kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры" -для практической работы в образовательных организациях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»»

автор: Гусева Елена Михайловна

учитель-логопед «Центр Детского Творчества №4»

ПРОЕКТ

«Развитие речи через коммуникативные игры»

Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Пояснительная записка

Развитие речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время в связи с вступлением ФГОС , развитие речи дошкольников приобретает особую актуальность.

Почему речь имеет такое серьезное значение? Во-первых, с освоением речи связаны все высшие психические функции: восприятие; память; мышление; внимание. Соответственно развитие восприятия, памяти, мышления и внимания напрямую зависит от того, насколько качественно и своевременно развивается речь.

Одна из самых главных задач речевого развития – научить детей последовательно, связно и грамотно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств.

Кроме того, важно помнить, что речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. С самого раннего возраста, дети встречаются на игровых площадках, в гостях, на занятиях и т.п. Благодаря речи ребенок познает мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Тут проблема в речи может стать началом проблем общения с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок – подросток – взрослый». Если углубиться дальше, то сложности в развитии речи окажут влияние при обучении чтению и письму, и дальнейшему обучению в школе.

     Актуальность проекта: 

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Используя современные формы и методы активизирующего общения, основанные на использовании игр и игровых упражнений, педагог сможет поддерживать положительную детскую мотивацию на конструктивное межличностное общение в процессе совместной деятельности, что сыграет положительную роль в развитии конструктивной коммуникации дошкольников и обеспечит их успешность во всех сферах жизни. 

Цель: Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности игровых форм в развитии коммуникативных навыков старших дошкольников.

Задачи:

  • Способствовать развитию у детей интереса и потребности в общении через разнообразные формы игровой деятельности;

  • Приобщать детей к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

  • Формировать у детей навыки коммуникации с окружающими;

  • Воспитывать нравственные качества личности каждого ребёнка;

  • Повышать компетентность педагогов и родителей в области общения детей и взрослых.

  • Развивать речь детей, расширять словарный запас.

Проблема: неумение детей организовывать конструктивное общение провоцирует личностные и поведенческие нарушения.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, логопед, родители.

Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Методы и приемы работы

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. Общепринятой является классификация методов по используемым средствам. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические:

– Наглядные методы: метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии), опосредованное наблюдение (с использованием изобразительной наглядности: игрушки, картины).
– Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, пересказ, заучивание стихотворений наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
– Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
    Все методы должны применяться только на почве игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Ведь «в игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребёнка, способствует формированию творческого воображения. Игра способствует развитию произвольного поведения ребёнка, становлению произвольности других психических процессов: памяти, внимания, воображения. Игра создаёт реальные условия для развития коллективной деятельности, основу для проявления чувств и эмоций детей, их коррекции». 

Методы исследования: анализ теоретической литературы по проблеме исследования, диагностика коммуникативных умений, изучение передового опыта.

Тип проекта: информационно – творческий.

Вид проекта: – по срокам реализации – краткосрочный,

– по составу участников – групповой.

Ожидаемый результат:

У дошкольников формируется:

–  Осознанное отношение к себе и своим возможностям, адекватная самооценка.

–  Способность к произвольной регуляции своей деятельности.

– Умение разрешать проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми

У педагогов   повышается:

–   профессиональный уровень, формируются навыки и умения практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности детей;

У родителей повышается:

–   образовательный уровень через введение их в увлекательный мир коммуникативных игр; развивается система бесконфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателями).

 Этапы осуществления проекта: 

  • Организационный 

– сбор информации;

– создание группы единомышленников: родители, дети, воспитатели, логопед, психолог, музыкальный руководитель;

– определение цели и задач;

– тематическое планирование;

– подбор методической литературы;

– подбор материала, соответствующего возрасту детей;

– подбор папок с демонстрационным материалом по теме проекта;

– разработка конспектов бесед, занятий, консультаций для педагогов и родителей;

– Создание развивающей среды в группе и музыкальном зале (изготовление атрибутов для коммуникативных игр); привлечение родителей к предстоящей творческой работе (создание альбома «Игры с детьми и взрослыми».

  1. Основной этап – реализация проекта. 

  2. Обобщающий этап. 

–  Проведение итоговое занятие «Путешествие в страну Эмоций»;

–  Определение результативности проекта.   

                          План реализации проекта, 1 этап

  1. Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе 

Январь

1-я неделя – зимние каникулы

2-я неделя – «Продукты питания» 

3-я неделя – «Домашние животные и птицы»

4-я неделя –  «Звери наших лесов»

5-я неделя – «Насекомые»

  • Модель взаимодействия с другими педагогами

Говоря о работе с детьми по развитию речи нельзя рассматривать только деятельность воспитателя. Успех коррекционной работы определяется взаимосвязью и преемственностью всех участников образовательного процесса ДОУ: учителя-логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, родителей воспитанников.

Учитель-логопед координирует всю коррекционную работу специалистов ДОУ:

  • совместные наблюдения, обсуждения, консилиумы, консультации, просмотры открытых занятий;

  • знакомство с результатами логопедического обследования, учёт психолого-педагогических и речевых особенностей воспитанников;

  • согласование планов своей работы с коррекционными планами и планами образовательной работы (в соответствии с проходимыми лексическими темами);

  • внесение по рекомендации логопеда в программное содержание своих занятий задач речевой коррекции;

  • оповещение специалистов о ходе и изменениях в логопедической работе с каждым ребёнком;

  • ежедневный учёт успехов воспитанников в тетради взаимодействия логопеда и воспитателя;

  • не дублирование, а взаимодополнение, взаимоподдержка, принятие согласованных решений.

Педагогический коллектив ДОУ представлен учителем-логопедом воспитателями, младшим воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, методистом, заведующей и другими специалистами.

Эффективность коррекционной воспитательно-образовательной работы определяется не только чёткой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, но и координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.

  1. Методы и приемы работы

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. Общепринятой является классификация методов по используемым средствам. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические:

– наглядные (использование макетов, пособий, дидактических игр, предметных, сюжетных картинок); 

            – практические (упражнения, моделирование, игровые приемы);

           – словесные (беседы, рассказы, инсценировки).

II этап – Практический – познавательный

  1. Формирование у детей элементарных знаний и представлений об основах бесконфликтного общения через   активное использование различных этюдов, упражнений, релаксационных пауз, развивающих игр, бесед и др.

  2. Обучение детей организации   коммуникативных игр   в свободной деятельности.

  3. Организация и проведение развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения.

  4. Организация и проведение развлечений «Наши эмоции», «Будь внимателен к другу»

  5. Консультация для родителей с практическим показом “Играем в коммуникативные игры” 

  6. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

     Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

      В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

     Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.  Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

   Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

   В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000-2500, а в 6-7 лет – до 3500-4000 слов.

   Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

     Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

      Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

      Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложен, он связан с аналитика – синтетической деятельностью коры головного мозга. 

     Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. 

    В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка – дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

     По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановке работы дети к этому времени могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и р). Процесс становления этих звуков даже при условии целенаправленного систематического обучения идет медленнее, так как навык неправильного произношения становится более прочным. Однако, к старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер.

    Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.

     Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

    В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

     В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

      Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответу товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом).

В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

    К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.

  1. Методики коммуникативного развития

     Большой блок методик основан на лингводидактическом подходе к коммуникативной компетентности и большую роль уделяют речевому развитию и диалогическому общению ребенка со сверстниками и взрослыми. При этом работа может строиться в различных видах деятельности.

    Д.Н. Дубина, Ю.А. Судаплатова (2013) за основу своей работы берут народную сказку. Они считают, что одним из способов расширения языкового поведения, формирования коммуникативных умений личности дошкольника является диалогическое общение на основе произведений устного народного творчества.

    Н.К. Ледовских (2003), Н.А. Богданова (2010) как коммуникативный повод для общения педагога с детьми видят изобразительную деятельность. Авторы считают, что общение по поводу изобразительной деятельности — это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых. Изобразительная деятельность требует коммуникативного взаимодействия на всех этапах: на этапе обсуждения темы, выбора средств и техники изображения, в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на этапе осмысления ее результатов.

   Очень много проектов (Г.А. Саитова, 2012; Н.Н. Кулиш, 2011; С.С. Мальцева, 2012; С.А. Мурзина, 2011), связанных с игрой как средством формирования коммуникативной компетентности. При этом авторы решают насколько задач: формируют монологическую и диалогическую речь, учат сотрудничеству. И это очень обосновано, ведь игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

    В качестве методического материала педагоги используют достаточно известные среди воспитателей детских садов пособия: Л. Дубининой «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений»; К. Фопель «Как научить детей сотрудничать». (2008)

     Существуют и более частные программы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Среди них:

Т.А. Благовещенская (2003) – Развитие основ коммуникативной компетентности при изучении английского языка в подготовительной группе;

И.А. Лыкова (2008) — Развитие коммуникативной компетентности через диалог с искусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символов культуры;

В.Н. Чиркова (2005) – Здоровьесберегающая коммуникативная среда.

  1. Картотека коммуникативных игр для детей 5-7лет

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель даёт задания:

– Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь узнать своего соседа, опустите руки;

– снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

– ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

Коврик примирения

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

Закорючка

Цель: развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.

Пресс-конференция

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

Без маски

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;

“ Особенно мне не нравится, когда…”;

“Однажды меня очень напугало то, что…”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…».

«Ласковое слово»

Цель: Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Педагог собирает детей в хоровод со словами:
В хоровод, в хоровод,
Здесь собрался народ!
Раз, два, три — начинаешь ты!
Вслед за этим педагог надевает на себя колпачок и ласково обращаем к рядом стоящему ребенку.
Например:
— Сашенька, доброе утро! 
Педагог уточняет, какие добрые и ласковые слова мы можем произносить, обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какой красивый у тебя бантик; у тебя красивое платье и т.д.). После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает колпачок следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к стоящему с ним рядом малышу, и т.д.

«Веселая сороконожка»

Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.

Не забудьте включить детям веселую музыку!

В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

«Каравай».

Дети становятся в круг. Один (самый смелый) ребенок становится в центр круга. Дети начинают движение вправо по кругу со словами: «Как на Настины именины испекли мы каравай, вот такой ширины (растягивают круг в ширину), вот такой вышины (поднимают руки вверх), вот такой ужины (подходят к центру). Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!» Настя говорит: «Я люблю, конечно, всех, но Алину больше всех». Алина становится в центр круга, и дети танцуют в паре. Дети в кругу тоже выполняют танцевальные движения. Игра повторяется.

Испорченный телефон”

Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где “телефон” испортился.

Я знаю пять имен”

По правилам игры участники подбрасывают мяч вверх или бьют им по земле со словами: «Я знаю пять имен мальчиков (девочек, названий городов, животных, цветов и т.д.) при этом считая: Дима-раз, Вася-два, Лёша-три и т.д.

Когда кидается мяч – произносится только одно имя (название).

Если игрок ошибается или долго думает – мяч передается другому участнику. Побеждает игрок, который дольше всех играл с мячом и ни разу не ошибся.

Правая и левая

Ритмическая игра на подражание и освоение схемы тела.

Правая и левая водят поезда.

Правая и левая строят города.

Правая и левая могут шить и штопать.

Правая и левая могут громко хлопать.

Ночь стоит над городом,

Руки так устали,

Правая и левая спят на одеяле.

Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями: показывают поочередно правую и левую руки и подражают тем действиям, о которых говорится.

Дождь идет – Ритмическая игра на подражание.

Дождь идет, а мы бежим –

В домик спрятаться спешим.

Будет дождь стучать в окно –

Мы не пустим все равно.

Участники рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения: хлопают руками, топают ногами, делают «крышу», соединяя руки над головой, стучат указательным пальцем по коленке, мотают головой.

«Зеркало»

Цель: Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.
Педагог. Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой — зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист? (Надевать парик, маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.) Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?

Игра «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я – липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

Игра «Змея»

Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребёнок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.

Игра «Поварята»

Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас будем готовить компот.  Каждый участник придумывает, каким фруктом он будет (яблоко, вишня, груша) Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя встаёт в круг, следующий участник, вставший, берёт за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусный и красивый компот. Таким способом также можно сварить суп или сделать винегрет.

Игра «Ветер дует на…»

Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» – после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте.  «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит сладкое» итак далее…

«Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

Игра «Где мы были, мы не скажем»

Цель: Развивать внимание, память, образное мышление детей.
Водящий, которого выбирают дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с педагогом договариваются, кого или что они будут изображать. Затем входит водящий и говорит: «Расскажите, где вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» (если они договорились изображать действие) или «Кого видели, покажем» (если они изображают животное) т.д. В процессе игры педагог помогает детям найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

Игра «Измени голос»

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.
Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) маски и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.

Игра «Угадай, что я делаю?»

Цель: Развивать память, воображение детей.
Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее: – стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку и т. п.); – стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол и т. п.); – сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.); – наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок и т.п.).

  • Фронтальное занятие логопеда по теме «Составление описательного рассказа о пчеле»

Цели: 

Коррекционно-образовательная: обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему; 

Коррекционно – развивающие: пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые»; развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание; закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных; воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: схема описания насекомых, баночка меда с ложками, предметные картинки с изображением пчелы.

Предварительная работа: рассматривание картинок, иллюстраций; чтение художественных текстов JI. Квитко «Жучок», В. Бианки «Приключение муравьишки», И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Игра: «Узнай по описанию».

                                                Ход занятия

Организационный момент.

Отгадывание загадки:

Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны. (Пчелы)

Сегодня мы будем составлять рассказ о пчеле. Но прежде у меня для вас есть сюрприз.

Одна пчелка решила вас угостить. Как вы думаете, чем ? (Ответы детей.)

Логопед угощает детей медом. Дети рассказывают, какой у меда вкус и запах.

Беседа по предметной картинке и схеме:

  • Кто изображен на картинке?

  • Какая пчела? (Маленькая, полосатая, трудолюбивая.)

  • Какой звук издает она при полете?

  • Назовите части тела пчелы (совместно с логопедом).

  • Где живет пчела?

  • Как передвигается?

  • Чем питается?

  • Пользу или вред приносит природе?

  • Какую пользу или вред приносит человеку?

  • Что делает в зимнее время?

  • Мед, который вырабатывают пчелы, чей? (Пчелиный.)

  • Как называется семья пчел? (Пчелиная.) Что делает пчела? (Носит мед.)

— Как можно назвать пчелу, если соединить эти два слова: мед носит? (Медоносная.)

 Составление рассказа с опорой на схему. 

Логопед предлагает детям образец рассказа.

Примерный образец. Это пчела. Пчела — это насекомое. Она маленькая, полосатаятрудолюбивая. А еще ее называют медоносной. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. В полете пчела жужжит. Живет она в улье вместе с большой пчелиной семьей. Пчела собирает нектар с цветов. Это ее пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям приносит большую пользу, потому что пчелиный мед вкусный и очень полезный.

 Рассказы детей.

 Итог занятия.

  • О ком составляли рассказ?

  • Почему пчелу называют медоносной?

  • Какую пользу пчела приносит человеку?

Анализ занятия

Занятие проходило 28 января, продолжительность 30 минут.

Задачи: образовательные – обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему; 

развивающие – пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые»; развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание; закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных;

воспитательные –  воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Материал: демонстрационный – схема описания насекомых, баночка меда с ложками, раздаточный – предметные картинки с изображением пчелы.

Методы и приёмы:

1 этап – словесный метод (загадывание загадки), наглядный (показ картинки), практический (дети пробуют мёд),

2 этап – словесный и наглядный методы (беседа по предметной картинке и схеме, составление рассказа с опорой на схему),

3 этап – словесный и наглядный методы (рассказы детей с опорой на предметную картинку и схему), логопед подводит итог занятия.

  1. Методики по речевому развитию с Мелконян Алисой

НАЗВАНИЕ

ЗАДАЧИ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

Развитие словаря

Обогащение словаря

Положительная динамика

Продолжать работу по развитию словаря

Воспитание звуковой культуры речи

Постановка звуков и их автоматизация

Положительная динамика

Продолжать работу по ЗКР

Развитие связной речи

Развивать монологичес-

кую речь

Положительная динамика

Продолжать работу по развитию связной речи

    Существует несколько методик, учитывающих особенности развития речи детей дошкольного возраста и помогающих детям освоить речь. Применять их нужно в комплексе, чтобы ребенок правильно слышал, говорил и понимал слова.

Индивидуальный маршрут сопровождения Мелконян Алисой

Ф. И. ребенка

Направление работы

Какая коррекция проведена, чем занимались, регулярность занятий

Результат проведенной работы

Рекомендации

Мелконян

Алиса

Речь

Артикуляционная гимнастика;

дыхательные упражнения;  

игры и игровые упражнения для стимуляции звукоподражания и собственной речевой активности.

Ежедневно

Речевые навыки в стадии формирования; 

повысилась речевая активность.

Продолжать работу по формированию речевых навыков и стимулированию речевой активности.

Эмоционально-волевая сфера 

Релаксационные упражнения, игры с правилами.

Коррекция в процессе образовательной деятельности.

Ежедневно

Уровень работоспособности повысился; произвольное поведение в стадии формирования.

Продолжать работу по развитию произвольного поведения.

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика;

мозаика; резиночки;

шнуровки и т.д.

ОРУ; подвижные игры; «Выполни по образцу»; графические задания;

копирование изображений и т.д.

Ежедневно

Плохое зрение тормозит развитие мелкой моторики.

Продолжать работу по развитию

мелкой моторики рук; регулярное ношение очков.

Внимание

Игры с правилами;

словесные игры;

упражнения на умение выделять существенные признаки.

Ежедневно

Результаты работы положительные, внимание устойчивое.

Контролировать, чтобы не были утрачены приобретённые навыки.

Мышление

Настольно-печатные игры;

дидактические игры;

беседы-рассуждения.

Ежедневно

Результаты работы положительные, развитие мышления в норме.

Контролировать, чтобы не были утрачены приобретённые навыки.

Память

Игры, стимулирующие увеличение объёма памяти, умение запоминать.

Заучивание стихотворений.

Пересказ короткого текста.

Ежедневно

Положительная динамика по развитию памяти.

Продолжать работу в заданном направлении.

Рекомендации для родителей

    Семья — наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:

 –  С самого рождения с ребенком нужно постоянно общаться. Самым маленьким рассказывайте о своих действиях и окружающих предметах. У детей постарше спрашивайте о том, как они провели день, что понравилось, запомнилось, не понравилось и почему.

– Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.

– Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».

–  Чтение книжек расширяет кругозор, дает повод обсудить сюжет и героев, сближает взрослого и ребенка. Совет: для чтения выбирайте сказки и истории, персонажи которых взаимодействуют друг с другом. Это позволит ребенку лучше усвоить коммуникативные навыки. Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..

– Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;

– Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.

– Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.

       –  Занимайтесь пальчиковой гимнастикой и играми ежедневно по 15 минут. Уже доказано, что мелкая моторика положительно влияет на умственное развитие ребенка. Любые действия ручками и пальчиками благотворно сказываются на речи.

        – Дыхательная гимнастика также способствует правильной речи за счет формирования длительного выдоха. Можно дуть на перышко, кусочки ваты как будто они снежинки, сдувать семена одуванчика.

  Все занятия по развитию речи надо проводить в игровой форме, ненавязчиво, чтобы ребенок получал удовольствие.

Рекомендации для педагогов

  1. Расширять словарный запас по лексическим темам.

  2. Учить подбирать существительные к заданным прилагательным: Морозная – … снежный -.., ледяная.., порывистый -.., теплые – … меховая -… пушистый -… зимнее – … пасмурная – …

  3. Учить подбирать слова с противоположным значением: Длинный – короткий, грязный – чистый, новый – старый, светлый – темный, яркий – тусклый, мягкий – твердый, теплый – холодный, морозный – жаркий.

  4. Совершенствовать навыки словообразования.

  5. Учить образовывать существительные путем слияния двух основ: Снегопад – снег падает, снегоход -.., ледокол -.., снегокат – …

  6. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных:

Туфли из кожи – кожаные туфли.

Ботинки с мехом – меховые ботинки.

Пиджак из шерсти – шерстяной пиджак.

Платье из шелка – шелковое платье.

В Англии – английский, во Франции -.., в Италии -.., в Дании – .., в Австрии.

  1. Учить образовывать родственные слова:

Снег – снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, снегирь, снегурочка, подснежник.                                                                        

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые. Франция – француз, француженка, французский.

III. Совершенствовать грамматический строй речи.

  1. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде:

Подбирать подходящее по смыслу существительное и правильно согласовать его с заданным прилагательным.

Зимний – холод, мороз, день.

Зимняя – пора, погода, прогулка, метель.

Зимнее – время, развлечение.

Зимние – дни, метели, развлечения, прогулки, забавы…

Так же со словами: морозный, ледяной, холодный, новый, женский, мужской, детский, красивый, английский, итальянский.

  1. Учить употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже: Француз – французов, англичанин – англичан, страна – стран, житель – жителей, день -дней, снежинка – снежинок, буря – бурь, стужа – стуж, шляпа – шляп, платье – платьев, пальто – пальто, ботинки – ботинок, сапоги – сапог.

  2. Учить согласовывать существительные с числительными: 1 платье, 2 платья. … 5 платьев,.., 10 платьев.

  3. Учить образовывать и правильно употреблять простые причастия: Шить – шитый, развязать – развязанный, вязать – вязанный, складывать – сложенный, вышивать – вышитый, носить – ношенный, стирать – стиранный.

  4. Совершенствовать слоговую структуру речи. Отрабатывать произнесение слов сложной слоговой структуры, предложений и чистоговорок с этими словами.

  5. Развивать связную речь.

  6. Составлять описательные рассказы по изучаемым лексическим темам.

  7. Составлять рассказ о зиме, лете, осени, весне по плану:                           

–  как ты заметил наступление зимы;

–  ее первые приметы в природе;

–  зимние месяцы;

–  жизнь зверей и птиц зимой;

–  зимние забавы и развлечения.

  1. Составлять сравнительные рассказы.

  2. Составлять творческие рассказы.

  3. Обучение грамоте.

  4. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа.

  5. Учить выделять заданный звук в слове и определять его место (в начале, середине, конце).
    3. Учить составлять предложения с заданным словом.

  6. Учить составлять предложения по опорным словам: Снег, на, лежит, домов, крышах. У, теплая, куртка, Тани.

VII. Совершенствовать мелкую моторику рук: раскраски, обводки, штриховки.

III этап – Заключительный

Обобщение опыта работы по теме: «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников» – итоговое занятие «Путешествие в страну Эмоций»

Определение результатов проекта:

     Проект «Развитие речи через коммуникативные игры» завершён успешно. С поставленной целью и задачами участники проекта справились. Дети с интересом участвовали в мероприятиях, проявляя свои творческие способности. В играх были активными и заинтересованными, получили много положительных эмоций и впечатлений. Родители также проявили заинтересованность, с желанием сотрудничали с педагогами.

     Реализация проекта осуществлялась в совместной деятельности с детьми с учётом их возрастных особенностей при активном взаимодействии педагогов и родителей.

 

Интегрированное занятие: «Путешествие в страну Эмоций»

Цели:

Формировать знания об эмоциональных состояниях людей и персонажей литературных произведений, побуждать использовать знания о мимике в процессе коммуникации, продуктивной деятельности, а также игровой.

Задачи:

Образовательные

Область познания «Коммуникация»: закрепление знаний художественных выразительных средств (интонация), формирование словаря;

Область познания «Художественно–эстетическое развитие»: закреплять умение располагать изображение на листе в соответствии с замыслом; развивать желание использовать в рисовании разнообразные цвета; закреплять технику выполнения аппликации.

Область познания «Познание»: ФЭМП (практиковать в ориентировке в пространстве), ориентировка во времени (закреплять последовательность частей суток).

 Воспитательные

Продолжать формировать интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: учить понимать и употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, веселый, радостные, грустный, спокойный); побуждать эмоционально откликаться на переживания персонажей сказок.

 Развивающие

Область познания «Социализация»: развивать умение использовать для воплощения образа выразительные средства; побуждать использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо;  

Область познания «Чтение художественной литературы»: побуждать к внимательному слушанию сказок.

«Чтение художественной литературы» — «Социализация»: побуждать использовать в театрализованных играх сюжет ранее прочитанных литературных произведений.

Материал:

Демонстрационный и дидактический: Обозначение кассы; ширма–декорация, домик–декорация, игрушки бибабо и изготовленные ранее на конструировании из бумаги (Лягушка, Мышка, Медведь, Зайчик); иллюстрации к сказкам («Заюшкина избушка», «Пузырь, соломинка и лапоть»,) и к стихотворению К.И. Чуковского «Телефон»; запись фонограммы русской народной музыки; графические изображения настроений и чувств (лицо веселое, плачущее, расстроенное, смеющееся, злое, спокойное); готовый макет куклы на ложке.

Для продуктивной деятельности: заготовки кукол на ложке, овал из белой бумаги (для лица куклы), карандаши цветные, клей, клеенки, тряпочки.

Предварительная работа

В утренние часы свободной игровой деятельности организация игры–«Театральная касса».

Воспитатель

Дети

Организационный момент


(Раздается 1-ый звонок). Приглашаем занять свои места согласно билетам.

Проходят на места.

(Раздается 2-ой звонок). Просьба отключить все мобильные телефоны и убрать игрушки, чтобы они не мешали Вам и Вашим соседям во время спектакля.

Убирают игрушки

(Раздается 3-ий звонок). 

Выходит конферансье. Здравствуйте, дорогие зрители! Рада приветствовать вас в нашем  театре. Сегодня вы увидите 3 сцены из спектакля. А вот названия его вы попробуете отгадать сами!  Есть подсказка. Это русская народная сказка. И так, наш занавес открывается. Начинает звучать фоном русская народная музыка.


Основная часть


Сцена первая.

Лягушка прискакала к Теремку и спрашивает:

—Кто-кто в теремочке живет. Кто–кто в невысоком живет? А Мышка ей и  отвечает: —Я Мышка–норушка.—Пусти меня жить! Пустила ее Мышка в Теремок. Обрадовалась Лягушка. И стали они жить вместе

Сцена вторая.

Медведь и говорит: —Раз я в Теремке не помещаюсь, то на крыше точно помещусь. Испугались животные отговаривать его стали:

— Михал Потапыч, не залезай на Теремок, ты же тяжелый, сломать его можешь!

Сцена третья.

Не послушал зверей Медведь. Залез на Теремок и сломал его. Сидят звери на лесной полянке и плачут от горя. Но плакали они недолго, а построили себе новый теремок, еще больше и еще краше прежнего.


Ребята, кого из героев сказки мы видели на сцене чаще остальных?

Лягушку-Квакушку

Сколько сцен из спектакля мы видели?

Три.

В первой сцене что происходило?

Лягушка к теремку подошла и попросилась в нем жить и стали они жить с Мышкой вместе.

Как вы думаете, какое настроение было у лягушки?

Веселое, радостное.

А что происходило во второй сцене?

Медведь забрался на теремок и сломал его.

А что делали остальные звери?

Отговаривали его залезать на теремок.

Почему?

Он мог его сломать.

Какие чувства испытывали звери?

Им было страшно.

Теперь вспомним третью сцену.

Звери сидели на полянке и плакали. А потом построили новый теремок.

А почему плакали звери?

Теремок был сломан.

Вот еще одно чувство, которое испытали герои сказки. Это огорчение, расстройство.

Но ведь потом они все вместе вновь построили теремок и все закончилось хорошо. Как вы думаете, какие чувства испытали герои сказки в самом конце истории.

Радость.

Я с вами согласна. Как вы догадались, что звери радовали и огорчались, плакали и веселились?

По их словам.

Точнее по голосу, которыми были сказаны эти слова.

Сейчас покажу вам как можно управлять своим голосом. Слово «Здравствуй!» произнесу с разной интонацией:

Приветливый, радостный. Пример приводит. 

Грустный, печальный. Пример приводит.

Задумчивый. Пример приводит.

Сердитый, злой. Пример приводит.

Торопливый. Пример приводит.


Физкультминутка


Предлагаю отдохнуть немного. Для этого мы встанем, задвинем стулья и выйдем в проход между рядами.

Вечером девочка Мила (Шагаем на месте.)

В садике клумбу разбила, (Прыжки на месте.)

Брат ее мальчик Иван (Приседания.)

Тоже разбил… стакан! (Хлопаем в ладоши.)


Какое чувство было у девочки Милы, когда она сажала цветы?

Какое настроение было у ее брата, когда он разбил стакан?

Изменилось ли настроение Милы после этого происшествие?

Она была веселой.

Он был огорчен, расстроен.

Она тоже расстроилась.

Но свои эмоции можно передавать не только с помощью голоса, интонации, но и с помощью движений лица — мимики.

Мы с вами тоже становимся актерами, когда ставим спектакли для других детей в детском саду и для родителей. Поэтому нам тоже надо уметь правильно показывать настроение. Для этого приглашаю вас в страну Эмоций. Чтобы не заблудится, нам понадобится карта. У меня есть 3 карты, каждая в своем конверте. Какого цвета конверты?

Синий, желтый и зеленый.

Продолжение основной части


Помогать мне будет куколка Бантик и те ребята, у кого синие билеты. Давайте рассмотрим карту.

Идут по карте. Посмотрите! Здесь лежит иллюстрация из сказки. Вспомните ее название.

Скажите, какое настроение было у Зайчика, когда он построил свою избушку. Вот как можно изобразить его в рисунке. Скажите, какое настроение было у Зайчика, когда его Лиса из дома выгнала? Вот как можно изобразить это настроение в рисунке. Посмотрите. Бровки на личике расположены по-другому и появилась слезка.

Спасибо вам ребята. Пора возвращаться на места.

Дети подходят.

Заюшкина избушка

Веселое, радостное.

Зайчик был расстроен и плакал.

Дети садятся.

Теперь возьму следующую карту. Желтую. И приглашаю подойти ко мне тех, у кого желтые билеты. Давайте рассмотрим карту. Идут по карте. Посмотрите! Здесь лежит иллюстрация из сказки. Вспомните ее название. Скажите, как зовут этого героя и что он делает? Его веселое настроение можно изобразить в рисунке так. А кто это из героев? Соломинка. Какое у нее настроение на иллюстрации  и почему? Ее грустное настроение можно изобразить в рисунке так. Спасибо вам ребята. Пора возвращаться на места.

Дети подходят.

Мыльный пузырь, соломинка и лапоть.

Это мыльный пузырь, он смеется.

Она расстроена, потому что ее сломали.

Дети садятся.

Теперь возьму следующую карту. И приглашаю подойти ко мне тех, у кого зеленые билеты.

Давайте рассмотрим карту. Идут по карте.

Посмотрите! Здесь лежит иллюстрация из стихотворения. Как оно называется? Кто его написал?Вспомните ее название.

Хочу прочитать вам отрывок из стихотворения.

«А вчера поутру Кенгуру: 
– Не это ли квартира Мойдодыра? 
Я рассердился да как заору: 
– Нет! Это чужая квартира!!! 
– А где Мойдодыр? 
– Не могу вам сказать… 
Позвоните по номеру сто двадцать пять».

А теперь вопрос. Какое настроение было у того, кто взял трубку? Его сердитое настроение можно изобразить в рисунке так. Спасибо вам ребята. Пора возвращаться на места.

Дети подходят.

Телефон.

Корней Чуковский.

Он был сердит.

А теперь вспомним, какая картинка что изображает.

Педагог вывешивает на доску рисунки с изображением эмоций.  И предлагает 1-2 детям изобразить их.

Дети вспоминают название эмоций и настроения.

Мы говорили с вами, что кукла не может лицом передавать настроение, меняя его выражение. Но можно сделать куклу с уже задуманным выражением лица. Посмотрите, что у меня получилось. Я сделала ей веселое настроение.

Педагог показывает куклу.

А сделала я ее так. Мне понадобилась заготовка куклы. Овал из белой бумаги и карандаши, клей, клеёнке и тряпочка. Сначала решила. Что настроение у моей куклы будет хорошее. На овале нарисовала части лица так, как нарисовано на наших рисунках-подсказках. Затем на клеенке нанесла клей на обратную сторону заготовки лица и затем приклеила к ложке, прижав тряпочкой. Вот моя кукла готова. Предлагаю вам достать из стола заготовки кукол и самим стать кукольных дел мастером. Давайте вспомним, в какой последовательности надо выполнять задание.

А когда выполнил наше задание, пусть каждая кукла поздоровается со своей соседкой. После игры мы оставим наших куколок для уголка театра.

Теперь приступим.

Дети вспоминают последовательность.

Заключительная часть


Педагог по необходимости помогает выполнить задание детям и здоровается своей куколкой с куклой ребенка, приглашает ребенка показать кукле группу.


 

Консультация для родителей с практическим показом “Играем в коммуникативные игры”

Вступительная беседа

 «Как понять своего ребёнка? Как научиться быть терпимее к его шалостям? – многие родители задают себе эти вопросы. В мире нет одинаковых людей, каждый человек по-своему уникален и неповторим, но полноценной личностью он становится только в обществе. Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Ведь общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.  

К сожалению, в последнее время педагоги и психологи с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не могут поддерживать и развивать установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в одиночестве.

 Поэтому задача, нас взрослых, помочь нашим детям вступить в мир взаимоотношений, адаптироваться в нём, приобрести новых друзей, найти выход из сложных ситуаций. И чем раньше мы научим детей быть в ладу с окружающими и самим собой, тем легче ему будет со временем найти своё место в жизни, среди людей, и тем лучше, мы взрослые и наши дети будем понимать друг друга.

В нашей работе с детьми мы используем множество разнообразных методов и приёмов, направленных на развитие у детей умения общаться. Одним из таких приёмов являются специальные игры, направленные на развитие коммуникативных способностей у детей. Эти игры способствуют сплочению детского коллектива, развивают положительное, доверительное отношение к сверстнику, учат выражать свои эмоции, помогают корректировать некоторые отрицательные проявления в поведении.

Приглашаю родителей посмотреть, как играют дети и поиграть с ними в эти игры.

  1. Игра «Здравствуй, дружок»

Здравствуй, дружок! – машут одной рукой

Здравствуй, дружок! – машут второй рукой

Вместе с тобою мы встали в кружок

Здравствуйте, наши ручки – хлоп, хлоп

Здравствуйте, наши ножки – то, топ

Здравствуйте, наши коленочки – шлёп, шлеп

Здравствуйте, круглые щёчки – пух, пух

Здравствуйте, наши пальчики – тук, тук

Здравствуйте, девочки

Здравствуйте, мальчики!

Мы друг другу улыбнёмся, дружно за руки возьмемся!

  1. Игра «Доброе животное»

Дети и родители образуют круг. Воспитатель говорит, что они – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит.  На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь послушаем, как так же ровно и чётко бьётся его большое доброе сердце. Стук – один шаг вперёд, стук – один шаг назад.

  1. Игра «Найди своего ребёнка»

  Дети стоят лицом в круг, родители – за кругом, спиной к детям. Воспитатель      объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников – цвет волос, глаз. рост, одежду…)  Родитель должен узнать своего ребёнка, подойти, обнять его.

  1. Игра «Я – дрозд, ты – дрозд»

Дети разбиваются на пары, произносят слова и выполняют движения по тексту

Я – дрозд, ты – дрозд

У меня есть нос, у тебя – есть нос

У меня – щёчки аленьки, у тебя – щёчки аленьки

У меня – губки сладеньки, у тебя губки сладеньки.

Мы с тобой друзья – я и ты, ты и я

Мы любим друг друга (обнимаются)

   Игры, направленные на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом, на снятие эмоционального напряжения

  1. Игра «Маленькое привидение»  

  Взрослый говорит: «Ребята сейчас мы будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить, и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем взрослый хлопает в ладоши.

  1. Игра «Шум растёт»

Взрослый говорит: «Представьте, что на свете жил маленький Шумок. Разговаривал он так: «Ш-ш-ш», но Шумок постепенно рос, взрослел и разговаривал уже по-другому: «Ж-ж-ж-ж». Наконец, шумок вырос и превратился в настоящий Шум: «Ж-жжжж». Давайте вместе покажем, как рос Шумок.

Благодарю родителей за внимание и участие в играх. Итог: «В эти игры родители могут играть с детьми дома, они помогут укрепить с ребёнком, проявить неподдельный интерес к его детским заботам, а также доставят массу удовольствия и радости от общения с вашим ребёнком»

 

 

 

Список литературы

- Афонькина Ю.А., Г.А. Урунтаева «Тест для изучения коммуникативных умений детей 4-7 лет»

 -Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста»

-Е.А. Калягина Е.А.,Смирнова Е.О. Тест «Картинки» 

-Лисина М.И. «Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности для детей 3-7 лет» 

-Саранская О.Н. «Психологический тренинг для дошкольников»

 -Щетинина А.М. «Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу»

-Яковлева Н.Г. «Психологическая помощь дошкольнику»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»

Автор: Гусева Елена Михайловна

Дата: 09.02.2023

Номер свидетельства: 625179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Проект   «День матери» в группе «Теремок»."
    ["seo_title"] => string(41) "proiekt-dien-matieri-v-ghruppie-tieriemok"
    ["file_id"] => string(6) "318819"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460658166"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРЕЗЕНТАЦИЯ: " ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(95) "priezientatsiia-innovatsionnyie-formy-raboty-s-roditieliami-po-razvitiiu-riechi-u-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "246110"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446296465"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Образовательный проект «День защитника Отечества»."
    ["seo_title"] => string(55) "obrazovatiel-nyi-proiekt-dien-zashchitnika-otiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "300579"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456759470"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Проект "Мамины помощники""
    ["seo_title"] => string(26) "proekt_maminy_pomoshchniki"
    ["file_id"] => string(6) "542958"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1584347160"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Проект "Добрые сказки- умные дети""
    ["seo_title"] => string(31) "proiektdobryieskazkiumnyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "302412"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457166005"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства