kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Толчком к изучению детской нейропсихологии (на рубеже XX-XXI столетия) послужил рост числа детей с признаками раннего органического поражения центральной нервной системы.Нейропсихология подчеркивает, что работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана. Правое и левое полушария мозга обеспечивают единую работу организма.

Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно.

Праворукость явилась следствием постоянной активизации левого полушария головного мозга - височной доли, в связи с развитием речевых функций. Начало развития речи определяет асимметрию и доминантность левого полушария. Логико-знаковое мышление тесно связано с механизмами левого полушария, а образное мышление - с механизмами правого полушария. 

Каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. 

Наблюдая за тенденциями современного образовательного процесса  можно отчетливо проследить причины слабого развития правого полушария. 

Научно доказано, что при ведущей левой руке речь формируется несколько медленнее, поскольку именно левое полушарие отвечает за знаковую систему и смысловую сторону речи. Именно поэтому в коррекционной работе и при сопровождении детей с ОВР необходимо развивать, тренировать и синхронизировать работу полушарий.

Первоначально необходимо выявить какое из полушарий ведущее. 

 Для развития правого полушария необходимо работать с левой частью тела, а для проработки левого полушария - с правой. 

В статье приведены несколько несложных приемов развития слабого полушария головного мозга и синхронизации их работы, используемые в моей практике. Однако необходимо отметить особенности временного аспекта при их использовании. Работа левой рукой и особенно ползание занимает больше времени на занятии, что необходимо учитывать при планировании и составлении конспекта.

Большинство подобных упражнений являются неотъемлемой частью логопедического занятия. В рамках инклюзивного образования хочется предложить использование подобных упражнений в ходе физминуток и наиболее подходящих этапах урока, что не только будет способствовать синхронизации и развитию полушарий, но и значительно разнообразит учебную деятельность повышая положительную динамику развития учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. »

Цих Е.В.

Бакалавр дефектологии; КГУ сш №36

lukeria888@mail.ru

УДК 376.091

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.


Толчком к изучению детской нейропсихологии (на рубеже XX-XXI столетия) послужил рост числа детей с признаками раннего органического поражения центральной нервной системы.[1] Исследования показывают, что систематическое использование приемов нейропсихологии в коррекционной работе, способствует и повышает положительную динамику развития ребенка.

Нейропсихология подчеркивает, что работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана. 

Отметим, что правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека, а левое полушарие - правую половину тела. Правое и левое полушария мозга обеспечивают единую работу организма. У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое. Около 90% людей праворуких т.е. писать, рисовать, кушать человеку удобнее правой рукой.[2] А поскольку правая сторона тела управляется левым полушарием головного мозга, то постоянная активизация этого полушария речью, и деятельностью,  привело, к так называемой, доминанте левого полушария.  У левшей соответственно доминирует правое полушарие головного мозга.

Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях. Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно.[3]

В проводящихся  исследованиях учеными было замечено, что до начала двухслогового лепетания у ребёнка отсутствует праворукость, свойственная большинству взрослых людей.  Праворукость появляется с началом двухслогового лепета и дальнейшего развития речи. Праворукость явилась следствием постоянной активизации левого полушария головного мозга - височной доли, в связи с развитием речевых функций. Начало развития речи определяет асимметрию и доминантность левого полушария. Логико-знаковое мышление тесно связано с механизмами левого полушария, а образное мышление - с механизмами правого полушария. [3]Язык и речь человека, являются  логико - знаковыми символами, с помощью которых человек получает и передаёт информацию. 

Каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. Так левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательности. Оно стремиться к анализу, логическим цепочкам, деталям, причинно-следственным связям.

Правое полушарие обрабатывает факты, воспринимает образы, детали, поступающие из левого полушария, собирая их в единый образ и целостную картину. Правое полушарие осуществляет ориентировку в пространстве, восприятие целостной картины, фиксирует образ и эмоции человеческих лиц.[3]

Наблюдая за тенденциями современного образовательного процесса можно отчетливо проследить причины слабого развития правого полушария. Все учебные задания предназначены для выполнения одной, ведущей рукой(чаще правой) так например: рисование, письмо, вышивка, даже читая книгу ребенок следит пальцем правой руки. Левая рука используется для фиксации работы и крайне редко задействована в выполнении задания более активно. Все это лишь усиливает ассиметрию развития полушарий головного мозга. А ведь правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон. При его слабом развитии проявляются проблемы с чтением, письмом, пересказами, составлением предложений и рассказов.[4]

Научно доказано, что при ведущей левой руке речь формируется несколько медленнее, поскольку именно левое полушарие отвечает за знаковую систему и смысловую сторону речи. Именно поэтому в коррекционной работе и при сопровождении детей с ОВР необходимо развивать, тренировать и синхронизировать работу полушарий.

Каким образом это делать?

Существует несколько простых способов развития полушарий. Но первоначально необходимо выявить какое из полушарий ведущее. Для этого понаблюдайте какой рукой ребенок:

  • пишет;

  • рисует;

  • бросает камень или мяч;

  • режет ножницами;

  • бьет молотком;

  • чистит зубы (держит зубную щетку);

  • чистит обувь;

  • причесывается ( держит расческу);

  • раздает карточки;

  • вдевает нитку в бусинку;

  • кушает (держит ложку);

Варианты ответов:

  • «Только правой» (+ 2 балла),

  • «Чаще пра­вой» (+ 1 балл),

  • «Только левой» (- 2 балла),

  • «Чаще левой» (- 1 балл).

Интерпретация результатов:

  • От +9 до +24 баллов – праворукий.

  • От — 8 до +8 баллов — амбидекстер, то есть почти одинаково уверено владеет обеими рука­ми.

  • От — 9 до-24 баллов – левша. [5]

В рамках логопедической коррекции чаще всего используется следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием. Для развития правого полушария необходимо работать с левой частью тела, а для проработки левого полушария - с правой.

Ниже приведены несколько несложных приемов развития слабого полушария головного мозга и синхронизации их работы, используемые в моей практике. Однако необходимо отметить особенности временного аспекта при их использовании. Работа левой рукой и особенно ползание занимает больше времени на занятии, что необходимо учитывать при планировании и составлении конспекта.

(Примеры приведены для детей с правой ведущей рукой):

  1. любые манипуляции с пособиями и наглядным материалом ребенку предлагается выполнять только левой рукой. При этом ее можно украсить ярким бантом подчеркивая ее значение и не позволяя ребенку тем самым забыть о необычной инструкции.

  2. На этапе работы, направленной на развитие мелкой моторики рук, ребенку предлагается выполнять инструкции (шнуровать, перекладывать, сортировать, нажимать, рисовать) левой рукой

  3. На этапе работы со звуком и буквой предлагается упражнение «Зеркальное рисование», в котором необходимо одновременно обеими руками рисовать зеркально-симметричные буквы, или не сложные рисунки для экономии времени (н-р геометрические фигуры).

  4. Так же - это все задания на одновременное выполнение правой и левой рукой различных действий (например упр. «гирлянда» правая ладонь зажата в кулак (не горит фонарик), а левая напротив с расправленными пальцами (горит фонарик) и они меняют свое положение «включаясь» и «выключаясь» одновременно)

  5. Ходьба с "размахиванием" рук - марш. Когда шагает правая нога, поднимается левая рука, и наоборот. Используется на этапе автоматизации звука в слогах (на каждый шаг – слог, слоговая цепочка)

  6. Учимся с детьми ползать, выполняя параллельно задание, например: собери слово из рассыпавшихся букв у одной стенки комнаты (спорт зала) на доске у другой стены. Сначала они делают гомолатеральные движения (переставляют правую ручку и правую ножку, потом левую ручку и левую ножку). Это связано с недоразвитостью связи полушарий. Но со временем ребенок учится контрлатеральным движениям (переставляется правая ручка и левая ножка, и наоборот) что синхронизирует работу полушарий головного мозга.

  7. Чтение стихов вслух с четким простым ритмом, в том числе и чистоговорки, направленные на автоматизацию звука в речи. Включает в себя речевой аппарат, который регулируется левым полушарием, и ритмичность, за которую отвечает правое полушарие. Что также способствует активизации обоих полушарий и их синхронизацию.[6]

Большинство подобных упражнений являются неотъемлемой частью логопедического занятия. В рамках инклюзивного образования хочется предложить использование подобных упражнений в ходе физминуток и наиболее подходящих этапах урока, что не только будет способствовать синхронизации и развитию полушарий, но и значительно разнообразит учебную деятельность повышая положительную динамику развития учащихся.











































Список используемой литературы:

ЛИТЕРАТУРА


[1] - Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008

[2] - http://www.ayurvedaplus.ru/articles/218/256453/

[3] - Хомская Е.Д. Нейропсихология.-СПб.:Питер,2007

[4] - http://domznaniy.ru/211-za-chto-otvechaet-levoe-i-pravoe-polusharie-golovnogo-mozga.html

[5] – http://zverideti.ru/yunyj-veterinar/kto-on-vash-rebenok-xirurg-xudozhnik-ili-prezident/kak-opredelit-nejrotip-rebenka/

[6] - Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.:Генезис,2010



















Регистрационная форма


Фамилия Имя Отчество

Цих Елизавета Викторовна

Страна, город

Казахстан, Усть-Каменогорск

Место работы

КГУ сш № 36

Телефон

8-777-621-18-49;

8-707-29-07-010;

28-51-90

E-mail

[email protected]

Форма участия

Очное выступление с докладом и публикация статьи

Направление конференции

Социокультурная практика инклюзивного образования

Тема доклада

Нейропсихологическая коррекция как неотъемлемый элемент логопедического сопровождения детей в рамках инклюзивного образования.

Краткая аннотация

Функции правого и левого полушария головного мозга, выявление ведущего полушария, методы синхронизации работы полушарий



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Цих Елизавета Викторовна

Дата: 16.04.2015

Номер свидетельства: 201915

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Презентация: НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(156) "priezientatsiia-nieiropsikhologichieskaia-korriektsiia-kak-nieotiemliemyi-eliemient-logopiedichieskogo-soprovozhdieniia-v-ramkakh-inkliuzivnogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "201914"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429150874"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Презентация: НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(158) "priezientatsiia-nieiropsikhologichieskaia-korriektsiia-kak-nieotiemliemyi-eliemient-logopiedichieskogo-soprovozhdieniia-v-ramkakh-inkliuzivnogo-obrazovaniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "201916"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429152022"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства