Просмотр содержимого документа
««Особенности коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у детей с ОВЗ»»
СЕМИНАР
«Особенности коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у детей с ОВЗ»
Цель: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале речевых звуков и слов, близких по звуковому составу.
Коррекционно-образовательные задачи:
формирование у детей восприятия речи на материале речевых звуков, близких по звуковому составу;
Коррекционно-развивающие задачи:
Совершенствование динамичной органимзации движений; развитие пространственного гнозиса;
Уметь дифференцировать организации движений; развитие пространственнго гнозиса.
Закрепить навык определения позиции звука в слове;
Уметь определять количество слогов в слове;
Воспитать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать интерес к логопедическим занятиям; доброжелательное отношение друг к другу; чувство ответственности, инициативности; навыки сотрудничества; аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом; прививать чувство товарищества и доброты.
Здоровьесберегающие:
сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
Оборудование:
Раздаточный материал картинки, мяч.
Ход занятия.
I. Организационный момент:
Приветствие.
Прекрасен мир звуков!
Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир.
Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом.
Способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), при помощи которых образуется слово, обозначается термином фонематическое восприятие. Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Недостаточно сформированное фонематическое восприятие затрудняет выполнение элементарных форм звукового анализа и синтеза, что в свою очередь, делает проблематичным, а в некоторых случаях и невозможным процесс овладения письменной речью. Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия является необходимым условием для успешного обучения детей грамоте.
Тут бы хотелось остановиться и подробней рассказать об особенностях коррекционной работы по формированию фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. данный компонент речи заслуживает особенного изучения, и работа длительная.
Говоря о речевой деятельности этих детей, можно выделить, с какими нарушениями речи мы сталкиваемся:
ОНР в структуре ЗПР - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, при нормальном слухе.
Письменная речь:
Дисграфия – специфические нарушения письма
Дислексия – специфические нарушения чтения
ФОНЕТИКА у детей данной категории затруднен процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, т.к. этот этап требует интеллектуальных усилий – мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.
Фонематический слух нарушен практически у каждого ребенка с ЗПР, причина в нарушении межанализаторных связей, но в основном к концу обучения в начальной школе динамика весьма положительная.
Звуковой анализ у детей с ЗПР нарушен не всегда, а если и нарушен, то в специальных условиях также формируется.
Когда дефекты произношения усилиями логопеда устранены или сделались практически незаметными, в определенном проценте случаев все еще сохраняется устойчивый след недостаточности фонематического анализа. Ребенок как будто все произносит правильно, о прежних речевых дефектах родители предпочитают не вспоминать, а правописание он осваивает с большим трудом, допуская громадное количество труднообъяснимых ошибок. Однако проблема нередко решается путем интенсивной тренировки в различении и идентификации фонем. Влияние фонематических затруднений различным образом сказывается на усвоении начертания букв. В одних случаях наблюдается прямое влияние недостаточной дифференциации фонем на формирование графемы и на употребление соответствующих букв. В других случаях зависимость проявляется в более сложных формах. Затруднения в протекании фонематического анализа при письме ослабляют внимание к начертанию буквы, вследствие чего возникает так называемая графическая ошибка.
II.Основная часть
Фонематическое восприятие.
Виды и типы фонетических ошибок у младших школьников с ТНР. (тяжелыми нарушениями речи)
Выделяются следующие типы фонетических ошибок:
Смешение понятий «буква» и «звук»;
Неумение правильно вычленять звуки из слова и характеризовать их при звуковом анализе;
Неправильное определение ударного слога;
Неверное деление слова на слоги.
Ошибки, возникающие из-за несформированности фонематического слуха также описаны в работах Левиной Розы Евгеньевны, Семенковой Татьяны Васильевны.
сонорные: звук [р] на [л] и обратно (“лжи ” – ржи, “тли” – три), звук [м] на [н] и обратно (“ небель ” – мебель, “несок” – мешок), звук [й] на [л] (“таль” – чай), звуки [р] и [л] на [й] (“бойно” – больно);
аффрикат [ ц, ч ] с составляющими их звуками [ т + с, т + ш] (“вселился” – вцепился, “светы” – цветы, “ птичы ” – птицы , “ чветы ” – цветы); [с] и [ з] со звуками [т] и [ д ] (“кратит” – красит, “кординка” – корзинка)
Перестановка и включение отдельных звуков (“наушинки” – наушники, “каторная” – картонная, “ нулжа ” – лужа);
Пропуск гласных и согласных звуков, пропуск звуков при стечении нескольких согласных (“днь” –день, “межу” – между, “латочка” – ласточка, “оманул” – обманул).
Расщепление звуков: нарушения типа “абискво” – яблоко, замена сложных простыми (“патица” – прячется);
Замена звука [з] на [д]: “данка” – занка;
Замена звука [с] на [т]: “табака” – собака.
замена гласных в ударном положении (задача — «задоча»);
замена йотированных гласных (идёт — «идют», посёлок — «посялок»);
обозначение твердости — мягкости согласных на письме гласными (кругом - «крюгом», люди — «луди»);
раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу — «полицу», столбам — «с толбом»)
недописывание слов (мышка-«мышк»);
замена слов, искажение слов (мишка — «книжка», лепечут — «требпечут»);
обозначение мягкости при помощи ь (васильки — «василки», большие — «болшие»);
Ошибки при чтении, обусловленные несформированностью фонематического восприятия:
Пропуск букв, слогов, предлогов;
Замена и перестановка букв, слогов;
«Застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;
Недочитывание окончаний слов;
Искажение слов;
Добавление лишних букв, слогов и даже слов;
«Угадывание» слов.
Организация работы по формированию фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Фонематическое восприятие влияет на развитие звуковой стороны речи, на овладение практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова, необходимыми для дальнейшего обучения в школе.
Поддержанию и развитию познавательного отношения к языку, формированию интереса к занятиям способствует игровая форма их проведения, использование дидактических игр, игровых приемов.
Таким образом, педагогу необходимо широко использовать игры в коррекционной работе.
Учитывая выше сказанное, мной был подобран комплекс игр и игровых упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия у детейс ограниченными возможностями здоровья.
Комплекс включает в себя следующие направления:
Игры, направленные на развитие слухового внимания.
Игры на развитие речевого слуха.
Игры на различение правильно и дефектно произносимого звука.
Различение близких по звуковому составу слов.
Дифференциация слогов.
Дифференциация звуков.
Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.
Дидактические игры способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению.
Я предлагаю подборку игр, которые можно использовать в различных видах деятельности поэтапно.
Этапы работы по формированию фонематического восприятия
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
На протяжении данного этапа детей учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
IV этап – дифференциация слогов.
На данном этапе детей учат различать слоги.
V этап – дифференциация фонем.
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Педагог должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности.
Работа по развитию фонематического восприятия на уроках русского языка.
Учитывая важность фонематического слуха, нужно включать в уроки русского языка следующие упражнения:
«Поймай звук».
Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.
Ход игры. Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими).
Дети хлопают в ладоши (топни ногой, подними руку вверх...) тогда, когда услышишь слово, с заданным звуком.
Количество играющих: один и более человек.
Назови по звукам слово: нос – н, о, с; кошка – к, о, ш, к, а. Со временем слова усложняются.
«Определи общий звук».
Взрослый произносит несколько слов, в каждом из которых есть один и тот же звук: робот, корона, топор, парта и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Подбери слово, которое начинается на последний звук слова журнал (лампа, лыжи, лук…)
Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова мотор. (Воробей, грач…)
Подбери такое слово, чтобы первый звук был бы К, а последний – А (картина, косточка, курица, карета…).
Назови любой предмет в комнате с заданным звуком. Например: название какого предмета заканчивается на А; начитается на С; в середине какого слова звук Т и т.д. То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации, имена любимых героев, персонажей сказок, мультфильмов.
«Телевизор».
Цель: развивать ФФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФН. Отрабатывать навыки чтения.
Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.
Например: месяц – спрятанное слово.
Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.
Количество играющих: один и более человек.
«Рассели животных».
Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.
Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.
Например: домики с буквами ц и ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.
Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
Живая азбука
Игра для развития звукового различения
Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.
«Цепочка слов».
Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.
Ход игры. Ложится картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д. Игру можно проводить в устной форме.
Количество играющих: один человек и более.
«Собери цветок-ромашка».
Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.
Ход игры:
На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ж], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].
Количество играющих: 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Свяжем мы из слов цепочку,
Мяч не даст поставить точку.
Учитель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова…).
«Звуковое лото»
Игровой материал. Лото.
Правила игры. Ребенок должен определить, в названии какого предмета на карточках есть заданный звук, и закрыть изображение этого предмета пустой карточкой. Побеждает тот, кто быстрее других закроет все картинки.
Ход игры. Играют несколько детей. У каждого карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Называем звук, например Л. Воспитатель спрашивает, у кого из игроков изображение предмета, в названии которого есть звук Л. Этот звук может стоять в любом месте слова (в начале, середине, конце). Картинку с правильно найденным зву-ком ребенок закрывает карточкой.
Рекомендации учителю по коррекционной работе устной речи
постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них утрированного, четкого произношения звуков;
фиксировать внимание на артикуляционных ощущениях при произношении;
формировать навыки звукового анализа;
фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, предупреждать неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, упражнять в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах;
использовать алгоритмы составления связного высказывания;
к ответам детей следует относиться бережно, каждого выслушивать до конца.
Заключительная часть
Недостатки речи сказываются не только на общении, но и на познавательной деятельности детей, которая, будучи нарушенной в некоторой степени первично, еще более ослабляется (уже вторично) речевыми недостатками. Вторичные, связанные с речевыми недостатками, трудности в познавательной деятельности замедляют интеллектуальное развитие детей в школьном возрасте: они проявляются как непосредственно в непонимании учебного материала, так и в трудностях овладения чтением и письмом. Отмечаются и затруднения в овладении новыми формами речи: повествованием, рассуждением.
Наша с вами задача, коллеги помочь нашим детям овладеть средствами общения, дать им дорогу в жизнь.
литература:
Горецкий В.Г.О возможных вариантах обучения грамоте. Начальная школа, 2000, №7, с.35-45.
Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М., 1958
Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников. Начальная школа, 2001, №11, с.41-46.
Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи.,М.,1970.
Каше Г.А. Подготовка детей с недоразвитием речи., М., 1985
Фролова И.А. Фонетический разбор и развитие речевого слуха учащихся. Русский язык в школе. – 1980. №5, с.23-30.
Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. С718 учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2004 — 303 с. — (Коррекционная педагогика)
Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. 5-е издание, переработанное и дополненное./Издательство: «Владос», 2009. - 703 с.