Просмотр содержимого документа
«подготовка ребенка к школе»
Подготовка ребенка к школе
Учитель-логопед: Дрогалина Ю.А.
В сентябре начинается новый учебный год. В очередной раз в первый класс пойдут тысячи мальчишек и девчонок. Что их ждет там? Совсем недавно ребята ходили в детские сады, а некоторые воспитывались дома, и никаких тебе особых забот, только развлечения и игры…
А школьная жизнь состоит из сплошных обязанностей. Нельзя опаздывать в школу, на уроке сиди от звонка до звонка, причем сиди ровно, не облокачиваясь. Захотел выйти из класса – надо обязательно отпроситься. Прыгать и кричать не только на уроках, но и на переменах тоже не разрешают. Если сел за тетрадь, то пиши ровнее. Раньше гулял на улице сколько хотел. Теперь – нет, тоже ограничивают. И пусть уроков на дом пока не задают, все равно взрослые считают, что обязательно должен позаниматься после школы.
Словом, кругом проблемы. Ну, скажите, кому может понравиться такая жизнь? Как ребенку справиться со всем этим да еще остаться самим собой?
Подготовке ребенка к школе должна быть подчинена вся его предшествующая жизнь.
Но непосредственную подготовку можно начинать, когда ребенок достигнет пятилетнего возраста. Необходимо приучать сына или дочь к усидчивости, тренировать внимание, память, готовить к выполнению тех требований, которые предъявляет школа.
Следует обратить особое внимание на развитие кистей рук ребенка. Физиологами доказано, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становления речи. Хорошо развивают кисть руки занятия рисованием, лепкой из пластилина. Полезны все виды рукоделия: вышивание, вязание крючком и т.д.
Один или два раза в неделю следует заниматься специальной подготовкой руки ребенка к письму. В этом помогут пособия:
* «100 уроков для обучения письму» автор-составитель Л. Маврина
* «Волшебные картинки» С.В.Бурдина
* «Найди по схеме» С.В.Бурдина
* «Рисуем узоры» пропись-раскраска О. Кучеренко
* «Рисуем и строим» пропись-раскраска О. Кучеренко
* «Рисуем времена года» пропись-раскраска О. Кучеренко
* «Рисуем овощи и фрукты» пропись-раскраска О. Кучеренко
* «Фигуры и узоры» серия «Пропись-тетрадь» издательство «Алтей и К»
* «Учусь писать» прописи издательство «Алтей и К»
* «Начинаем писать буквы» прописи издательство «Алтей и К»
* «Буква за буквой» прописи издательство «Алтей и К» и др.
Они содержат образцы бордюров, узоров, элементов письма. Это поможет детям освоить приемы движений пальцев и кисти рук, необходимые для дальнейшего овладения навыком письма в школе. Будущий школьник не может писать непрерывно более 2-3 минут. Поэтому необходимо делать перерывы, во время которых проводить пальчиковые игры.
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы
обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным
пальцем другой руки показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий
жест.)
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной
руки.)
Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в
другую.)
Пальчиковая гимнастика «Деревья»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Здравствуй, лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко
расставить пальцы.)
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)
Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)
Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)
И останусь только я!
Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются
подушечками – показываем лимон.)
Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний
пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)
Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем
вращательные движения – «помешиваем чай».)
Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
Не менее важно постоянно заниматься развитием и совершенствованием речи ребенка. Этим целям служат заучивание песен, стихотворений, составление рассказов и пересказов по картинке. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к мышлению, обобщению, осознанию своих действий.