Наряду с нарушениями устной речи существуют и нарушения письменной речи. Это нарушение чтения и письма, которое чаще всего возникает вследствие отклонений в развитии устной речи. Частичные нарушения чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, а частичные нарушения письма называют ДИСГРАФИЕЙ.
Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких закономерных и естественных ошибках идёт речь.
Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения. Чтобы контролировать своё письмо, ребёнок должен читать написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется написанным им или другим лицом текстом.
Нарушение письма.
Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки (т.е. не связанные с применением орфографических правил), которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного обучения.
3 УРОВНЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК:
Ошибки на уровне буквы и слога:
Пропуск буквы, слога. Пропуск свидетельствует о том, что ребёнок не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например: «снки» - санки, «кичат» - кричат. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа (состава слова), приводящего к искажению и упрощению структуры слова, например: «дорве» - здоровье, «бт» - брат, «девча» - девочка…
Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: «чунал» - чулан, «плюшегово» - плюшевого, «нагалух» - на лугах…
Вставки гласных букв наблюдаются
- обычно при стечении согласных «шекола» - школа, «девочика» - девочка, «ноябырь» - ноябрь
- гласная или согласная уже имеющаяся в составе слова («сенег» - снег, «гулямем» - гуляем)
Отдельные буквы не узнаются и не соотносятся с определённым звуком. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточного зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: П-Н, П-И, У-И, Ц-Щ, Ш-И, М-Л, б-д, П-Т, Н-К…
Зеркальная обращённость букв
Смешения, замены, пропуски букв сходных по звучанию и произношению. Может являться следствием неправильного звукопроизношения ребёнка. Смешиваются обычно следующие фонемы (звуки): парные согласные (звонкие и глухие), сонорные, свистящие и шипящие, аффрикаты (Ц,Ч,Щ), гласные.
Ошибки на уровне слова
Раздельное написание слова.
Слитное написание слова. Когда предлоги и союзы, пишутся вместе с последующим или предыдущим словом. Нередки случаи слитного написания двух самостоятельных слов.
Смещение границ слов, («Врекепе тя поймал…»- В реке Петя поймал…)
Ошибки на уровне предложения (словосочетания).
Аграмматизмы.( Нарушение связи слов).
Отсутствие обозначения границ предложений. Ребёнок не слышит конца предложения и не обозначает его. Следующее же начинает с маленькой буквы.
Пропуск слов нарушает структуру предложения, не говоря уже о логике повествования.
Пропуск предлогов вызывает нарушение связей в словосочетаниях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА.»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Учитель-логопед: Пигунова Н.И.
НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА.
Наряду с нарушениями устной речи существуют и нарушения письменной речи. Это нарушение чтения и письма, которое чаще всего возникает вследствие отклонений в развитии устной речи. Частичные нарушения чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, а частичные нарушения письма называют ДИСГРАФИЕЙ.
Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок. Но не о таких закономерных и естественных ошибках идёт речь.
Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения. Чтобы контролировать своё письмо, ребёнок должен читать написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется написанным им или другим лицом текстом.
Нарушение письма.
Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки (т.е. не связанные с применением орфографических правил), которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного обучения.
3 УРОВНЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК:
Ошибки на уровне буквы и слога:
Пропуск буквы, слога. Пропуск свидетельствует о том, что ребёнок не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например: «снки» - санки, «кичат» - кричат. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа (состава слова), приводящего к искажению и упрощению структуры слова, например: «дорве» - здоровье, «бт» - брат, «девча» - девочка…
Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: «чунал» - чулан, «плюшегово» - плюшевого, «нагалух» - на лугах…
Вставки гласных букв наблюдаются
- обычно при стечении согласных «шекола» - школа, «девочика» - девочка, «ноябырь» - ноябрь
- гласная или согласная уже имеющаяся в составе слова («сенег» - снег, «гулямем» - гуляем)
Отдельные буквы не узнаются и не соотносятся с определённым звуком. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточного зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: П-Н, П-И, У-И, Ц-Щ, Ш-И, М-Л, б-д, П-Т, Н-К…
Зеркальная обращённость букв
Смешения, замены, пропуски букв сходных по звучанию и произношению.Может являться следствием неправильного звукопроизношения ребёнка. Смешиваются обычно следующие фонемы (звуки): парные согласные (звонкие и глухие), сонорные, свистящие и шипящие, аффрикаты (Ц,Ч,Щ), гласные.
Ошибки на уровне слова
Раздельное написание слова.
Слитное написание слова. Когда предлоги и союзы, пишутся вместе с последующим или предыдущим словом. Нередки случаи слитного написания двух самостоятельных слов.
Смещение границ слов, («Врекепе тя поймал…»- В реке Петя поймал…)
Ошибки на уровне предложения (словосочетания).
Аграмматизмы.( Нарушение связи слов).
Отсутствие обозначения границ предложений.. Ребёнок не слышит конца предложения и не обозначает его. Следующее же начинает с маленькой буквы.
Пропуск слов нарушает структуру предложения, не говоря уже о логике повествования.
Пропуск предлогов вызывает нарушение связей в словосочетаниях.