kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обогащение словаря дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендация родителям и педагогам по обогащению словаря    дошкольников.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обогащение словаря дошкольника»



МАДОУ «СЦРР –ДС «Золотой ключик»
















Рекомендация родителям и педагогам по обогащению

словаря дошкольников.









Учитель-логопед Матинина М.Р






















г. Северобайкальск

2021г



Обогащение словаря дошкольников.

Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет хорошо учиться. Но не всегда наши ожидания оправдываются. Родители начинают искать причины в школе, а причина неудачного обучения заложена еще раньше, в дошкольном возрасте. Одна из причин не успешного обучения ребенка это отставание в речевом развитии. Это бедный словарный запас, не точное понимание значения слов, не правильное употребление падежных окончаний, отсутствие звуков или их замена. К большому сожалению, родители не обращают на это внимание, ведь ребенок свободно пользуется речью.

Только в школе при проблемах с чтением и письмом, родители вынуждены искать причину.

Самые первые слова у детей появляются к году. Ребенок произносит гласные звуки, пропевая их, то есть гулит. Далее добавляются простые по артикуляции губные звуки м, б, п. В полтора года словарный запас составляет около 30 слов, а к двум годам – достигает 200 слов. К школьному возрасту словарный запас увеличивается до 1500 -2000 слов.

В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые он слышит и видит непосредственно в кругу своего общения. Это названия предметов, действий, признаков, причастия, деепричастия, предлоги.

Если в окружении ребенка не употребляются, например обобщающие слова, то и в речи они отсутствуют. Почему так важно употребление обобщающих слов? Да потому, что слова в русском языке объедены в тематические группы. Например, транспорт (наземный, воздушный, подземный, водный). Трамвай, автомобиль, грузовая машина, вертолет, ракета, самолет, корабль, парусник, катамаран и. т. д. Усвоение словаря по какой то определенной схеме или системе понятнее ребенку, чем набор каких то не связанных между собой слов.

В возрасте от 2 до 8 лет ребенок овладевает законами словообразования. У собаки ухо собачье, а вот у медведя лапа чаще всего в речи детей медведя, пальто мамы – мамино, а нос лисы – лисы или лисицын. Правильно произносятся те слова, с которыми ребенок чаще встречается в жизни. Так умение правильно пользоваться приставками обогащает речь детей. Так глагол ходить при помощи приставок, образует родственные слова с другим значением. Входить, заходить, выходить, уходить, переходить, проходить, сходиться и т.д. Не точное употребление глаголов, объясняется не пониманием глагольных приставок детьми.

Взрослый должен обращать внимание ребенка на одинаково звучащие слова, но имеющие разное значение. Ключ для открывания дверей, музыкальный ключ, ключ - бьющий из-под земли, скрипичный ключ, гаечный ключ. Качественное обогащение словаря невозможно без слов имеющих переносное значение. Трусливое сердце, золотые руки, горящие глаза, светлая голова. Все эти слова можно встретить в сказках, пословицах. Объясняйте эти выражения ребенку.

О бедности словаря можно судить о не умении ребенка подбирать противоположное значение слов. Широкий – узкий, а не короткий, маленький, тонкий и т. д.

Работа по обогащению словарного запаса не является запоминанием слов. Важно умение пользоваться в речи имеющимися словами, умение правильно сочетать их между собой, образовывать новые слова.

Преимущественно словарь дошкольников обогащается при помощи чтения и игр.

Игра «Наоборот»

Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – противоположных по значению).

Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

-Нам с тобой пришёл черёд

-Сыграть в игру «Наоборот».

-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).

-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).

-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).

-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!

-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).

-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

- Игровое упражнение «Закончи фразу».

Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).

Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

-Сахар сладкий, а лимон … .

-Луна видна ночью, а солнце … .

-Огонь горячий, а лёд … .

-Река широкая, а ручей … .

-Камень тяжёлый, а пух … .

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).

Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

-Чистый воздух (свежий воздух).

-Чистая вода (прозрачная вода).

-Чистая посуда (вымытая посуда).

-Самолёт сел (приземлился).

-Солнце село (зашло).

-Река бежит (течёт, струится).

-Мальчик бежит (мчится, несётся).

-Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).

очень маленький (малюсенький).


Игра «Какой предмет?»

Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов –  признаков и правильно их согласовывать.

Содержание игры заключается в следующем: педагог показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по- очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков. Снег какой? Мягкий, холодный, мокрый, белый, рыхлый, чистый, искрящийся, легкий и т.д


Что бывает?

Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.

Эта игра похожа на предыдущую.  Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов.

-Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, кедр…

-красное – платье, яблоко, знамя, …

-голубое – платье, небо, озеро …

Игра «Найди мамам детеныша»

Оборудование.

Предметные картинки с изображением животных и их детенышей (белка – бельчонок, заяц – зайчонок, волк – волчонок, медведь - медвежонок) .

Ход игры.

Детям мы предлагали загадку: Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле.

- Кто это? (белка)

- А как называют детеныша белки? (бельчонок)

Далее показывается картинка, дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.

Говорит она му= му. Молока дадим кому?

Для более старшего возраста. Посреди двора –стоит копна. Спереди - вилы сзади- метла Корова – теленок. Иго го кричит ребенок, значит это? – жеребенок, а мама кто у жеребенка? Лошадь.

В стаде все они живут,

Целый день траву жуют.

Шерсть закручена в колечки.

Это — дружные…

овца – ягненок, Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит.
собака – щенок. Спереди- пятачок, сзади- крючок, свинья - поросенок.

Игра: «Чьи хвосты?»

Воспитатель рассказывает русскую народную сказку «Хвосты».

- А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки – собачий.

Хвост кошки – кошачий.

Хвост коровы – коровий.

Хвост лошади – лошадиный.

Хвост быка – бычий.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обогащение словаря дошкольника

Автор: Матинина Маргарита Ринатовна

Дата: 21.10.2021

Номер свидетельства: 589149

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Статья «Сказки как средство обогащения словаря дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(68) "stat_ia_skazki_kak_sriedstvo_oboghashchieniia_slovaria_doshkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "347572"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1475680432"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Статья «Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_oboghashchieniie_slovaria_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta_v_protsiessie_i"
    ["file_id"] => string(6) "351284"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477141800"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Статья «Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_oboghashchieniie_slovaria_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta_v_protsiessie_1"
    ["file_id"] => string(6) "351285"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477141800"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Консультация для родителей на тему: «Обогащаем словарь дошкольника»"
    ["seo_title"] => string(68) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_obogashchaem_slovar_doshkolnika"
    ["file_id"] => string(6) "576165"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1616350214"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Обобщение педагогического опыта работы по созданию речевого центра в старшей группе ДОО"
    ["seo_title"] => string(80) "obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_raboty_po_sozdaniiu_rechevogo_tsentra_v_star"
    ["file_id"] => string(6) "572063"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612196017"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства