kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Последовательность усвоения детьми фонем русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно, что звуки речи появляются в произношении детей в разное время: одни из них сравнительно рано, другие значительно позднее; в конечном завершенном виде появляются в произношении не сразу, а постепенно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Последовательность усвоения детьми фонем русского языка.»

Последовательность усвоения детьми фонем русского языка.

Поминова О.Г.

школа-интернат №36,

г.Ставрополь

Известно, что звуки речи появляются в произношении детей в разное время: одни из них сравнительно рано, другие значительно позднее; в конечном завершенном виде появляются в произношении не сразу, а постепенно.

Самым первым среди гласных в произношении детей появляется звук а. Среднее время появления его в речи детей – 0.11.16¹. Индивидуальные различия в сроках появления незначительны: max - 1.00.23(м); min -0.07.22.(д)². Его заменителем служит умляутный ä - по артикуляции средний между искомым звуком и звуком е.

Если первый по срокам появления гласный относится к артикуляционно более широким, то второй гласный и оказывается наиболее узким. Среднее время его образования – 1.03.04. Индивидуальные различия в сроках появления несколько больше, чем для звука а: max – 1.08.07(ь), min – 0.10.18.(д). Его заменителем служит гласный, средний по артикуляции между искомым звуком и звуком ы..

Далее почти одновременно появляются гласные у и о – 1.04.20 и 1.04.22. Индивидуальные различия в сроках появления для гласного у:max-1.08.07.(м), min-0.10.24.(д); для о: max – 1.08.13.(м), min – 0.10.24.(д). Заменители – умляутные у и о.

Среднее время образования гласного е – 1.05.20. Индивидуальные различия в сроках появления: max – 1.11.00 (д), min – 1.01.01.(д), что значительно больше (около десяти месяцев), чем для предшествующих гласных. Заменителем этого гласного является тот же звук, что и при усвоении гласного а, т.е. умляутный ä.


1. Первая цифра обозначает год, следующие две – месяц, последние две – день.

2. Буква м в скобках обозначает, что данные получены в наблюдениях за мальчиком, д – за девочкой

Последним из гласных усваивается звук ы. Среднее время его образования – 1.07.17. Индивидуальные различия в сроках появления: max – 2.01.01.(д), min:- 1.03.25.(д) – близки к тем, которые наблюдались для гласного е. В качестве заменителя выступает тот же звук, что и при усвоении гласного и. Самый большой разрыв во времени появления наблюдается между первым и вторым звуками: в среднем более трех с половиной месяцев дети произносят правильно лишь один гласный. Остальные гласные представлены в речи соответствующими заменителями. После появления второго гласного процесс усвоения правильной артикуляции идет с заметно меньшим разрывом во времени между предшествующим и последующим звуком. Сравнительно больший разрыв во времени в данном случае наблюдается при усвоении гласных е и ы – около двух месяцев. При усвоении этих гласных наблюдаются значительные индивидуальные различия, что объясняется усложнением артикуляционной структуры звуков.

Первыми среди согласных звуков в произношении слышащих детей появляются губно-губные твердые п, б, м. Они усваиваются почти одновременно: среднее время появления звука б – 1.00.17; звука м – 1.00.24; звука п - 1.01.06, т.е. глухой губно-губной согласный образуется в произношении несколько позднее, чем соответствующие звонкий и носовой. Индивидуальные различия в сроках появления: для звука п – max – 1.04.11.(д), min – 0.07.22.(м); для звука б max – 1.00.23.(м), min – 1.00.11.(д); для звука м max – 1.01.27.(м), min – 0.11.06.(д).

Губно-губные мягкие появляются в произношении значительно позднее и заменяются полумягкими в течение большего времени, чем твердые. За ними следует язычно-передненебный звук i . По характеру артикуляции его можно было бы объединить с согласным х′ как звонкий и глухой. Однако сделать этого нельзя по причине существенной разницы (около года) в сроках их усвоения в произношении. Среднее время появления в речи звука i – 1.03.04.при индивидуальных различиях max – 1.07.27.(м), min – 0.08.15.(д). Его предшественником служит звук, средний по артикуляции между гласным и согласным.

Следующие по срокам появления – язычно-задненебные твердые смычные к,п. Соответствующий глухому смычному щелевой х появляется в среднем на 7,5 месяца позднее, поэтому мы рассматриваем его отдельно. Среднее время появления согласного к – 1.04.20 при индивидуальных различиях max –2.06.11.(д), min – 0.09.15.(д); согласного г – 1.05.12. при индивидуальных различиях max – 2.05.11.(д), min – 0.10.15.(д). Им обоим предшествуют соответствующие полумягкие согласные.

Далее происходит образование губно-зубных твердых ф, в. Здесь также, как и в отношении соответствующих губно-губных, звонкий согласный появляется раньше глухого. Среднее время появления звука в – 1.08.19. при индивидуальных различиях max – 1.10.11.(д),min – 1.07.27.(м); звука ф - 2.00.12. при индивидуальных различиях max – 2.04.15.(д), min – 1.10.01.(д). Этим звукам предшествуют соответственно глухой и звонкий двугубные согласные ω³ и ω∆.

За губно-зубными твердыми следуют язычно- зубные мягкие смычные т΄,д΄,н΄. Среднее время появления согласного т΄ - 1.10.17. при индивидуальных различиях max – 2.01.11.(д), min – 1.06.16.(д); н΄- 1.10.24. при индивидуальных различиях max – 2.02.27.(м), min – 1.07.01.(д); д΄ -1.10.25. при индивидуальных различиях max – 2.02.27.(м), min – 1.07.01.(д). Заменителями этих звуков так же как и соответствующих, твердых, служат язычно-зубные смычные полумягкие.

За ними следует мягкий смычно-проходной согласный л΄. Среднее время его появления - 1.11.03. Индивидуальные различия: max – 2.03.27.(м), min – 1.06.01.(д). В качестве заменителя выступает соответствующий полумягкий согласный. Твердый согласный л появляется позднее. Поэтому данные о нем будут приведены далее.

Затем идут язычно-средненебные мягкие смычные к΄,г΄. Среднее время появления первого из них – 1.09.21. при индивидуальных различиях max – 2.07.11.(д),min – 1.00.15.(д); второго – 2.00.20. при индивидуальных различиях max – 2.06.11.(д), min – 1.08.15.(м). В качестве заменителей выступают язычно-средненебные смычные полумягкие.

Следующие по времени появления в произношении язычно-зубные мягкие щелевые (свистящие) с΄ и з΄. Среднее время образования первого – 2.00.29. при индивидуальных различиях max – 2.05.27.(м), min – 1.08.01.(д); второго – 2.02.10. при индивидуальных различиях max – 2.06.11.(д), min – 1.08.16.(д). Заменителями служат альвеолярные мягкие свистящие.

С небольшим отрывом во времени от предыдущих звуков происходит образование язычно-зубных смычных твердых т ,д, н. Среднее время появления звука т – 2.01.16. при индивидуальных различиях max – 2.06.11.(д), min – 1.09.16.(д); звуки н и д появляются одновременно: 2.02.17. при одинаковых индивидуальных различиях max – 2.06.27.(м), min – 1.10.01.(д). Заменителями язычно-зубных твердых смычных так же, как и соответствующих мягких, являются язычно-зубные смычные полумягкие согласные.

Вслед за только что описанными звуками появляются язычно-задненебный твердый и язычно-средненебный мягкий щелевые согласные х и х΄. Среднее время появления первого - 2.02.06. при индивидуальных различиях max – 3.10.11.(д), min –1.03.27.(м); второго – 2.02.08. при индивидуальных различиях max – 3.02.27.(д), min - 1.02.15.(д). Заменителями служат соответственно твердый и мягкий смычные к и к΄.

Далее в произношении появляются губно-губные смычные мягкие п΄,б΄ и м΄. Они усваиваются детьми в такой же последовательности, что и соответствующие твердые. Вначале образуется звонкий б΄. Среднее время его появления в речи – 2.02.20.при индивидуальных различиях max – 2.09.11.(д), min – 1.10.19.(м); среднее время появления носового м΄- 2.04.01. при индивидуальных различиях max – 2.09.11.(д), min – 1.11.01.(д); среднее время появления п΄ - 2.05.16. при индивидуальных различиях max – 2.09.11.(д), min – 1.09.16.(д). Заменителями губно-губных смычных мягких так же, как и соответствующих твердых, служат губно-губные полумягкие согласные.

За ними следуют губно - зубные мягкие щелевые ф΄, в΄. Из них звонкий появляется раньше, чем глухой. Среднее время появления в΄-2.05.03.при индивидуальных различиях max – 3.00.11.(д), min – 1.10.16.(д); ф΄- 2.07.19. при индивидуальных различиях max – 3.03.11.(д), min – 2.02.16(д). В качестве заменителей выступают губно-губные мягкие смычные согласные п΄,б΄.

Затем появляются язычно-зубные твердые щелевые (свистящие) с, з, причем звонкий несколько опережает парный глухой. Среднее время появления з – 2.07.05. при индивидуальных различиях max –3.01.27.(м), min – 2.00.01.(д); звука с – 2.07.22. при индивидуальных различиях max – 3.00.27.(м), min – 1.11.01.(д). Заменителями служат соответствующие мягкие свистящие. ?????????????

ком, т.к. его артикуляция специфична. Среднее время его усвоения – 2.11.06 при весьма существенных индивидуальных различиях max – 3.11.05.(м),min – 1.06.01.(д). В качестве заменителя выступает полумягкий l .

Так же требует индивидуального описания язычно-зубная аффриката ц

По времени появления этот звук нельзя объединить ни с язычно-зубными смычными, ни с язычно-зубными щелевыми: по сравнению с первыми из них согласный ц усваивается позднее в среднем почти на год, а по сравнению с последними – на 7 месяцев. Среднее время его появления – 3.02.05. Индивидуальные различия: max – 4.10.12.(м), min – 2.05.16.(д). Заменителем служит язычно-зубной мягкий смычный т΄.

Далее идет группа язычно-передненебных (шипящих) – ш, ж, ч, щ. Первой появляется аффриката ч: 3.04.14. Индивидуальные различия: max – 4.03.27.(м), min – 2.04.15.(д). Ее заменителем так же как аффрикаты ц , служит согласный т. Затем следует щелевой согласный щ: 3.05.01. Индивидуальные различия : max – 4.04.27.(м), min – 2.06.01.(д).

Необходимо отметить, что все шипящие согласные в ходе их становления образуются путем последовательной смены нескольких заменителей. Последним заменителем звука щ является мягкий согласный, средний по артикуляции между свистящими и шипящими. Этот согласный до его образования в свою очередь заменяется мягким свистящим с΄.

Вслед за согласным щ появляется звонкий шипящий ж: 3.07.09. Индивидуальные различия: max – 4.11.27.(м), min – 2.04.01.(д). Последним его заменителем служит твердый звонкий согласный, средний по артикуляции между свистящими и шипящими. Этот звук до его образования заменяется в свою очередь твердым звонким свистящим з.

Формирование группы шипящих заканчивается появлением глухого согласного ш: 3.08.05. Индивидуальные различия: max – 4.11.27.(м), min – 2.04.01.(д). Последний его заменитель – твердый глухой согласный, средний по артикуляции между свистящими и шипящими. Этот звук до его образования в свою очередь заменяется твердым глухим свистящим с.

Процесс становления звуков в произношении завершается появлением дрожащих (вибрантов) – р и р΄. Они появляются почти одновременно, но несколько раньше мягкий: 4.01.29. при индивидуальных различиях: max – 5.05.27.(м), min – 1.09.01.(д). Среднее время появления парного твердого – 4.02.04. при индивидуальных различиях: max: - 5.05.10.(м), min – 1.08.16.(д). Они оба заменяются мягким л΄.

Из сказанного следует, что процесс овладения произношением начинается в среднем в возрасте 11.5. месяцев и завершается чуть позже, чем в 4г., но в отдельных случаях он начинается несколько раньше – около 8 мес. У отдельных детей он завершается раньше – в 2,5г.

В качестве причин, ведущих к появлению индивидуальных различий в сроках усвоения звуков, могут быть такие, которые связаны не только с постепенным усложнением артикуляции фонем, но и с взаимодействием слухового и речедвигательного анализаторов.

Литература:

  1. Бельтюков В.И. “О сроках усвоения в произношении звуков слышащими детьми “, ж. Дефектология 1983г. №2.

  2. Фомичева М.Ф. "Воспитание у детей правильного произношения": Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец.№03.08"Дошк.воспитание"-М.:"Просвещение",1989г.

  3. Хватцев М.Е. "Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста",М.,"Просвещение",1961г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Последовательность усвоения детьми фонем русского языка.

Автор: Поминова Оксана Георгиевна

Дата: 27.11.2016

Номер свидетельства: 363084

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК ОСНОВА РЕЧИ РЕБЁНКА "
    ["seo_title"] => string(51) "foniematichieskii-slukh-kak-osnova-riechi-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "107650"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403364977"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Методы обучения произношению детей с нарушениями слуха."
    ["seo_title"] => string(67) "mietody-obuchieniia-proiznoshieniiu-dietiei-s-narushieniiami-slukha"
    ["file_id"] => string(6) "314433"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459692506"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Золотая Хохлома""
    ["seo_title"] => string(83) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaizobrazitielnoghoiskusstvav5klassiezolotaiakhokhloma"
    ["file_id"] => string(6) "267160"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450300329"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства