«Центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителейим. И. И. Седалищева»
Песочная терапия
Кто из нас в детстве не играл в «куличики»? Ведерко, формочки, совок – первое, что вы приобретаете ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это – традиционные игры с песком.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.
Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Игра с песком как консультативная методика была описана в 1939 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. В игровом помещении созданного ею Лондонского института детской психологии. Она назвала свой игровой метод «мировой методикой».
Основные принципы организации игр на песке
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет свою творческую активность. Для этого подбираем задания соответствующие возможностям ребенка, формируем инструкцию к играм в сказочной форме, исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей, поощряем фантазию и творческий подход.
«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и т.д. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность в происходящем.
Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.
Что нужно для игры в песок
водонепроницаемый деревянный ящик.
чистый просеянный песок. Он не должен быть ни слишком крупным, ни слишком маленьким. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.
«Коллекция» миниатюрных фигурок
Обучающие игры
Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Как вы уже знаете, тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения, которые мы получаем через кожу. Тактильно-кинестетические ощущения непосредственным образом связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Поэтому игровые занятия начинаются с развития именно этого вида чувствительности.
«Отпечатки наших рук» на ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушаться к своим ощущениям.
Начинаем игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях. Теперь, когда ребенок получил образец устного описания своих ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Далее взрослый переворачивает руки ладонями вверх со словами: «Я перевернул руки, и мои ощущения изменились…. А что ты чувствуешь?» попробуйте:
Скользить ладонями, выполняя зигзагообразные и круговые движения.
Выполнить те же движения, поставив ладонь ребром
«пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы
Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какимилибо объектами окружающего мира
«пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после двумя руками одновременно
«Поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Сгруппировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы
Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние; во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка, прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, но главное- ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Играя он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
«Что же спрятано в песке?» Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности.
Следует полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Для того, чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.
Многим известна пляжная игра «Мина». Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего, «сапера», - откопать «мину», не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками. Дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками.
Можно закопать вместо рук игрушку, в процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что именно закопано.
Игры, направленные на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения.
Путешествие в страну звуков начнем с игры сказки «Путешествие в страну А».
Есть прекрасная страна, где принцессу зовут А. В реке плещутся А-кулы… А-исты в садах живут, а –пельсины и а-рбузы и а-кации цветут… Чтобы здесь нам поиграть надо много слов назвать. Привести сюда друзей, в чьих названьях – А смелей! (произнося инструкцию делаем акцент на А)Произнося стихотворную инструкциюодновременно строим сказочную страну. Таким образом речь согласовывается с действием.
Эта простая игра поможет решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них – развитие фонематического слуха, то есть умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове.
Путешествие в страну букв
Непросто ребенку понять разницу между звуком и буквой. «Буква – это графическое изображение звука» - такая терминология не для ребенка. Так что мы снова позовем на помощь игру-сказку.
«Мы уже побывали с тобой в царстве звуков. Ты наверное заметил, что на одежде каждого звука нарисованы какие-то таинственные знаки. Вот они эти знаки! Путешественники по стране Звуков назвали их «Буквами»».
Таким образом мы разделили понятия «Звук» и «Буква». Теперь можно приглашать сказочных жителей не только голосом, но и прописывая знаки-буквы на песке.
Можно также провести познавательные игры, проективные игры и т.д.
Индивидуальные игры с пуговицами, спичками
«Пуговичный массаж». Заполните просторную коробку пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было побольше. А теперь совместно с ребенком:
Опустите руки в коробку.
Поводите ладонями по поверхности пуговиц.
Захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите руки.
Погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем.
Попробуйте перетирать пуговицы между ладонями.
Наберите пуговицы в горсть и пересыпайте их из ладошки в ладошку.
Сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц… опустите.
Берите по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и другие; перекатывайте каждую пуговицу между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений.
Те же движения можно совершать и внешними сторонами ладоней.
А теперь поставьте коробку на пол:
Погрузите в коробку голые ступни.
Совершайте ими круговые движения.
Поглубже погрузите ступни в пуговицы, пошевелите пальцами ног.
Попытайтесь перетирать пуговицы между ступнями.
Захватите пуговицы пальцами ног, затем приподнимите и разожмите пальцы.
«Пуговичное ожерелье». Выложите пуговицы на стол. Их должно быть достаточно много. Скажите ребенку: «Давай сделаем ожерелье белое ожерелье для … Выбери все белые пуговицы. Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Положи ее перед собой. Теперь выбери две пуговицы поменьше. Положи их с права и слева от центральной. А теперь выбери две пуговицы еще меньше…». Таким образом, выкладывая пуговицы полукругом, вы получаете ожерелье. Для усложнения игры можно нанизывать пуговицы на нить.
Игра позволяет закрепить знания цвета, формы, величины и понимания пространственных направлений.
«Пуговичное лото». Возьмите две красочно иллюстрированные книги. Найдите самые красивые картинки. Одну книгу отдайте ребенку, другую возьмите себе. Разноцветные пуговицы пересыпьте в мешочек. Скажите ребенку «Будем играть в лото. У каждого из нас есть картинка. Я буду доставать из мешочка пуговицы. Ты будешь называть их цвет и искать такой же цвет на картинке. Если ты находишь этот цвет, то получаешь пуговицу и кладешь на картинку – на то место, которое того же цвета, что и пуговица. Потом ты достаешь пуговицу, я называю цвет и ищу его на картинке. Если я правильно назвала и нашла этот цвет, ты мне даешь пуговицу, и я кладу ее на нужное место. Победит тот, кто закроет все цвета своей картинки пуговицами». Таким образом начинаем формировать адекватное отношение к совей и чужой победе, учим переживать поражение.
«Родословное дерево». Возьмите лист бумаги и карандаш. Проведите вертикальную линию в центре листа. Представьте, что это ствол дерева, подрисуйте его и попросите ребенка выбрать пуговицу, принадлежащую маме, и пуговицу, принадлежащую папе. Положите мамину пуговицу слева от ствола дерева, папину – справа. Скажите: «У каждой семьи есть родовое дерево. Есть оно и у нас. Сейчас мы вместе нарисуем. Нижние ветви дерева принадлежат старшему поколению: твоим бабушкам и дедушкам. Причем, как с маминой, так и с папиной стороны. У папы есть мама и папа, и у меня есть мама и папа. Мы называем опору семьи «старшим поколением». Найди четыре самые большие пуговицы и расположи их на нижних ветвях: моих родителей слева, а папиных родителей – справа. У старшего поколения появились дети. Мы называем их «средним поколением». Возьми две пуговицы поменьше – это я и папа. Расположи наши пуговицы над бабушкиными и дедушкиными ветвями. У нас с папой родился ты (твоя сестра, брат). Это – «младшее поколение». Поэтому найди пуговицы еще меньше и расположи их на самых высоких ветвях. Правда красиво? Но дерево не может быть без корней. Корни нашего дерева – родители твоих бабушек и дедушек. Их называют «прадедами». Вот тебе самая большая пуговица, положи ее в основе ствола, туда, откуда растут у дерева корни». Эта игра не только позволяет закрепит понятия «больше – меньше», но и формирует уважительное отношение к старшим, понимание взаимосвязи поколений, ощущение своего места и значения внутри рода.
«Знакомая незнакомка» (игра со спичками). Конечно, мы все помним, что «спички – не игрушка», однако в умелых и ловких руках они становятся прекрасным тренажером для тонких движений пальцев рук, зрения, для концентрации внимания, развития кратковременной памяти и творческих способностей.
Для этой и других игр со спичками вам понадобятся ковер (одеяло), если вы собираетесь играть на полу; стол (если играть за столом); два коробка спичек. Удобно расположитесь с ребенком. Из коробка возьмите три спички. Положите их на стол или на ковер. Предложите ребенку взять одну спичку. Скажите «Держи спичку в руках. Ощупай ее. Какая она? Теплая или холодная? Гладкая или шершавая? Тонкая или толстая? Понюхай ее. Знаком тебе этот запах? Это запах серы, из которой сделана головка спички. Теперь ощупай головку спички. Рассмотри ее внимательно. Какого она цвета? Какой она формы? Видишь какая интересная спичка! Как ты думаешь, из чего она сделана? Конечно из дерева. Чувствуешь. Спичка согрелась в твоих руках. Пока ты держал в руках спичку, твои руки ее запомнили. Пусть запомнят ее и твои глаза. Рассмотри ее внимательно, а потом положи свою спичку на стол, рядом с другими. Я буду перемешивать спички, поэтому закрой глаза. А теперь найди свою спичку. Молодец!» эта простая игра поможет развить навык концентрации внимания, произвольного запоминания, способность прислушиваться к своим ощущениям и дифференцировать их, она также способствует развитию мелкой моторики. Нельзя оставить без внимания и мыслительные операции, которые используются в процессе поиска спички.
«Спичечный узор». Возьмите три спички. Зажмите их в ладонях. Потрясите и бросьте на стол (или ковер). Вместе с ребенком рассмотрите образовавшуюся комбинацию. Скажите: «Посмотри, как красиво легли спички. Куда «смотрят» головки спичек? Запомни этот узор. Сможешь его повторить? Я тебе помогу. Давай возьмем три спички из коробка. Смотри на наш узор и постарайся его повторить. Молодец! А теперь давай поиграем так. Узор от нас спрятался под листом бумаги. Он хочет найти своего брата или сестру. Давай ему поможем. Запомнил этот узор? Сделай такой же. Молодец!». Эта игра помогает развивать произвольное внимание и память, мелкую моторику, пространственные представления и многое другое.
«Ожившие фигуры». Высыпьте спички из коробка на стол, разложите их. Скажите ребенку: «Давай нарисуем из спичек дом, а рядом с домом что?.. Дерево. А потом?... Дорожку… Куда? К речке. Смотри, какая интересная картина у нас с тобой получилась! А теперь попробуй сам нарисовать что-нибудь из спичек. Молодец!». «Давай с тобой подумаем, кто живет в этом доме? Мы сделаем ее из спичек. А кто еще?..» далее можно попытаться создавать объемные фигуры и здания. На этих незамысловатых играх учатся актеры, совершенствуя наблюдательность, воображения, внимание, память и чувствительность, что помогает нам ориентироваться в окружающем мире и гибко приспосабливаться к его изменяющимся условиям.