Работа с тетрадями на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП
Работа с тетрадями на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП
Уже при подготовке языка ребенка в его тетрадь зарисовываю, вклеиваю заранее отпечатанные листочки с рисунками отрабатываемых на данном занятии артикуляционных упражнений («Парус», «Лошадка», «Киска» и т.д.) с описанием действий. Даю домашние задания в ежедневных упражнениях по 15 минут, раскрашиваниях рисунков и их штриховке прямыми, волнистыми линиями, крючками, вдоль, поперек, наискосок.
Для рисунков использую различные трафареты по обобщающим темам («Посуда», «Животные», «Игрушки») крупного размера. В каждом рисунке предварительно стрелкой намечаю направление штриховки. Рисунки подбираю не произвольно, а так, чтобы они включали в себя слова отрабатываемых звуков (ябЛоко, мыШка, шаРик). Таким образом, параллельно при подготовке языка к постановке звуков, идет работа и над развитием мелкой моторики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с тетрадями на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП»
Работа с тетрадями на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП (из опыта работы)
В своей работе над устранением неправильного звукопроизношения, нарушениями письма и чтения, дизартрией большую роль я отвожу рабочим тетрадям учащихся, особенно на этапах автоматизации и дифференциации звуков.
Уже при подготовке языка ребенка в его тетрадь зарисовываю, вклеиваю заранее отпечатанные листочки с рисунками отрабатываемых на данном занятии артикуляционных упражнений («Парус», «Лошадка», «Киска» и т.д.) с описанием действий. Даю домашние задания в ежедневных упражнениях по 15 минут, раскрашиваниях рисунков и их штриховке прямыми, волнистыми линиями, крючками, вдоль, поперек, наискосок.
Для рисунков использую различные трафареты по обобщающим темам («Посуда», «Животные», «Игрушки») крупного размера. В каждом рисунке предварительно стрелкой намечаю направление штриховки. Рисунки подбираю не произвольно, а так, чтобы они включали в себя слова отрабатываемых звуков (ябЛоко, мыШка, шаРик). Таким образом, параллельно при подготовке языка к постановке звуков, идет работа и над развитием мелкой моторики.
Для успешного овладения навыками письма использую упражнение «Повтори рисунок». Для его выполнения в кабинете имеется комплект ручек без стержней, которыми дети точно по контуру обводят рисунки. Специально для этой цели изготовила комплект предметных рисунков с проблемными звуками. Дети учатся выполнять плавные линии, не отрывая при этом ручку от бумаги. После тренировки предлагаю перевести рисунок с бумажного листа тетради через копирку на картон, а уже дома вырезать и раскрасить. Такой рисунок в виде (еЖика, зайЧика, сЛона и т.д.) перемещается в специальный карман в конце тетради. Этот самостоятельно изготовленный сувенир будет «жить» в тетради ребенка еще долго и помогать ему в коррекционном обучении.
В течение курса обучения предлагаю различные варианты их «дружбы»:
Научи свою (например, утоЧку) произносить трудный звук, тренироваться вместе с ней перед зеркалом. У кого лучше?
Составить предложения со словами действиями (которых нужно подобрать очень много ) со своим героем (например, мыШка бегаЛа, пищаЛа, скребЛа, жеваЛа).
Составить предложения со словами признаками, используя своего «друга» (например, коШечка маЛенькая, пуШистая, тепЛая, хитРая ).
Составить смешной рассказ о своём герое. Нарисовать рисунок.
При постановке звуков в тетради самим ребёнком зарисовываются рисунки, в которых имеются данные звуки, независимо от их положения в словах. Таким образом, накапливается речевой материал, обогащается словарный запас и развивается фонематический слух (ребёнок самостоятельно ищет эти слова в кабинете, дома, на улице, в книжках). Прежде, чем зарисовать, он произносит слово, вслушивается в его звучание и убеждается, слышится ли «песенка» жука, водички или комарика в данном слове. На этом речевом материале каждый ребёнок отрабатывает звук по схеме: в начале, затем в середине и на конце слова.
Такая работа приносит хороший результат и при развитии фонематического слуха, т.к. ребёнок должен из всего наличия собранных слов распределить этот материал и вслушаться в звук прежде, чем его произнести.
Каждое слово «шлифуется» не менее 5 раз и еще раз закрепляется при ответе на оценку («5» ставлю только если ребенок 5 раз без запинок и заминок правильно произнесет это слово. Таким образом, в тетради накапливается большое количество пятерок (оценка за каждое слово), что очень стимулирует детей. Далее ребёнок придумывает предложения с этими словами, наглядно зарисовываются схемы.
Автоматизация звуков в самостоятельной речи наглядно демонстрируются в тетради в виде зарисовок сказок («Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Репка»).
Широко используя рисунки, рабочие тетради становятся более яркими и красочными. В них представлены все виды диктантов (выборочные, творческие, шифрованные и т.д.). В конце написания диктантов дети обязательно изображают сюжетный рисунок, отражая их главную мысль.
Схемы, таблицы, рисунки, всё это обязательно присутствует в рабочих тетрадях детей.
Обязательны рисунки в тетрадях и при написании сочинений по личным наблюдениям (по темам «Весна», «Осень», «Зима»). На первых занятиях идёт подбор всех признаков определенного времени года, затем яркий, красочный рассказ в рисунке, далее следует устный коллективный рассказ и, наконец, само сочинение. Это очень увлекает детей. Как правило, у них не возникает какой либо боязни, неуверенности, нерешительности пред таким сложным и ответственным видом письменной работы. В этом же плане, по заданной мною схеме, с обязательным рисунком или иллюстрацией обучаю детей и сочинениям описательного характера.
Таким образом, речевая тетрадь является своеобразным учебником для детей, страдающих нарушениями устной и письменной речи, что работа с тетрадями при устранении любой речевой патологии очень эффективна и важна, которая приносит высокие учебные результаты.