Просмотр содержимого документа
«Проект "Удивительный мир синквейна"»
Дидактический синквейн
как средство оптимизации работы
по развитию речи детей
Учитель –логопед
ГБОУ АО «Северодвинский детский дом»
Лейко Галина Васильевна
Актуальность темы
Метод совершенствует мыслительную деятельность детей,
позволяет мыслить продуктивно.
Инновационность методики
Создание условий для развития личности способной критически мыслить, то есть
- исключать лишнее, выделять главное,
- обобщать, классифицировать.
Развитие умения анализировать информацию, коротко и точно выражать свои мысли.
Развитие умения отстаивать своё мнение.
Что такое синквейн ?
В переводе с французского - «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.
Это технология развития критического мышления, позволяющая в нескольких словах изложить учебный материал по теме.
Что пишется в каждой строке?
1 строка - тема синквейна, заключает в себе 1 слово
(существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь.
2 строка- два слова( чаще прилагательное или
причастие),они дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта.
3 строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Что пишется в каждой строке?
4 строка - фраза из 4слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету (объекту).
5 строка - одно слово-резюме, характеризующее суть вопроса или объекта.
Для улучшения текста в 4 строке можно использовать три или пять слов, в 5 строке-2 слова.
Синквейн пишется на любую лексическую тему,
о картине, об изученной теме урока.
Чтобы правильно составить синквейн, важно:
иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
владеть анализом и обобщением, понятиями: слово-предмет (живой - неживой), слово-признак,
слово-действие;
научиться правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении, правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Предварительная работа
Дидактические игры--«Слова-предметы», «Слова-действия», «Подбери признак» «Аукцион слов».Цель: научиться выделять из потока речи нужную часть речи, обогащать словарный запас.
Лото«Найди пару»,«Ассоциации» учит находить предметы, которые могут быть связаны между собой.
Игра «Волшебное дерево»
Цель: научить различать слова –предметы, действия, признаки , ориентируясь на символы: предмет-квадрат, действие-стрелка, признак-круг.
На макете дерева на стволе помещается картинка, на ветках вместо листьев слова, которые «растут» на одном дереве с данным словом.
Предварительная работа
Игра «Поймай
мяч» :называю слово-предмет и бросаю мяч ребенку. Он называет слова, ассоциирующееся с названным словом. Обязательное условие- все слова должны отвечать на вопросы КТО?ЧТО?(Мяч-..игра; звонок-перемена; кукла- радость; каникулы-….).
Варианты работы
Предложить послушать составленный синквейн;
Сочинить синквейн коллективно;
Предложить недописанный синквейн:
1. Ученик 1.
2. Аккуратный, ……… 2.Тёмная, …………….. .
3. Читает, …………, ………….. 3.Спят, темнеет, светят.
4.Он всё успел сделать. 4.Все легли спать.
5. Радость! 5.Часть суток.
Приём «Мозаика ».Составленный синквейн ,
отпечатанный крупными буквами, разрезаем на слова.
Задание группе: опираясь на схему, восстановить и прочитать стихотворение. Можно провести соревнование между подгруппами, это увлекает детей.
Варианты работы
Составление краткого рассказа по готовому синквейну;
Составление синквейна по прослушанному рассказу;
Коррекция и совершенствование готового синквейна;
Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части(например, дан синквейн без указания темы, первой строки-на основе существующих строк необходимо её определить).
При творческом использовании синквейна он воспринимается как увлекательная игра , как возможность выразить своё мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.
Когда дети легко дополняют начатые строки, правильно расставляют части речи, можно переходить к самостоятельному составлению синквейна . Слабым детям можно дать опорные слова.
Важный момент- обязательно зачитывать своё произведение перед детьми, учитывать выразительность прочтения.
Это вызывает у детей массу положительных эмоций , оттесняет скованность, неуверенность.
Дети составляют синквейн
1.Заяц.
2.Белый, пушистый.
3.Прячется, боится, убегает.
4.Я жалею зайца.
5.Дикое животное.
По синквейну составляем рассказ:
В лесу живёт белый, пушистый заяц .Жизнь зайца трудная, он боится лису и волка, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
1. Кукла.
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
Пишет синквейн Витя Зайцев :
1.Чтение.
2.Выразительное, беглое.
3.Читаю, пересказываю, слушаю.
4.Я люблю читать.
5.Школьный предмет.
Синквейн Карины Спирановой
Такой синквейн составила Катя Прилуцкая
Эффективность использования синквейна
Быстрое получение результата,
облегчение процесса усвоения понятий и их
содержания,
расширение и актуализация словарного запаса,
обучение умению выражать свои мысли, подбирать нужные слова,
вырабатывание способности к анализу,
гармоничное сочетание в работе элементов трёх основных образовательных систем :информационной, деятельностной, личностно-ориентированной.
Результаты:
позитивное воздействие на речевое развитие детей с ОВЗ,