kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Применение методов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ни для кого не секрет, что количество детей с особыми образовательными потребностями и отклонениями в речевом развитии с каждым годом увеличивается. В логопедической практике все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта – системным недоразвитием речи на фоне дизартрии. У этих детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Применение методов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №48 «Одуванчик» г. Светлоград

















Выступление на методическом объединении:

«Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста»










Подготовила и провела:

Учитель-логопед

МБДОУ ДС №48

«Одуванчик», г.Светлоград

О.А.Гопаненко

Дата проведения: 29.03.2022г.








Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей.

Ни для кого не секрет, что количество детей с особыми образовательными потребностями и отклонениями в речевом развитии с каждым годом увеличивается. В логопедической практике все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта – системным недоразвитием речи на фоне дизартрии. У этих детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.

Поэтому перед нами педагогами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одной из задач ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» является - развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Усвоение смысла слова происходит в неразрывной связи с ознакомлением ребенка с окружающей жизнью, поэтому жизненный опыт служит основой для речевого развития. Развитие представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности - умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения

Следуя из выше сказанного, встает вопрос о выборе средств и методов коррекции имеющихся недочетов в речевом развитии. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Опыт работы показывает, что эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приёмы мнемотехники.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. -блоками-квадратами, Большева Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа. Итак, что же такое мнемотехника?

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники можно решить следующие образовательные задачи:

• Развивать связную и диалогическую речь;

• Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу;

• Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами;

• Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

• Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);

• Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу следует с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы-схемы являются дидактическим материалом в логопедической работе по развитию связной речи детей. Они используются для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при отгадывании и загадывании загадок,

- при заучивании стихов.

Знакомство и работа с мнемотаблицами начинается уже в младшем возрасте, когда педагог использует простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д. (Алгоритм обучения детей) Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях используются модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Весь картинный материал должен соответствовать возрасту воспитанников. Для детей среднего дошкольного возраста используются цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – схемы усложняются или заменяются другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создаются в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Стихотворения. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Работа с применением мнемотаблиц на ООД строится в три этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

• модель должна отображать обобщённый образ предмета;

• раскрывать существенное в объекте;

• замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Мнемотаблицы – схемы в работе  учителя-логопеда служат дидактическим материалом, который помогает:

  • обогащению словарного запаса,

  • при обучении составлению рассказов,

  • при пересказах художественных произведений,

  • при отгадывании и загадывании загадок,

  • при заучивании стихов,

  • при знакомстве со звуками,

  • при коррекции звукопроизношения.

Мнемотехнику можно использовать на занятиях, при ознакомлении детей с артикуляционной гимнастикой. Каждому упражнению артикуляционной гимнастики дается образное название и подбирается картинка - символ. Это позволяет детям легче запомнить артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес выполнению.

При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна. Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники включает в себя следующее:

1 блок (этап вызывания и постановки звука) –  это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука.

2 блок (автоматизация звука) – правильное произнесение звука и использованием нескольких графо-картинных моделей звуков и слов:

Делаем вывод: когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая. Голосовые связки не дрожат, значит, звук глухой.

3 блок (введение звука в речь) – создание графо-картинных моделей рассказов, сказок – связок, стихов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.

- Вначале проговаривается чистоговорка, демонстрируется последовательно картинки. Затем происходит беседа по содержанию чистоговорки. Еще раз читается, а затем ребенок проговаривает чистоговорку самостоятельно.

У нашего Илюшки
шайба да клюшка.

На болоте камыши,
На лужайке шалаши.

Также мнемотаблицы используются для составления описательных рассказов о временах года, игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Вот, к примеру, мнемотаблица для составления рассказа о времени года. Как вы думаете, о каком времени года можно рассказать по данной таблице? Давайте с вами попробуем составить рассказ, опираясь на данную последовательность. Таким образом, дети составляют рассказ.

Чтобы процесс составления рассказа был интереснее, в мнемотаблицы можно добавить настоящие элементы – перья, мех, зерна - чтобы дети могли развивать тактильную память через ощущения от прикосновения к различным предметам.

Таким образом, дети получают возможность использовать три сенсорных канала: кинестетический (ощупывают поверхность пособия), визуальный (видят картинку-схему), аудиальный (слышат пояснения педагога и рассказы сверстников).

Описательные рассказы составляются детьми в конце занятия.

При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, загадок. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Зарекомендовали себя мнемотаблицы и в работе с предлогами, в составлении фразы, предложения, работе с притяжательными прилагательными и т.д.

Таким образом, в результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц у воспитанников с речевыми нарушениями:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;

  • Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно;

  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям;

  • Развивается фантазия и творческое воображение детей.

А это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников. Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

И свое выступление я хочу закончить словами известного педагога:

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

К. Д. Ушинский

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Применение методов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"

Автор: Ольга Александровна Гопаненко

Дата: 28.03.2022

Номер свидетельства: 603594

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Использование новых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-razvitii-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "197766"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428310392"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "План по самообразованию на тему «Активация словаря детей младшей возрастной группы» "
    ["seo_title"] => string(91) "plan-po-samoobrazovaniiu-na-tiemu-aktivatsiia-slovaria-dietiei-mladshiei-vozrastnoi-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "239700"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444839978"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Мастер-класс "Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития детей""
    ["seo_title"] => string(116) "mastier-klass-ispol-zovaniie-nietraditsionnykh-mietodik-v-formirovanii-poznavatiel-no-riechievogho-razvitiia-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "303971"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457626756"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Мнемотехника как прием в обучении дошкольников связной речи"
    ["seo_title"] => string(69) "mniemotiekhnika_kak_priiem_v_obuchienii_doshkol_nikov_sviaznoi_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "375106"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483450986"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства