Звук «Ы» — гласный, ротовой, нелабиализованный (неогубленный) звук. По степени подъема языка к нёбу относит звук к звукам верхнего подъёма, а по месту подъема языка — к звукам среднего ряда. «Ы» — звук среднего онтогенеза и усваивается ребёнком в 2–3 года, считается нормальным если малыш до двухлетнего возраста заменяет звук «Ы» на «И».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Постановка и автоматизация звука "ы".»
Постановка звука «Ы».
Виды нарушений произношения звука «Ы»
Нарушения звукопроизношения гласного звука «Ы» обычно выражаются в виде замены звука «Ы» на звук «И» и исчезновения уже сформированного звука «Ы».
Развитие фонематического слуха
Цель — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Игры для развития фонематического слуха при постановке звука «Ы»:
Взрослый произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Ы». Пример цепочки звуков: Ы, А, Ы, Э, Ы, И, О, Ы, И, Ы, А, О, Ы и так далее.
Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Ы». Пример цепочки звуков: Пы, Ты, Бу, Ды, Ва, Кы, Мы, Вэ, Ка, Бэ, Гу и так далее.
Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Ы». Пример цепочки слов: дым, кот, тым, пыль, ком, дуб, сын, быт, дом, ноты, выкопать, снег и так далее.
Мама произносит слова, а задача малыша определить местоположение звука «Ы» в слове (в середине или в конце): бобы, дыня, пыл, бык, кусты, годы, выть, газеты, еноты, мыть, вагоны, бананы, выгода и так далее.
Постановка звука «Ы»
Правильная артикуляция звука «Ы»:
губы раздвинуты, углы рта напряжены;
нижняя челюсть слегка опущена, рот открыт приблизительно на полтора–два сантиметра;
язык находится у нижних резцов;
мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос;
голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Способы постановки звука «Ы»:
По подражанию: попросить малыша показать, как гудит пароход — ы—ы—ы. Если у малыша не получается произнести звук «Ы», то попросите его закусить зубами карандаш: при произнесении звука язык должен располагаться внизу и не должен касаться карандаша.
От звука «И»: малыш приоткрывает рот, губы растягиваются в улыбке, язык упирается за нижние зубы. Ребёнок начинает произносить звук «И», затем язык начинает «убегать» назад, образуя горку: получается звук похожий на «Ы».
От звука «И» механическим способом: кончик языка отодвигают от передних зубов, а среднюю часть спинки языка опускают шпателем несколько ниже.
От звука «У»: малыш начинает произносить (тянуть или петь) звук «У», а затем, не меняя положение языка, медленно растягивает губы в улыбке.
От звуков «К» и «Г»: попросить малыша энергично и напряжённо произносить сочетание звуков «К», «Г», «Кы», «Гы».
Автоматизация (закрепление) звука «Ы»
Цель — закрепить произношение поставленного изолированного звука «Ы» в более сложных конструкциях: в слогах, словах, фразах и предложениях.
Автоматизация «Ы» в слогах
Обратные слоги
Бы — бы — бы, Вы — вы, вы,
Кы — кы — кы, Мы — мы, мы,
Ны — ны — ны, Пы — пы — пы,
Фы — фы — фы, Ды — Ды — Ды,
Ты — ты — ты.
Прямые слоги
Ыв — ыв — ыв, Ык — ык — ык,
Ым — ым — ым, Ын — ын — ын,
Ып — ып — ып, Ыт — ыт — ыт,
Ых — ых — ых, Ыг — ыг — ыг,
Ыд — ыд — ыд.
Автоматизация «Ы» в словах реннего онтогенеза*
*Под ранним онтогенезом здесь понимаются слова, содержащие звуки, которые в норме появляются у детей до трех лет.
Слова со звуком «Ы» в обратных слогах под ударением и без
Из трубы идёт дым. Мы посадили молодые дубы. Моей сестре купили модные кеды. Для путешествия я взял теплый шарф, тёплые штаны и тёплые кофты. Веселые гномы ели леденцы. Вася прошёл все этапы соревнования. Яркие звёзды светят на небе. Черные коты и пятнистые кошки грелись на солнышке. Бычок смоляной бочок пасётся на поляне. Мама сделала варенье из спелых ягод. Спелая дыня лежала в тарелке. Жил-был смелый лев. Снаружи дома мы увидели розовые пионы.
Паша любит шоколадные конфеты. Этой зимой были сильные морозы. На клумбе вырос цветок. Малыша моют детским мылом. В лесу растут тонкие осины и берёзы. Быки и коровы пасутся на лугу. Рыба плавает в пруду. Малыши поют песню. Кузнецы куют подковы. Пышная и сладкая пышка. Оля любит красные тюльпаны. Бабушка испекла вкусные торты. На дороге глубокие лужи. Ночной мотылёк кружил у ночника. У Коли электронные часы. Шустрая мышка убежала в норку.