Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих.
При этом важную роль играют:
Благоприятные условия воспитания
Достаточный уровень развития словаря
Достаточный уровень развития фонематического слуха
Наличие активной речевой практики
Состояние нервной системы ребенка.
В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики.
К.И. Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая соей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко усваивает ребенок»
Несформированность грамматического строя речи проявляется:
в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций: родительного падежа в обозначении места (предлоги ИЗ, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД). Винительного падежа для обозначения преодолеваемого препятствия (предлог ЧЕРЕЗ), творительного падежа (предлоги НАД, ПОД). Дети часто пропускают предлоги или не употребляют их вообще.
в использовании форм именительного и родительного падежей множественного числа некоторых существительных (окно – окны, стул – стулы).
в неправильном согласовании количественных числительных с существительными (пять стула).
в неправильном согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
в несформированности навыков практического словообразования: относительные прилагательные от существительных (морковенный вместо морковный), притяжательные прилагательные (лисы вместо лисья), уменьшительно-ласкательная форма существительных (ведрочко вместо ведёрко).
У детей с нормальным речевым развитием и при ОНР формирование грамматического строя речи происходит в той же последовательности, однако у детей с ОНР этот процесс наиболее затруднен, что выражается в неправильном употреблении различных окончаний в предложении. Особое внимание при обучении детей построению предложений необходимо уделить упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов.
Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. Вновь усваиваемые слова ребенок не всегда успевает запоминать в новой грамматической форме. Поэтому нужно проводить специальное обучение трудным грамматически правильным формам.
Пути формирования грамматически правильной речи:
Создание благоприятной речевой среды
Практика речевого общения
Исправление грамматических ошибок.
Приемы формирования грамматически правильной речи.
Образец
Объяснение
Сравнение двух форм
Повторение
Подсказывание нужной формы
Вопросы подсказывающего и оценивающего характера.
Образец правильной речи педагога играет важную роль. Детям предлагают поучиться правильно говорить слова, запомнить их: ехать – еду, приезжай, махать – машу, маши; искать – ищу, ищи; снять (что?) – пальто, но раздеть (кого?) – куклу; надеть (что?) – шапку, но одеть (кого?) – мальчика.
Объяснение, как следует употреблять трудные формы. Например, все слова изменяются, но есть такие, как пальто, кино, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтому надо говорить: одно пальто, на вешалке много пальто, на пальто меховой воротник. Эти слова надо запомнить.
Сравнение двух форм. Для прочного запоминания трудной формы применяется многократное повторение ее детьми вслед за педагогом, вместе с ним , хором и по одному. (чулок – носков, карандашей, апельсинов, груш, столов, окон...
Подсказ нужной формы, исправление ошибки, привлечение детей к исправлению ошибок, напоминание о том, как сказать правильно, и др.
Формирование грамматического строя речи детей – постоянный непрерывный процесс. Следить за речью детей нужно не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Не следует повторять ошибку, лучше неоднократно повторить правильную форму.
Грамматическое содержание работы скрыто от детей. Перед ними всегда стоит та или иная игровая задач.
1. Работа над правильным употреблением предлогов.
Здесь прежде всего необходимо обеспечить прочное усвоение ребёнком основных значений каждого предлога, что достигается путём систематических и наглядных упражнений. Например, ребёнку объясняется значение предлога под (внизу под чем – то), после чего какой – либо предмет последовательно кладётся то под стол, то под шкаф, то под тетрадь и т.д. В задачу ребёнка входит правильное оречевление соответствующих действий: «Карандаш под столом, под стулом, под книгой, под тетрадью».
После того, как ребёнок научился употреблять в своей речи простые предлоги (НА, ПОД, НАД, В и пр.), нужно перейти к усвоению более сложных предлогов (около, через, из-за, из-под и др.). Правильность их употребления также отрабатывается в ходе выполнения конкретных действий с предметами. Как и в предыдущих разделах работы, здесь также предусматривается многообразие окончаний существительных, употребляемых с одним и тем же предлогом. Проведение такой работы сравнительно быстро даёт положительные результаты.
C целью понимания правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, за, на, около, под) можно использовать игры: «Угадай, что изменилось?» вначале дети прилагают посадить куклу за стол, под стол, около стола (ля понимания предлогов). Затем местоположение куклы меняют (за столом, под столом, на столе, около стола). А дети отгадывают, что изменилось, употребляя предлоги и изменения по падежам слово стол. «Прятки». Ребенок должен отыскать спрятанную игрушку и сказать, где она стоит.
2. Работа над образованием множественного числа существительных.
Взрослый устно называет одно за другим существительные единственного числа. Ребёнок в ответ должен образовать соответствующие формы множественного числа. Например: дерево – деревья
шкаф – шкафы стул– стулья
дом – дома цыплёнок – цыплята
глаз – глаза ухо – уши и т.д.
При подборе слов обязательно нужно предусматривать разные типы окончаний в существительных множественного числа, поскольку именно их многообразие представляет для ребёнка наибольшие трудности.
Для усвоения формы родительного падежа множественного и единственного числа существительных можно играть в игру «Чего не стало?», «Чего не хватает Мише для прогулки?», (туфли – туфель, сапоги – сапог, тапочки – тапочек, валенки – валенок, сандалии – сандалий).
3. Работа над образованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ребёнку устно предлагаются имена существительные, от которых он должен образовать новые слова. Например: дом – домик, перо - пёрышко, шишка – шишечка, тетрадь – тетрадочка, петух – петушок, голова – головка, платье – платьице и т.д. Как видим, все эти слова должны быть образованы при помощи разных суффиксов. Подбираетсяи множество других слов. Упражнения продолжаются до тех пор, пока ребёнок не научится выполнять задания быстро и безошибочно.
4. Родовая принадлежность выявляется лучше, если с существительными согласуется прилагательное. В процессе рассматривания предметных картинок дети называют предмет, отвечают на вопросы: Кто это? Какой петушок? Какая курица? Какое ведро? Какое яичко? Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку ориентироваться на род существительного, кроме того ребенок должен научиться ориентироваться на род существительного при определении предмета по признакам.
5. Работа над согласованием существительных с числительными.
Устно ребёнку предлагается сочетание существительного с числительным один, а он в ответ должен согласовать это же существительное с числительным два (три, четыре) и пять (шесть, семь, восемь, девять и т.д.). Например:
одно окно – 2 (3,4) окна, 5 окон.
Один стол –
Одно зеркало – и т. д.
Особое внимание следует обратить на подбор существительных с разными типами окончаний, поскольку дети с отставанием в речевом развитии очень склонны подводить их под общий шаблон, что характерно для детей более раннего возраста (пять столов – окнов – зеркалов – деревов – цыплёнков вместо: пять столов – окон – деревьев – зеркал – цыплят).
6. Работа над образованием приставочных глаголов.
Умение образовывать и правильно употреблять приставочные глаголы воспитываться в ходе оречевления производимых действий или картинок с изображением этих действий. Например, ребёнку объясняется, что приставка при- означает приближение к чему-то, присоединение, после чего оречевляются соответствующие действия или картинки с изображением: прибегать, прилетать, приходить, приплывать, приделывать (присоединять)...
Обязательно обращается внимание на правописание приставки (именно при-, а не пре-). После того, как ребёнок научился правильно употреблять глаголы с этой приставкой, переходим к следующей. Например: что приставка вы- означает выход чего-то изнутри наружу: выходить, выбегать, высыпать, вылетать, выпрыгивать, выбрасывать и т.д. Аналогичные упражнения проделываются с приставкой пере- означающей «переход через что-то» (переходить, переплывать, перепрыгивать и т.д.) и со всеми другими глагольными приставками. В дальнейшем все отработанные по – отдельности глагольные приставки как бы «сводятся воедино» путём присоединения каждойиз них к одному и тому же глаголу: приходить, выходить, заходить, переходить, уходить. Этот вид работы позволяет ребёнку до конца осознавать смысловое значение глагола.
7. Работа над образованием относительных прилагательных.
Ребёнку одно за другим предлагаются существительные, от которых должны быть образованы относительные прилагательные. Например:
Сумка из кожи – кожаная
Шапка из меха –
Монета из серебра –
Одеяло из пуха –
Юбка из шёлка – и т.д.
Упражнения повторяются в разных вариациях до тех пор, пока ребёнок не перестанет давать ошибочные ответы.
8. Работа над образованием притяжательных прилагательных.
Ребёнку в устной форме предлагаются имена существительные, от которых он должен образовывать притяжательные прилагательные. При этом на первых порах для упражнений лучше брать такие существительные, притяжательные прилагательные от которых образуются при помощи одних и тех же суффиксов и окончаний. Например: взрослый говорит ребёнку: «Давай посмотрим, у кого чья голова? У тигра – тигриная, а у лошади? И т.д.
У тигра - тигриная
У собаки - собачья
У рыси - рысья
У лошади -
У кошки -
У лисы -
У утки -
У зайца -
У коровы -
У курицы -
У белки -
У вороны -
У лебедя -
У овцы -
У рыбы -
У голубя -
У сороки -
У оленя- … и т.д.
И лишь после прочного усвоения ребёнком каждого отдельного вида окончаний в дальнейшем все эти задания предлагаются «вразбивку», например: у тигра голова тигриная, у зайца -… , у лисы -… , у собаки - … и т.д.
Специального внимания требуют те притяжательные прилагательные, при образовании которых имеет место чередование согласных в корне слова. Например: голова медвежья (а не медведья), верблюжья (а не верблюдья), петушиная (а не петухиная) и т.п. Эти формы особенно трудны для детей, поскольку они часто стремятся во вновь образуемом слове полностью сохранить в неизменном виде корень исходного слова.
Для автоматизации грамматических структур последовательно отрабатываются разные модели предложений:
Им. падеж и согласованный глагол (Вова сидит)
Им. падеж, согласованный глагол и прямое дополнение (мальчик читает книгу)
Им. падеж, согласованный глагол, и два зависимых падежа (мама дала девочке книгу) дат. и вин. падежи.
Им. падеж, согласованный глагол и два других зависимых падежа (девочка рисует дом карандашом) вин. и тв. падеж.
После такой предварительной отработки грамматических форм в дальнейшем необходимо постоянно следить за правильностью её употребления в повседневной речи ребёнка.
Так ребёнок постепенно научится грамматически правильно строить свою устную речь, что и явится самой надёжной предпосылкой для изжития аграмматизмов в письме. Поэтому очень важно заботиться о развитии устной речи ребёнка в дошкольном возрасте. И на пороге школы он уже не окажется беспомощным, а будет вполне подготовлен к усвоению достаточно сложной школьной программы.
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}