, пакета молока, пузырька с лекарствами, книг, конфет и т.д.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе. Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.
Детские секретики
Цель: Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.
Оборудование: Песочница, набор миниатюрных игрушек, бумага, ручка.
Ход игры: Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину. Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка. Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме. Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.
Город где мы живем
Цель: Развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы...
Оборудование: Две песочницы, миниатюрные фигурки.
Ход игры: Две группы детей строят родной город, каждая — в своей песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.
Печем куличики
Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка; сформировать представление об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить "лепить" куличики, тщательно заполняя всю емкость формочки, уплотняя песок; развивать мелкую моторику рук; учить понимать и использовать в речи слова-антонимы: сухой - мокрый, много - мало песка; называть овощи (в соответствии с формочками и реальными овощами).
Оборудование: ящик для песка, просеянный и прокаленный песок, кувшин с водой или маленькая леечка, пластмассовые формочки: "помидор", "огурец" (по 2-3 формочки), помидор и огурец, два пластмассовых подноса, шишки, фартуки для вас и ребенка.
Ход игры. Для того, что бы вызвать у ребенка первоначальный интерес, расскажите малышу историю о том, как вы любили играть в песок в детстве.
В песке находятся разные формочки. Покажите их детям, предложите рассмотреть, потрогать, рассказать об их цвете и форме. Затем вы говорите о том, что ребенок может поиграть с песком. Обратите внимание малыша на то, что песок прохладный и сыпучий. После этого "разогреваем" ручки, чтобы было легко шевелить пальчиками в песке. Даём малышу еловую шишку, показываем, как надо катать ее между ладонями вверх-вниз (массаж рук). Потом проверяем ладошки, просим рассказать о своих ощущениях. (Они разогрелись, стали теплыми и т. п.)
После этого предлагаем ребенку закрыть глаза или отвернуться от ящика с песком. В это время вы прячете формочки в песок и просите ребенка найти (откопать) спрятанные формочки. Малыш ищет формочки в сухом песке, а вы обращаете его внимание на то, что песок просыпается между пальцами, что он сухой и т. п. Когда все формочки будут найдены и названы (при необходимости вы помогаете назвать их, отряхнуть от песка), попросите ребенка сказать еще раз, какой песок: сухой или мокрый. Затем вы продолжаете рассказ о том, как вы играли в песок, когда были маленьким, как любили приносить в баночке или кувшине воду и поливать песок, тогда он становился мокрым, и из него можно было лепить куличики.
Вместе с малышом полейте песок в одной половине ящика, а во второй половине песок оставьте сухим. Покажите, как надо наполнять мокрым песком формочки. Обратите внимание ребенка на то, что при наполнении формочки мокрый песок нужно утрамбовать пальчиками, покажите как надо "испечь" куличик, выложив его на поднос и т. п. Когда куличики будут готовы, ребенок называет то, что он "испек". Затем мы можем предложить малышу сравнить "куличик" и настоящий овощ. Чем они похожи (формой, размером), чем отличаются (съедобный и несъедобный, твёрдый и хрупкий).
А теперь попробуем "испечь" куличики из сухого песка. Спросите, можно ли это сделать, получатся ли куличики. Даже если ребенок дает неверные ответы, вы их не опровергает, а предлагает проверить опытным путем. Малыш насыпает сухой песок в формочки и пытается выложить их на чистый поднос. Естественно, что форма не сохраняется, тогда вы просите его объяснить, почему из мокрого песка куличики получились, а из сухого нет?
Следы
Цель: сформировать умение считать движения, звуки, предметы и обозначать количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом.
Оборудование: музыкальный инструмент (треугольник, бубен, металлофон или колокольчик), поднос с песком.
Ход игры. Вы просите ребенка послушать и сказать, сколько раз вы ударите по треугольнику, а затем показать это количество на пальцах. Потом вы просите оставить на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых он показывал количество услышанных ударов. После этого вы вновь ударяет по треугольнику (столько же раз), а ребенок одновременно с ударами считает количество следов от пальчиков. Задание дается полностью, но при необходимости оно может предлагаться поэтапно. Отдельные части игрового задания повторяются два-три раза.
Взрослый говорит ребенку: "Посмотри, какой у меня музыкальный инструмент. Это треугольник (бубен, колокольчик или др.). С его помощью можно извлекать разные звуки. Я буду ударять по нему, а ты считай, сколько звуков ты услышишь. Назови, сколько ты услышал звуков, покажи на пальчиках. Держи пальчики, не опускай! А теперь окуни их в песок кончиками вниз. Я снова столько же раз ударю по треугольнику, а ты считай "следы" от пальчиков. Правильно ли ты показал?".
Спрячь игрушки
Цель: сформировать умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать этого количество в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка.
Оборудование: песочный ящик, поднос, мелкие пластмассовые игрушки или природный оборудование (каштаны, орехи, ракушки).
Ход игры. Взрослый говорит ребенку: "Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем
их искать. (Малыш закапывает игрушки, а вы, если нужно, помогаете, затем вместе отыскивает их и называете.) Мы с тобой прятали и находили игрушки, а теперь послушай, сколько игрушек я попрошу тебя спрятать. Я буду хлопать в ладоши, а ты возьмешь столько игрушек, сколько хлопков услышишь. Потом ты спрячешь их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько игрушек ты взял". (Малыш показывает выбранное количество игрушек, а затем прячет их в песке).
После того как ребенок отберёт нужное количество игрушек (природного оборудованиеа), спрячет их в песке, вы предлагаете достать из песка столько игрушек (каштанов, орехов, ракушек) сколько вы попросите. Обратите внимание крохи на то, что вы будет просить достать определенное количество игрушек не словами, а хлопками, то есть хлопнете в ладоши, а ты считай мои хлопки, а потом достань из песка столько игрушек, сколько хлопков ты услышишь. Игрушки положи на поднос около себя". Игра повторяется несколько раз со сменой количества игрушек
Нарисуй картинку пальцами
Цель. Развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами изображать задуманное. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь.
Оборудование: песочница с мокрым песком, палочки, камушки, веточки для украшения «песочных» рисунков.
Ход игры. Педагог предлагает ребятам вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальчики. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы бросовым оборудованием. Вместе выбирают победителя. Вручается приз.
Веселые соревнования
Цель. Упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.
Оборудование: песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями «Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).
Ход игры. Педагог предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:
Побежали вдоль реки
пальцы наперегонки.
Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получают медали. Болельщикам вручают приз.
Зверюшки на дорожках
Цель. Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.
Оборудование: песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка верблюжонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.
Ход игры. Педагог показывает игрушку верблюжонка, рассказывает, что он живет в степи. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. Верблюжонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?
Педагог с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Воспитатель берет на себя роль верблюжонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги. По окончании путешествия все друзья поют песенку друзей (по желанию детей).
Волшебный клад
Цель. Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.
Оборудование: песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.
Ход игры. В руках педагога - кукла-волшебница из Страны Чудес. Педагог говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад.
Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.
Заколдованные цифры
Цель. Закрепить счет и цифры от 1 до 10. Развивать мелкую моторику руки. Развивать речь, память,
мышление детей. Воспитывать желание добиваться поставленной цели.
Оборудование: песочница с мокрым песком, плоскостные пластмассовые цифры от 1 до 10, изображение Феи Зла и Добра.
Ход игры. Педагог сообщает детям, что в страну Математики пробралась Фея Зла, пропали главные числа, с которых начинается счет. Детям предлагается вспомнить и назвать эти числа в прямом и обратном порядке.
Педагог показывает изображение Феи Добра, которая хочет всем помочь. На ее наряде хаотично расположены цифры. Дети вспоминают их. Всем предлагается пальчиками отыскать цифры в песке, выложить их по порядку, затем возвратить их в страну Математики. Фея Зла исчезает, Фея Добра дарит ребятам набор цифр для занятий.
Азбука настроения
Цель. Учить детей с помощью пальчиков изображать на песке различное настроение. Развивать творческие способности, речь, память, мышление, воображение детей. Способствовать развитию мелкой моторики руки. Создавать у детей бодрое, веселое настроение.
Оборудование: песочница с мокрым песком, фишки на каждого ребенка, серия картинок «цепочка настроения».
Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением котенка в разном настроении. Дети подбирают прилагательные к изображениям (озорной, грустный, злой, веселый, хитрый). Затем педагог предлагает пальчиками на песке нарисовать настроение, соответствующее словесному описанию педагога. Например, «с утра пасмурно, нет солнца, идет сильный дождь» и т. д. За лучшие ответы и правильное изображение дети получают фишки. Побеждает тот, кто наберет большее количество фишек.
Использованная литература:
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003.
3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным оборудованиеом. - СПб: Союз, 2005.