Просмотр содержимого документа
«Приемы коррекции оптической дисграфии»
Приемы коррекции оптической дисграфии
Трудности в обучении чтению и письму могут наблюдаться как у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, так и у детей, не имеющих ярко выраженных нарушений высших психических функций. Обнаруженные у младших школьников специфических нарушений письма и других психических функций различного генеза определяют необходимость дифференцированного комплексного подхода к коррекционной работе по преодолению дисграфии, а также устранению парциальных нарушений устной речи.
Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество речемыслительных, зрительных и кинетических операций. У взрослого человека они носят сокращенный, свернутый характер. При овладении навыком письма эти операции представляются в развернутом виде.
Для правильного формирования письма и письменной речи необходимы:
Сохранный слух, зрение;
Достаточный уровень сформированности всех компонентов устной речи (слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи);
Определённый уровень развития внимания, памяти пространственно-временных представлений;
Сформированные навыки зрительного анализа и синтеза;
Готовность руки к письму.
Становлению навыка письма предшествует сложная психомоторная деятельность, подготавливающая перевод фонемных знаков в автоматизированные движения руки (кинемы), которые являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Анализ и сравнение букв, воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы не являются для ученика простой задачей. Одновременно с движением руки при письме должен осуществляться кинестетический контроль. По мере написания букв и слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, т. е. чтением написанного.
Учеными выделяются разные виды дисграфии: акустическая, дисграфия на почве нарушения анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах, искажениях и зеркальном написании букв на письме.
Вследствие неточности зрительного восприятия буквы смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л,б-д,п-т,н-к.
Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (б-д, т-ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м); зеркальное написание букв (с -, э - ; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент (ау - “а”), лишние (ш - ии”) и неправильно расположенные элементы (х - “сс”, т - “ш”).
Динамика коррекции нарушения при оптической дисграфии во многом зависит от своевременности начала занятий по ее устранению и профилактике.
Для преодоления оптической дисграфии необходимо проведение последовательной, систематической коррекционно-логопедической работы по следующим направлениям:
1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);
2. Расширение объема зрительной памяти;
3. Формирование пространственных и временных представлений;
4. Развитие зрительного и слухового анализа и синтеза;
5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией;
6. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.
1С целью развития предметного-зрительного гнозиса рекомендуются такие задания, как:
- называние контурных изображений предметов;
- называние наложенных изображений предметов;
- называние перечеркнутых или зашумлённых изображений предметов;
- дорисовывание и называние предметов, нарисованных наполовину;
- определение, что неправильно нарисовано (игра “Хрюша художник);
С целью развития восприятия цвета предлагается:
- подбор картинок к определенному цветовому фону (игра “все знают, что красным бывает...);
- называние цветов предметов, изображенных на картинке;
- группировка картинок по цветовому фону, подбор их по оттенкам;
- закрашивание геометрических фигур на картинке в определённые цвета и последующее называние получившегося предмета;
- закрашивание полосок, ромбиков и других геометрических фигур в определённый цвет по заданию педагога;
Восприятию формы предмета способствуют следующие упражнения:
- называние геометрических фигур, из которых состоит рисунок;
- соотнесение формы предмета с одной или несколькими геометрическими фигурами (круг – помидор или апельсин, овал - дыня, треугольник + квадрат - домик, полукруг – месяц, кусок сыра);
- подбор предметов парами в зависимости от их геометрической формы;
- построение модели самолёта (корабля, машины и др.) из геометрических фигур;
С целью совершенствования восприятия величины и размеров предметов предлагаются задания:
- показать на картинке длинные и короткие предметы, части одежды;
- расположить игрушки по высоте;
- расположить карточки с названиями животных по их реальной величине;
- обвести только ту геометрическую фигуру на картинке, которая больше обозначенной;
- обвести на картинке только то, что больше или меньше определённого предмета (обведи всех, что меньше птицы; обведи всех, что больше тигра)
- прослушать задачку типа Толя выше Пети, но ниже Коли и расставить куклы по росту и др.
На втором этапе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести букву по контуру; дорисовать недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга, найти определённые буквы на “буквочеловеке” и др.
2. Следующим направлением работы по устранением оптической дисграфии является развития зрительной памяти. Данное направление также делится на два этапа: работа с предметами и предметными картинками и работа непосредственно с буквами. Используются следующие виды упражнений:
- запоминание картинки (группы картинок) или предмета и нахождение их среди других похожих;
- запоминание ряда картинок или расположения группы предметов и последующее воспроизведение через некоторое время;
- игра “Чего не стало?”. Перед ребёнком раскладывается 5-6 предметов или картинок, которые он должен запомнить. Затем убирается незаметно один предмет. Ребёнок должен назвать, чего не стало.
- игра “Что изменилось”. Перед учеником раскладывается 5-7 картинок. Ребёнок запоминает последовательность их расположения. Затем несколько картинок меняется местами. Ученик должен сказать, что изменилось, и восстановить первоначальный ряд
- Запомнить бессмысленный ряд букв, цифр или фигур, а затем выбрать их среди других или воспроизвести в первоначальной последовательности.
3. В ходе коррекционной работы необходимо развивать зрительно-пространственные функции, что позволит в дальнейшем сформировать четкие зрительные образы букв и навык быстрого различения графически сходных букв.
Пространственная ориентация включает в себя три вида дифференцировок:
- ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей;
- ориентировка в окружающем пространстве;
- ориентация на листе бумаги.
Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем “малом пространстве”. Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей руки. Для проведения работы в названном направлении необходимо:
- показать, какой рукой ребёнок кушает, здоровается, держит карандаш, пишет;
- закрепить различение и называние рук с помощью схемы (чаще всего “правая” - управляющая, исполняющая; “левая” - ленящаяся, помогающая правой; - для левшей необходимо придумать другие обозначения)
- соотнести части тела правой и левой рукой, показать по инструкции педагога парные части тела, научиться показывать противоположные части тела правой и левой рукой;
Особенно трудно для детей с оптической дисграфией определять расположение правых и левых частей у человека, стоящего напротив, так как в этом случае ученику нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении. Учитывая этот момент, необходимо также формировать у детей умение определять правые и левые части тела у человека или игрушки, находящейся напротив. Для этого можно использовать следующие задания:
- положи карандаш справа от куклы, сидящей напротив тебя, а пенал слева;
- покажи правой рукой левое ухо педагога (левое колено, плечо и т. д.)
- рассмотри 2 картинки (девочка стоит лицом к нам и спиной) и скажи, какие предметы нарисованы справа от девочки на первой картинке, а какие на второй.
После формирования ориентировки в собственном теле начинаем выполнять упражнения на развитие ощущения окружающего пространства. Развитие пространственной функции проводится в трех плоскостях: лево – право, верх – низ, перед – зад. Предлагаются следующие упражнения
- учим ребёнка определять и называть расположение предметов по отношению к себе. Просим его назвать, что находится справа от него, а что слева? Даём инструкцию: положи ручку перед собой, а карандаш перед ручкой; что находится дальше от тебя, а что ближе к тебе?
- кладём перед ребенком три предмета (например: ластик, ручку и карандаш). Ребенок должен показать предмет, который находится слева или справа от центрального предмета.
- развешиваем на стене несколько картинок выше и ниже уровня глаз ребёнка. Просим ученика рассказать, какие предметы находятся наверху, а какие внизу. Какой предмет висит выше или ниже той или иной картинки;
- заводим ребёнка в незнакомое помещение или меняем местами расположение предметов в классе. Просим ученика осмотреться, затем встать лицом к определённому предмету и сказать, какие предметы находятся слева, справа, перед ним и за его спиной. После того, как у обучаемого получилось хорошо выполнить данное задание, просим его закрыть глаза и еще раз назвать предметы, расположенные перед и за ним по памяти.
Чтобы научить детей ориентироваться на листе бумаги, предлагаем “раскрыть тайны чистого листа”. Одна из них – найти левую и правую стороны. Это можно сделать с помощью правой и левой руки. “Чтобы точно знать, где левая, а где правая рука, нужно приложить ладонь к груди. Что слышно? Это стучит наш неутомимый моторчик – сердце. Он стучит под левой рукой. Это левая сторона нашего тела, и все, что слева мы называем так: левая рука, левое ухо, левое плечо, левая нога. Противоположная сторона – правая: здесь правое ухо, правая рука, правая нога. Далее предлагаем ученикам положить ладони на лист. Под левой рукой – левая сторона листа, под правой – правая. Еще на загадочном чистом листе бумаги есть углы. Тот, что сверху и слева назовем “левый верхний”, а под ним – “левый нижний”, справа – “правый верхний” и “правый нижний”. Далее предлагаем детям в разных частях листа бумаги изобразить животных, птиц, геометрические фигуры и др.
После работы с чистым листом бумаги даем ребёнку задание изображать предметы относительно друг друга. Например: нарисуй картинку справа или слева от вертикальной линии; начерти в середине листа квадрат, справа от квадрата нарисуй круг, в круге треугольник, над квадратом напиши цифру 3 и т. д. Затем просим ребёнка назвать, что находится слева от круга, ниже цифры 3 и др.
Также детям предлагаются чтение направлений при помощи схематических изображений стрелками, графические диктанты и определение расположения предметов в пространстве (на 6-9 предметах расположенных по строкам и столбикам в равном количестве).
Для формирования понятий “перед”, “после” возвращаемся к анализу рядов предметов или картинок.
- просим ребёнка положить ладошки на две любые соседние картинки в ряду, не перекрещивая рук. Та картинка, которая оказалась под левой ладошкой, находится ПЕРЕД той, которая оказалась под правой. А картинка, оказавшаяся под правой ладошкой, находится ПОСЛЕ той, которая оказалась под левой.
- выстраиваем несколько игрушек друг за другом и просим ученика посчитать и пронумеровать их. Объясняем ребёнку, что игрушка с меньшим порядковым номером находится перед игрушкой с большим порядковым номером, а игрушка с большим порядковым номером стоит после игрушки с меньшим.
- аналогично можно написать на листе слово печатными буквами, пронумеровать буквы слева направо и попросить ребёнка назвать букву, находящуюся перед или после определённой.
Зрительный анализ неразрывно связан со зрительным восприятием, однако является более сложным психическим процессом и, в отличии от восприятия, представляет не только запечатление того или иного объекта или буквы в ряду сходных, но и детальное разделение вычлененного объекта на составные части с последующим их подробным изучением и синтезом. На развитие зрительного анализа направлены следующие упражнения:
- рассмотреть и сравнить две картинки расположенные по разные стороны одного и того же листа;
- рассмотреть и запомнить картинку и, перевернув лист, нарисовать её по памяти.
- выложить на столе фигуру из палочек (пуговиц, спичек, маленьких шариков и любых других подручных материалов) по образцу и по представлению.
Данное направление предполагает также работу по развитию зрительного анализа букв на составляющие элементы, их синтезу, определению общего элемента в ряде букв, нахождению правильного расположения на листе бумаги, конструированию букв из элементов, реконструированию букв путём добавления или изменения пространственного расположения элементов (из Л-А, из Г-Т, из Р-Ф из И-П, из Н-И)
Для развития графомоторных навыков могут быть рекомендованы такие задания, как обводка по контуру и штриховка изображений, срисовывание геометрических фигур, дорисовывание деталей незаконченных рисунков, воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти, рисование узоров и геометрических фигур по клеткам по словесной инструкции, обводка заготовленных образцов рукописного текста, письмо букв, слов и фраз по трафарету, и т.п.
Продолжением работы по развитию зрительного анализа и синтеза является уточнение и дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Ученики упражняются в конструировании букв, анализе состава и структуры графического знака; в синтезе его из элементов; в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок – к более тонким).
Дифференциация букв должна происходить на всех уровнях организации речевой деятельности в следующей последовательности:
1) изолированное написание букв;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
Работа по различению оптически сходных букв включает в себя следующие упражнения:
- нахождение дифференцируемых букв в ряду сходных;
- определение сходства и различия между похожими буквами, уточнение пространственного расположения элементов букв;
- превращение дифференцируемых букв в картинки-пиктограммы (б-белка, д-дятел, ц-цыплёнок, щ-щука и др.). Используются различные стихи и загадки о буквах:
Буква Б проснется рано. Буква Б — бочонок с краном. Умывайся! Будь здоров, Богатырь Борис Бобров!
Буква Р – на мачте парус, Вдаль плывёт, небес касаясь.
Говорил недавно кто-то: П похожа на ворота, Возражать мне было лень, Я-то знал, что П как пень.
Буква Ц — Смотрите сами — Как скамейка Вверх ногами.
- дорисовывание (обводка по контуру) различающегося элемента в дифференцируемых буквах с проговариванием;
- написание слогов и слов с дифференцируемыми буквами в два столбика;
- нахождение дифференцируемых букв в тексте с последующей их обводкой или подчеркиванием;
- написание диктанта, содержащего максимальное количество дифференцируемых букв, с последующим их подчеркиванием и др.
Понимание механизмов дисграфии и ее эффективная коррекция требуют глубокого психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенностей устной речи, а также нейропсихологического анализа других психических функций школьников.
Устранение оптической дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.