kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Постановка и автоматизация звука "ы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Звук «Ы» — гласный, ротовой, нелабиализованный (неогубленный) звук. По степени подъема языка к нёбу  относит звук к звукам верхнего подъёма, а по месту подъема языка — к звукам среднего ряда. «Ы» — звук среднего онтогенеза и усваивается ребёнком в 2–3 года, считается нормальным если малыш до двухлетнего возраста заменяет звук «Ы» на «И».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Постановка и автоматизация звука "ы".»

Постановка звука «Ы».

Виды нарушений произношения звука «Ы»

Нарушения звукопроизношения гласного звука «Ы» обычно выражаются в виде замены звука «Ы» на звук «И» и исчезновения уже сформированного звука «Ы».

Развитие фонематического слуха

Цель — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Игры для развития фонематического слуха при постановке звука «Ы»:

  • Взрослый произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Ы». Пример цепочки звуков: Ы, А, Ы, Э, Ы, И, О, Ы, И, Ы, А, О, Ы и так далее.

  • Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Ы». Пример цепочки звуков: Пы, Ты, Бу, Ды, Ва, Кы, Мы, Вэ, Ка, Бэ, Гу и так далее.

  • Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Ы». Пример цепочки слов: дым, кот, тым, пыль, ком, дуб, сын, быт, дом, ноты, выкопать, снег и так далее.

  • Мама произносит слова, а задача малыша определить местоположение звука «Ы» в слове (в середине или в конце): бобы, дыня, пыл, бык, кусты, годы, выть, газеты, еноты, мыть, вагоны, бананы, выгода и так далее.

Постановка звука «Ы»

Правильная артикуляция звука «Ы»:

  • губы раздвинуты, углы рта напряжены;

  • нижняя челюсть слегка опущена, рот открыт приблизительно на полтора–два сантиметра;

  • язык находится у нижних резцов;

  • мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос;

  • голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Способы постановки звука «Ы»:

  • По подражанию: попросить малыша показать, как гудит пароход — ы—ы—ы. Если у малыша не получается произнести звук «Ы», то попросите его закусить зубами карандаш: при произнесении звука язык должен располагаться внизу и не должен касаться карандаша.

  • От звука «И»: малыш приоткрывает рот, губы растягиваются в улыбке, язык упирается за нижние зубы. Ребёнок начинает произносить звук «И», затем язык начинает «убегать» назад, образуя горку: получается звук похожий на «Ы».

  • От звука «И» механическим способом: кончик языка отодвигают от передних зубов, а среднюю часть спинки языка опускают шпателем несколько ниже.

  • От звука «У»: малыш начинает произносить (тянуть или петь) звук «У», а затем, не меняя положение языка, медленно растягивает губы в улыбке.

  • От звуков «К» и «Г»: попросить малыша энергично и напряжённо произносить сочетание звуков «К», «Г», «Кы», «Гы».

Автоматизация (закрепление) звука «Ы»

Цель — закрепить произношение поставленного изолированного звука «Ы» в более сложных конструкциях: в слогах, словах, фразах и предложениях.

Автоматизация «Ы» в слогах

  • Обратные слоги

    • Бы — бы — бы, Вы — вы, вы,

    • Кы — кы — кы, Мы — мы, мы,

    • Ны — ны — ны, Пы — пы — пы,

    • Фы — фы — фы, Ды — Ды — Ды,

    • Ты — ты — ты.

  • Прямые слоги

    • Ыв — ыв — ыв, Ык — ык — ык,

    • Ым — ым — ым, Ын — ын — ын,

    • Ып — ып — ып, Ыт — ыт — ыт,

    • Ых — ых — ых, Ыг — ыг — ыг,

    • Ыд — ыд — ыд.

Автоматизация «Ы» в словах реннего онтогенеза*

*Под ранним онтогенезом здесь понимаются слова, содержащие звуки, которые в норме появляются у детей до трех лет.

Слова со звуком «Ы» в обратных слогах под ударением и без

  • «бы»: бобы́, дубы́, бы́к, бы́т, бы́ть, гу́бы, быки́,

  • «вы»: вы́года, вы́ть, вы́вод, вы́дать, вы́дох, вы́годно, вы́нуть, вы́ход, вы́гнать, вы́гнуть, вы́водок, вы́гадать, вы́думать, вы́ехать, вы́ковать, вы́копать, вы́купать, вы́менять, вы́думка, кана́вы, уда́вы, ни́вы,

  • «ды»: ды́ня, ходы́, ды́м, ды́мка, ко́ды, бе́ды, во́ды, го́ды, мо́ды, ке́ды, побе́ды, мопе́ды, обе́ды, я́годы, дымо́к, оби́ды, комо́ды, ды́нька, о́тдых, ды́ни,

  • «мы»: мы́ть, пу́мы, я́мы, пана́мы, гно́мы,

  • «ны»: дю́ны, кабаны́, бана́ны, бато́ны, бая́ны, буто́ны, ваго́ны, пого́ны, тука́ны, бу́бны, ва́нны, каби́ны, бегуны́, капка́ны, ны́ть, пио́ны,

  • «пы»: копы́то, пы́тка, попы́тка, эта́пы, копы́та, пыхте́ть,

  • «ты»: коты́, ты́ква, бо́ты, но́ты, ха́ты, баге́ты, бату́ты, буке́ты, ено́ты, каде́ты, кана́ты, капо́ты, коме́ты, у́нты, я́хты, ты́кать, ко́фты, ба́нты, бу́хты, моне́ты, паке́ты, ко́мнаты, бегемо́ты, ты́н, конфе́ты, винты́, бинты́,

Слова со звуком «Ы» в середине слова

  • Под ударением: ды́ня, вы́года, копы́то, бы́к, бы́т, бы́ть, вы́ть, ды́м, мы́ть, вы́вод, вы́дать, вы́дох, вы́годно, вы́нуть, вы́ход, ды́мка, пы́тка, ты́ква, вы́гнать, вы́гнуть, вы́водок, вы́гадать, вы́думать, вы́ехать, вы́ковать, вы́копать, вы́купать, вы́менять, вы́думка, попы́тка, ты́кать, ды́нька, ды́ни, ны́ть, копы́та, ты́н,

  • Без ударения: дымо́к, о́тдых, быки́, пыхте́ть,

Слова со звуком «Ы» в конце слова

  • Под ударением: бобы́, дубы́, ходы́, коты́, кабаны́, бегуны́, винты́, бинты́,

  • Без ударения: дю́ны, гу́бы, ко́ды, бе́ды, во́ды, го́ды, мо́ды, ке́ды, пу́мы, я́мы, бо́ты, но́ты, ха́ты, кана́вы, побе́ды, мопе́ды, обе́ды, я́годы, пана́мы, бана́ны, бато́ны, бая́ны, буто́ны, ваго́ны, пого́ны, тука́ны, эта́пы, баге́ты, бату́ты, буке́ты, ено́ты, каде́ты, кана́ты, капо́ты, коме́ты, у́нты, я́хты, гно́мы, бу́бны, ва́нны, ко́фты, ба́нты, бу́хты, каби́ны, моне́ты, паке́ты, оби́ды, комо́ды, уда́вы, капка́ны, ко́мнаты, бегемо́ты, ни́вы, пио́ны, конфе́ты,

Автоматизация «Ы» в словах позднего онтогенеза*

*Под поздним онтогенезом здесь понимаются слова, содержащие звуки, которые в норме появляются у детей после трех — трех с половиной лет.

Слова со звуком «Ы» в обратных слогах под ударением и без

  • «бы»: ша́йбы, бы́л, жа́бы, грибы́, столбы́, бычо́к, зу́бы, бы́ль,

  • «вы»: вы́рос, вы́игрыши, вы́л, львы́, вы́лет, сли́вы, со́вы, вы́лететь, вы́ли, вы́шка, вы́ступ, вы́сох, вы́ставка,

  • «ды»: сады́, ряды́, дрозды́, пруды́, дыша́ть, ды́рка, ла́ндыши, ла́ндыш, плоды́, звёзды, бесе́ды,

  • «жи» (произностся как жы): окажи́, удержи́, миражи́, жигули́, снару́жи, ножи́, жи́вность, стеллажи́, коржи́, положи́, чертежи́, жи́дкий, жира́ф, моржи́, лу́жи, жира́фа, этажи́, расскажи́, задержи́, жи́молость, стрижи́, чижи́, жи́ле, пейза́жи, жиле́т, жило́й, жира́фы, живо́й, подскажи́, жи́тель, жи́дкость, лы́жи, держи́, жи́вопись, витражи́, жи́ли, жиры́, платежи́, мане́жи, живо́т, завяжи́, повяжи́, жильцы́, гаражи́, покажи́,

  • «зы»: моро́зы, призы́, ва́зы, угро́зы, зы́бь, возы́,

  • «лы»: лы́ко, голы́, полы́нь, ви́лы, лы́жи, малыши́, лы́сый,

  • «мы»: смычо́к, камы́ш, кумы́с, па́льмы, камыши́, мы́ло, мы́л, мыши́, мы́шка, мы́с, мы́ли,

  • «ны»: обезья́ны, оси́ны, детёныши, кочаны́, во́льный, кло́уны, ны́л, поля́ны, я́сный, чемода́ны, слоны́, широколи́стный, газо́ны, блины́, сосны́, почтальо́ны, тюльпа́ны, лимо́ны, бараба́ны, флако́ны, широче́нные, макаро́ны, клёны,

  • «пы»: ла́пы, ли́пы, снопы́, пы́шка, ла́мпы, пы́ль, шипы́, шля́пы,

  • «ры»: вы́игрыши, го́ры, рыба́к, дары́, ши́фры, шары́, кры́ша, ры́нок, зе́бры, кры́ши, па́ры, ры́ба, ры́сь, кры́шка, бобры́, ры́ть, коры́то, покры́шка, ти́гры, жиры́, но́ры, и́гры,

  • «сы»: ко́сы, сы́р, сы́пь, усы́, сы́т, о́сы, носы́, весы́, часы́, подно́сы, ли́сы, сы́н, лы́сый, косы́нка,

  • «ты»: зонты́, ша́хматы, со́ты, самока́ты, взя́тый, плиты́, кусты́, сты́к, пусты́ня, клесты́, болты́, то́рты, хала́ты, ле́нты, плоты́, космона́вты, газе́ты, мосты́, посты́, хвосты́, мотылёк, кроты́, цветы́, гале́ты,

  • «ши» (произностся как шы): вы́игрыши, шалаши́, карандаши́, детёныши, хороши́, ши́на, беляши́, шипя́щие, ши́фры, шифрова́льщик, кало́ши, ва́ши, широкопле́чий, гру́ши, маши́на, шифрова́ть, кры́ши, ладо́ши, ю́ноши, шипи́т, шине́ль, камыши́, покроши́, шика́рно, рассмеши́, широколи́стный, широ́кий, шипу́чка, баклу́ши, широ́кие, широко́, ширина́, ши́ло, ши́шечка, ши́шки, поспеши́, шифрова́льщица, шипо́вник, ча́ши, гало́ши, шипы́, ши́шка, шифрова́ние, ла́ндыши, мыши́, шифонье́р, ши́ть, ти́ши, су́ши, шифро́вка, малыши́, широче́нные, надпиши́, пиши́, шикану́ть, ерши́, гроши́, на́ши, кла́виши,

  • «фы»: ша́рфы, шкафы́, жира́фы,

  • «цы»: певцы́, кузнецы́, борцы́, бойцы́, жильцы́, пловцы́,

Слова со звуком «Ы» в середине слова

  • Под ударением: вы́рос, вы́л, бы́л, сы́р, сы́пь, вы́лет, сты́к, пусты́ня, камы́ш, ны́л, кры́ша, сы́т, ры́нок, жи́дкий, лы́ко, вы́лететь, кры́ши, пы́шка, кумы́с, вы́ли, пы́ль, вы́шка, мы́ло, зы́бь, мы́л, ры́ба, ры́сь, полы́нь, ды́рка, кры́шка, лы́жи, ры́ть, мы́шка, сы́н, коры́то, покры́шка, мы́с, мы́ли, вы́ступ, косы́нка, вы́сох, вы́ставка, бы́ль, маши́на,

  • Без ударения: смычо́к, детёныши, взя́тый, во́льный, рыба́к, я́сный, дыша́ть, камыши́, широколи́стный, бычо́к, ла́ндыши, мыши́, ла́ндыш, малыши́, широче́нные, мотылёк,

Слова со звуком «Ы» в конце слова

  • Под ударением: часы́, плиты́, клесты́, удержи́, бобры́, голы́, платежи́, возы́, держи́, певцы́, сосны́, грибы́, кроты́, стеллажи́, усы́, покажи́, ножи́, жильцы́, жиры́, призы́, плоты́, ряды́, дрозды́, посты́, шары́, подскажи́, пруды́, столбы́, слоны́, моржи́, львы́, мосты́, зонты́, чертежи́, шипы́, болты́, бойцы́, кузнецы́, хвосты́, плоды́, сады́, весы́, гаражи́, расскажи́, повяжи́, снопы́, задержи́, этажи́, борцы́, коржи́, блины́, дары́, цветы́, кусты́, пловцы́, носы́, шкафы́, кочаны́, положи́, завяжи́, окажи́,

  • Без ударения: ти́гры, то́рты, космона́вты, ли́сы, детёныши, ла́пы, кры́ши, зе́бры, поля́ны, на́ши, па́льмы, гале́ты, ли́пы, бараба́ны, сли́вы, го́ры, газо́ны, ша́йбы, со́вы, обезья́ны, мане́жи, подно́сы, снару́жи, ко́сы, ю́ноши, звёзды, гало́ши, оси́ны, чемода́ны, лы́жи, флако́ны, тюльпа́ны, и́гры, но́ры, пейза́жи, газе́ты, баклу́ши, почтальо́ны, клёны, хала́ты, ва́ши, ша́хматы, ле́нты, лимо́ны, ладо́ши, ла́ндыши, ви́лы, па́ры, ша́рфы, о́сы, угро́зы, ла́мпы, кло́уны, со́ты, макаро́ны, зу́бы, су́ши, лу́жи, кало́ши, шля́пы, ча́ши, ши́фры, моро́зы, ва́зы, жира́фы, самока́ты, гру́ши, жа́бы, бесе́ды,

Автоматизация «Ы» в словосочетаниях

  • тыкать пальцем, спелые бобы, шустрая мышка, черный дым, звонкие бубны, смоляной бычок, глубоко дышать, большая дырка, яркие букеты, книжные стеллажи, лошадиные копыта, жилой дом, южные дыни, выдумать историю, детское мыло, пышные банты, модные кеды, лысый человек, выставка работ, эластичные бинты, большие быки, тёплые кофты, молочные зубы, яркие звёзды, дорогие яхты, оранжевая тыква, новенькие жигули, выводок птенцов, душевые кабины,

  • пластиковые лыжи, короткий выдох, вынуть нитку, выкупать малыша, железные капканы, спелая дыня, ядовитые грибы, мусорные пакеты, зелёные дубы, смелые львы, выковать подкову, короткий отдых, мыть пол, разноцветные батуты, выгодно купить, окажи услугу, дикие кабаны, глубокие канавы, белые ландыши, свежие батоны, цветные витражи, выкопать яму, острые ножи, пятнистый бык, день победы, подскажи ответ, выехать загород, сильные морозы, алые губы,

  • фруктовое желе, житель города, большие бегемоты, черные коты, розовые пионы, выносливые бегуны, золотые монеты, выдать паспорт, последняя попытка, болотные жабы, спелые ягоды, высокая вышка, фонарные столбы, снаружи дома, чёрные пумы, лёгкие панамы, спелые сливы, шоколадные конфеты, тёплые унты, тяжело пыхтеть, песчаные дюны, лёгкий дымок, воздушные ванны, уютные комнаты, весёлые гномы, умные совы, маленькие бананы, вылететь пулей,

Автоматизация «Ы» в чистоговорках

«Бы»

  • Бы — бы — бы, Бы — бы — бы — у нас в лесу грибы.

«Вы»

  • Вы — вы — вы, Вы — вы — вы — на ветки две совы.

  • Вы — вы — вы, Вы — вы — вы — бегут из леса львы.

  • Вы — вы — вы, Вы — вы — вы — это мы, а это вы.

  • Вы — вы — вы, Вы — вы — вы — зеленеют травы.

«Ды»

  • Ды — ды — ды, Ды — ды — ды — в лесу высокие дубы.

  • Ды — ды — ды, Ды — ды — ды — на снегу следы.

  • Ды — ды — ды, Ды — ды — ды — давай попей воды.

«Зы»

  • Зы — зы — зы, Зы — зы — зы — есть козлята у козы.

«Лы»

  • Лы — лы — лы, Лы — лы — лы — стоят в комнате столы.

«Мы»

  • Мы — мы — мы, Мы — мы — мы — очень ждем зимы.

  • Мы — мы — мы, Мы — мы — мы — мыши, мыло, дать взаймы.

«Ны»

  • Ны — ны — ны, Ны — ны — ны — вот идут слоны.

  • Ны — ны — ны, Ны — ны — ны — знания нужны.

«Ры»

  • Ры — ры — ры, Ры — ры — ры — съеду я с горы.

«Сы»

  • Сы — сы — сы, Сы — сы — сы — у кота усы.

  • Сы — сы — сы, Сы — сы — сы — хвост красивый у лисы.

  • Сы — сы — сы, Сы — сы — сы — тикают часы.

«Ты»

  • Ты — ты — ты, Ты — ты — ты — у Любы банты.

  • Ты — ты — ты, Ты — ты — ты — а у Наты ноты.

  • Ты — ты — ты, Ты — ты — ты — выросли цветы.

  • Ты — ты — ты, Ты — ты — ты — сметану съели всю коты.

«Цы»

  • Цы — цы — цы, Цы — цы — цы — поливаем огурцы.

  • Цы — цы — цы, Цы — цы — цы — пели звонко бубенцы.

«Жы»

  • Жи — жи — жи, Жи — жи — жи — у нас живут ежи.

  • Жи — жи — жи, Жи — жи — жи — мне ужаток покажи.

  • Жи — жи — жи, Жи — жи — жи — у меня чижи.

  • Жи — жи — жи, Жи — жи — жи — я точу ножи.

  • Жи — жи — жи, Жи — жи — жи — повернулись к нам моржи.

«Шы»

  • Ши — ши — ши, Ши — ши — ши — что-то шепчут камыши.

  • Ши — ши — ши, Ши — ши — ши — ее любят малыши.

Прямые слоги

  • Ыр — ыр — ыр, Ыр — ыр — ыр — нашла мышка сыр.

  • Ыд — ыд — ыд, Ыд — ыд — ыд — жадиной быть — стыд.

  • Ым — ым — ым, Ым — ым — ым — из трубы шел дым.

  • Ын — ын — ын, Ын — ын — ын — в огороде тын.

Автоматизация «Ы» в предложениях

  • Из трубы идёт дым. Мы посадили молодые дубы. Моей сестре купили модные кеды. Для путешествия я взял теплый шарф, тёплые штаны и тёплые кофты. Веселые гномы ели леденцы. Вася прошёл все этапы соревнования. Яркие звёзды светят на небе. Черные коты и пятнистые кошки грелись на солнышке. Бычок смоляной бочок пасётся на поляне. Мама сделала варенье из спелых ягод. Спелая дыня лежала в тарелке. Жил-был смелый лев. Снаружи дома мы увидели розовые пионы.

  • Паша любит шоколадные конфеты. Этой зимой были сильные морозы. На клумбе вырос цветок. Малыша моют детским мылом. В лесу растут тонкие осины и берёзы. Быки и коровы пасутся на лугу. Рыба плавает в пруду. Малыши поют песню. Кузнецы куют подковы. Пышная и сладкая пышка. Оля любит красные тюльпаны. Бабушка испекла вкусные торты. На дороге глубокие лужи. Ночной мотылёк кружил у ночника. У Коли электронные часы. Шустрая мышка убежала в норку.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Постановка и автоматизация звука "ы".

Автор: Алена Ивановна Андрющенко

Дата: 06.06.2023

Номер свидетельства: 633193

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Игровые приемы при автоматизации звуков на примере звука С ( в помощь логопеду)"
    ["seo_title"] => string(80) "ighrovyie_priiemy_pri_avtomatizatsii_zvukov_na_primierie_zvuka_s_v_pomoshch_logh"
    ["file_id"] => string(6) "362772"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480169503"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему: "Постановка и автоматизация звука Р""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt_uroka_na_tiemu_postanovka_i_avtomatizatsiia_zvuka_r_1"
    ["file_id"] => string(6) "468315"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1525340292"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Приемы постановки шипящих звуков"
    ["seo_title"] => string(39) "priiemy_postanovki_shipiashchikh_zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "391580"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487053794"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Занятие по внеурочной деятельности. «Постановка и автоматизация звука «л». "
    ["seo_title"] => string(78) "zaniatiie-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-postanovka-i-avtomatizatsiia-zvuka-l"
    ["file_id"] => string(6) "223699"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438061764"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по автоматизации звука ш в словах. "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-individual-noi-nieposriedstvienno-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-po-avtomatizatsii-zvuka-sh-v-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "146129"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419087801"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства