kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нетрадиционные формы работы логопеда с родителями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о взаимосвязи в работе логопеда с родителями. В которой говорится о взаимодействие детского сада и семьи – как необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные формы работы логопеда с родителями.»

Нетрадиционные формы работы логопеда дошкольного учреждения

с родителями.


Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определённые этапы. На каждом из этапов элементы речевой системы формируются в определённой закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребёнка формируется непоследовательно, и , как следствие, ведёт к речевой патологии, исправить которую может только речевой специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют вместе.

Изучение семьи.

Учебный год для логопеда группы начинается, когда ребёнок поступил в логопедическую группу детского сада: встаёт задача поближе познакомиться с каждой семьёй, наладить непосредственный контакт, дать почувствовать, что в детском саду всех волнуют их проблемы. Здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать все проблемы воспитания и развития их детей. Но для этого необходимо глубокое изучение каждой семьи. Обследование семьи проводится комплексно: логопедом, воспитателями, психологом. У каждого специалиста определён круг изучаемых вопросов, которые в общей сложности дают достаточно цельное представление о каждой семье и дают возможность спланировать работу с ней с учётом опыта образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания при этом выясняются следующие факторы:

  • жилищные условия семьи;

  • возраст, образование матери и отца ребёнка;

  • состав семьи и структура родственных связей ;

Всё это записывается и учитывается в планировании работы с семьёй. В последующем знание о семье воспитанника поможет в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей реальным потребностям семьи. В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д., то есть необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Существует несколько форм работы с родителями

-Анкетирование. Ежегодно изменяется, дополняется содержание анкет. Постоянная осведомлённость степенью удовлетворённости родителей позволяет выстраивать работу с каждой семьёй в своём направлении.

-Новаторские, нетрадиционные методы и родительские собрания ( проведение собраний с учётом современных требований).

-Консультации по итогам диагностики, по запросам родителей, по итогам коррекционного обучения, методы и приёмы постановки звуков у детей.

-Родительские конференции по обмену опытом семейного воспитания, где может выступить специалист на актуальную тему («Роль семьи в воспитании ребенка с нарушениями речи»). К конференции готовится выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих коррекционную работу.

-Досуговое направление в работе с родителями является не только самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка. Это трудности во взаимоотношениях с детьми; поиск разных подходов к ним, приобретение опыта взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

-Речевые праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. Как сказал философ Протагор

«Пороки ребёнка не рождаются, а воспитываются».

-Дни открытых дверей проводятся 2-3раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним.

-Библиотека игр и упражнений. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

-Совместные занятия, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вместе с детьми родители были участниками занятия по теме "Умелые пальчики". Занятие позволило родителям осознать, для чего ребёнку необходимо развивать мелкую моторику руки и активно включиться в изготовление пособий для тренировки руки из подручного материала.

-Логотренинг (цикл подготовительных логопедических занятий) как важной составляющей в профилактике и коррекции отклонений в речевом развитии дошкольников.

– Индивидуальные занятия-практикумы «родитель + ребенок» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно мамы: «Учимся у тех, кого любим». Динамика значительно повышается ещё и потому, что родитель постепенно овладевает логопедическими навыками и умениями. Хороший родитель неизбежно становится "немного семейным логопедом". Наблюдая за работой логопеда, родители охотнее и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.

-Индивидуальные встречи с родителями включают в себя динамику речевого развития (с чем он справился, что ещё вызывает трудности), обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, индивидуальные практикумы, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребёнка, назначение примерной даты следующей встречи.

-Тетрадь с домашними заданиями служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно выполнений заданий ребёнком. Номера выполненных заданий он отмечал кружком невыполненных минусом. Тетрадь заполняется логопедом еженедельно. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.

-Домашняя библиотечка авторских пособий. По заданию логопеда их можно использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью.

-Информационный стенд «Красивая речь детей», который кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации коррекционного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статьи на интересующие их темы (статьи периодически обновляются).

Нетрадиционные формы работы способствуют повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказываются на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников. Необходимо обязательно благодарить родителей за внимательное отношение к заданиям логопеда. Вручать особенно старательным родителям похвальные грамоты («Лучшему помощнику логопеда», «Отзывчивому помощнику логопеда» и т.п.).

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает обратную связь.

Опыт работы показал, что семья – это компетентные родители, которые берут на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью детей, тем самым создают мотивацию к преодолению речевых и коммуникативных трудностей.

Литература;

1.Поваляева М.А.Справочник логопеда «Феникс» Ростов-на –Дону. 2001

2.Садовникова И.Н. Нарушения речи и их преодоление у дошкольников. Москва. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нетрадиционные формы работы логопеда с родителями.

Автор: Феоктистова Анастасия Львовна

Дата: 20.10.2017

Номер свидетельства: 433526

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Презентация. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями  по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи. "
    ["seo_title"] => string(149) "priezientatsiia-vzaimodieistviie-uchitielia-loghopieda-s-roditieliami-po-obuchieniiu-ghramotie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-s-narushieniiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "181645"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425379784"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Буклет. Развитие речи детей дошкольного возраста, использование нетрадиционных форм и методов"
    ["seo_title"] => string(80) "buklet_razvitie_rechi_detei_doshkolnogo_vozrasta_ispolzovanie_netraditsionnykh_f"
    ["file_id"] => string(6) "644609"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1706095830"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Отчет  учителя-логопеда  по итогам коррекционно-логопедической работы за учебный год"
    ["seo_title"] => string(99) "otchiet-uchitielia-loghopieda-po-itogham-korriektsionno-loghopiedichieskoi-raboty-za-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "312966"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459421216"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Презентация на тему: " Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_na_temu_netraditsionnye_formy_provedeniia_artikuliatsionnoi_gimnas"
    ["file_id"] => string(6) "521179"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1569658654"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) ""Оригинальные идеи для привлечения родителей к совместной деятельности в группах детского сада""
    ["seo_title"] => string(111) "orighinal-nyie-idiei-dlia-privliechieniia-roditieliei-k-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-v-ghruppakh-dietskogho-sada"
    ["file_id"] => string(6) "291018"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455042163"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства