Просмотр содержимого документа
«Проект ""Речь. Ритм. Движение"»
Тема проекта: «Ритм, речь, движение»
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный проект
Участники пректа: дети с ОНР 3 урвня 5-6 лет
Актуальность.
Дети с ОНР требуют серьёзной коррекционной работы, т.к ОНР характеризуется нарушением всех речевых систем языка. Они испытывают затруднения в проговаривании слов, словосочетаний, предложений из-за отсутствия элементарного ритма, сбивчивого дыхания, слабости в голосе, а зачастую и своей стеснительности. Для детей с ОНР характерно недостаточное развитие координации движений, отмечается общая моторная неловкость. При этом, как отмечают исследователи, «выявляется корреляция между степенью ритмичности и ловкостью повседневных бытовых движений. При отсутствии чувства ритма выявляется резкость и неравномерность движений, и, наоборот, в случае выявления двигательной неловкости также определяется и недостаточность ритмических характеристик двигательной сферы»
Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи характеризуется длительностью и сложностью коррекционной работы.
Так как искажение слоговой структуры слова у дошкольника старше 4-х лет свидетельствует о нарушении фонематического слуха и нарушении ритмической стороны речи. Поэтому, развивая эту сторону речи ребенка, мы будем развивать как фонематический слух, так и чувство ритма.
Что же такое ритм? Существует два вида ритма: музыкальный – чередование и соотношение во времени звуков и пауз одинаковой или разной длительности, и речевой – ритм на уровне слова, при котором обязательны наличие ударения и отсутствие пауз в словах.
В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком.
Ритм находится в тесной взаимосвязи с темпом и они регулируют скорость организации речевого потока
По мнению К.В. Тарасовой, «чувство ритма» у детей формируется по мере взросления. Ведущими и сопутствующими сенсорными элементами ритма, являются: -восприятие действия звуков и пауз, отображающие ритмический рисунок; -восприятие связи выделяемых и невыделяемых в звуковых компонентов; -восприятие скорости очередности звуков . Вышеописанные компоненты, обладают динамической характеристикой. Ощущение, освоение и знакомство с пространством начинается с того момента, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть. Благодаря взаимодействию взрослого с малышом ребенок целенаправленно изучает окружающий его мир. Эта функция формируется на протяжении всего детства и соотносится с этапами созревания различных отделов головного мозга и взаимодействия межполушарных связей. Исследованиями В.В. Коржевиной доказано, что выделяется категория детей, которая имеет сложности в развитии речи; также параллельно у них отмечается замедленное становление оптико-пространственной ориентации . Дизориентация у детей проявляется в левой и правой стороне, в собственном теле, понимании временных отношений и предлогов отождествляющих пространственные взаимоотношения. Таким образом, в нейропсихологическом направлении пространственные представления и ритмическая организация являются фундаментом, на котором формируются высшие психические функции у детей, это чтение, письмо, счет и др.
Цель: Развивать у детей чувство ритма через различные виды деятельности с целью дальнейшей коррекции речи.
Задачи:
Развивать слуховое внимание на невербальном материале.
Развивать чувство ритма через пальчиковые игры, графические упражнения, общие движения, музыкально-ритмические.
Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков.
Вовлечь родителей в совместный процесс по развитию ритма речи у детей.
Предполагаемый результат проекта:
Создать предпосылки к развитию у детей «чувства языка»
Обеспечить информатизацию педагогического процесса, за счёт применения информационно-коммуникативных технологий.
Овладение детьми навыком прохлопывания ритмического рисунка слов- деление слов на слоги.
Проговаривание детьми слов сложной слоговой структуры.
Улучшение мелкой моторики и координации общих движений.
Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в коррекционном процессе.
Повысить компетентность родителей в вопросах коррекции ритма у детей.
Сотрудничество педагогов ДОУ в проекте.
Сроки разработки и реализации проекта: долгосрочный 1 год.
Ресурсы проекта:
материально-технические ресурсы: - информационно-деловое оснащение проекта; - наглядно-демонстрационный материал по теме проекта: игры, игрушки, пособия, картотека и др. литература;
материал для детской продуктивной деятельнсти;
кадровые ресурсы: все участники образовательного процесса;
интернет ресурс.
1 этап Подготовительный
Выявление проблемы и вхождение в ситуацию.
Доведение до участников проекта важности данной проблемы. Практическая деятельность по решению проблемы: изучение передовых технологий; подготовка ресурсного обеспечения
Организация работы по созданию условий для реализации проекта.
Организация методической работы.: беседа с родителями с целью выявления уровня компетентности в вопросах профилактики дислексии и дисграфии.
Организация кружковой работы «Речевая ритмика»
Составление перспективного плана мероприятий.
2 этап Основной
месяц
форма и содержание
цель
Участники
сентябрь
Диагностика уровня развития речи.
Анкетирование родителей
1. Родительское собрание ««Давайте познакомимся» -
коррекционно-развивающая работа с детьми .
Выставка развивающих игр по разным направлениям коррекц. работы.
выявления уровня компетентности в вопросах коррекции речевых нарушений.
Приобщение родителей к проблеме речевого недоразвития у детей и оказания им коррекционной помощи
Логпед, воспитатели, родители
октябрь
2. Семинар «Самомассаж пальцев рук»
3. Папка-ширма ««Влияние действий рук на развитие головного мозга»
Консультация «Роль семьи в преодолении речевых нарушений»
Пополнить знания и практические умения родителей в оказании коррекционной помощи ребёнку.
Развивать у детей пальчиковую моторику
Логпед, воспитатели, родители, дети
ноябрь
Практикум для родителей Развиваем речевое дыхание, «Гимнастика для языка»
2. Папка – ширма «Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания».
Развивать у детей фонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве. фонематические представления и чувств ритма.
Все участники проекта
январь
Папка-ширма Домашняя игротека (материал по развитию речи детей)
«Игра принимает всех»
Памятка для родителей «Что мы знаем о звуках».
Консультация «Слова – действия
Слова – признаки
Проспекты для родителей «Игры на развитие чувства ритма»- № 1
Повысить интерес родителей к процессу обучения грамоте
Развивать у детейфонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.
Все участники проекта
февраль
«Дни открытых дверей» для родителей.
Папка-ширма» Развиваем внимание вместе»
Справочный материал для родителей (Всё о звуках)
Проспект для родителей Игры «Мой-моя-моё»
«Подружи слова»
Проспекты для родителей «Игры на развитие чувства ритма» № 2
Пополнить знания и практические умения родителей в оказании коррекционной помощи ребёнку.
Развивать у детейфонематические представления, ориентировку на листе бумаге и в пространстве.
Все участники проекта
март
Родительские встречи
«Культура общения детей»
Папка –ширма Волшебные клеточки. С чего начинать?
Консультация «Ориентировка в пространстве»
Проспект для ролителей «Веселые игры со звуками и буквами.
Пополнить знания и практические умения родителей в оказании коррекционной помощи ребёнку.
Развивать у детей чувство ритма
Все участники проекта
апрель
Концерт для родителей «Весна»
Папка-ширма «Учимся рассказывать. Развитие монологической речи»
Познакомить с достижениями детей.
Развивать у детей чувство ритма ориентировку на листе бумаге и в пространстве.
Логпед, воспитатели, родители, дети, учитель начальных классов
май
Диагностика детей
Итоговое анкетирование родителей.
Фоторепортаж по проекту для ролителей.
Размещение материала на сайте ДОУ.
Выявить уровень знаний у детей
Распространение опыта по теме.
Логпед, воспитатели, родители, дети, психолог
3 этап Заключительный
Диагностика детей
Итоговое анкетирование родителей.
Газета по проекту - фоторкпортаж.
Размещение материала на сайте ДОУ.
Для реализации проекта использовались методы:
Словесный – объяснение, чтение, рассказ, словесные игры, заучивание стихотворений
Наглядный – наблюдение за показом, показ звукового анализа с использованием цветных кругов, оформление папок - передвижек для родителей, буклеты, памятки.
Практический – дидактические игры по обучению развитию речи,
продуктивные виды изобразительной деятельности, графические упражнения.
Составление схемы слова с использованием цветных кругов.
Оформление выставки «Звуки – звуки слышим вас, не уйдете вы от нас»,
фотоотчёт о проделанной работе.
Контрольно-диагностический этап.Диагностика А.М. Быховская, Н.А. Казова: Количественный мониторинг общего и речевого развития детей.
- Выявление уровня речевого развития детей.
- Анализ результатов работы по реализации проекта.
- Мониторинг, обработка результатов соотношение целей и результатов проекта.
- Итоговое обобщающее открытое занятие
Заключение.
При реализации данного проекта все задачи решены, цель достигнута. Об этом свидетельствуют данные сравнительной диагностики на начало и конец учебного года.
Уровень знаний и умений родителей и педагогов по теме проекта повысился.