kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нарушение речи: Дизартрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДИЗАРТРИЯ – нарушения звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.  Под звукоппроизносительной стороной понимают четкую артикуляцию (правильное звукопроизношение), достаточную фонацию (умение модулировать голосом), правильное речевое дыхание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нарушение речи: Дизартрия»

ДИЗАРТРИЯ

ДИЗАРТРИЯ

ДИЗАРТРИЯ – нарушения звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Под звукоппроизносительной стороной понимают четкую артикуляцию (правильное звукопроизношение), достаточную фонацию (умение модулировать голосом), правильное речевое дыхание.

ДИЗАРТРИЯ – нарушения звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Под звукоппроизносительной стороной понимают четкую артикуляцию (правильное звукопроизношение), достаточную фонацию (умение модулировать голосом), правильное речевое дыхание.

Классификация по степени выраженности дизартрии 1. Легкая/стертая/дизартрический компонент/минимальное дизартрическое расстройство – речь является средством общения. Нарушение выявляется специалистом в процессе обследования и коррекционной работы. 2. Классическая дизартрия – речь является средством общения, нарушения речи заметны всем, речь понятна только близким людям. 3. Выраженная дизартрия/тяжелая – речь частично является средством общения, нарушения речи заметны всем, речь понятна только близким людям. 4. Анартрия – речь не является средством общения, нарушения речи заметны всем или речь отсутствует, речь непонятна даже близким.

Классификация

  • по степени выраженности дизартрии

1. Легкая/стертая/дизартрический компонент/минимальное дизартрическое расстройство – речь является средством общения. Нарушение выявляется специалистом в процессе обследования и коррекционной работы.

2. Классическая дизартрия – речь является средством общения, нарушения речи заметны всем, речь понятна только близким людям.

3. Выраженная дизартрия/тяжелая – речь частично является средством общения, нарушения речи заметны всем, речь понятна только близким людям.

4. Анартрия – речь не является средством общения, нарушения речи заметны всем или речь отсутствует, речь непонятна даже близким.

по локализации поражения + механизм
  • по локализации поражения + механизм

Кора головного мозга (центр Брока) – корковая дизартрия

Подкорковые ядра (отвечают за организацию тонуса и расслабления) – подкорковая дизартрия (экстрапирамидная)

Мозжечок (координация движений) - мозжечковая дизартрия

Пирамидный путь (белое вещество – задача – не перепутать расслабление с напряжением) – псевдобульбарная дизартрия

Ствол мозга (ядра черепно-мозговых нервов) – бульбарная дизартрия

Спинной мозг (шейный и грудной отделы) – бульбарная дизартрия

по клиническим проявлениям:
  • по клиническим проявлениям:

Спастический синдром - характерен для псевдобульбарной дизартрии

Паретический синдром – хар. для бульбарной, псевдобульбарной и мозжечковой дизартрии

Гиперкинетический синдром – хар. для экстрапирамидной дизартрии

Атаксический синдром – хар. для мозжечковой дизартрии

Для корковой дизартрии характерна сложность переключения с одной артикуляции на другую и более замедленное, чем при дислалии формирование новых компонентов артикуляционных движений.

В процессе развития ребенка и под воздействием лечения синдромы могут меняться. В клинике дизартрии чаще всего встречаются смешанные формы, для обозначения которых используют двойное название.

Симптомы Спастическая форма – нарушение произнесения язычных звуков (т,д,н,л,р), свистящих и шипящих. Все звуки смягчены, голос тихий, слабый, истощающийся, вдох и выдох короткие. Паретический синдром – нарушено произношение практически всех звуков, язык расслаблен и лежит на дне ротовой полости, голос тихий, истощающийся, вдох и выдох короткие. Гиперкинетический синдром – нарушено произнесение звуков, в момент произнесения которых возникает гиперкинез, голос дрожащий, вдох и выдох прерывистые Атаксический синдром – замена звуков на артикуляционно близкие звуки, нарушена координация между дыханием и голосообразованием.

Симптомы

Спастическая форма – нарушение произнесения язычных звуков (т,д,н,л,р), свистящих и шипящих. Все звуки смягчены, голос тихий, слабый, истощающийся, вдох и выдох короткие.

Паретический синдром – нарушено произношение практически всех звуков, язык расслаблен и лежит на дне ротовой полости, голос тихий, истощающийся, вдох и выдох короткие.

Гиперкинетический синдром – нарушено произнесение звуков, в момент произнесения которых возникает гиперкинез, голос дрожащий, вдох и выдох прерывистые

Атаксический синдром – замена звуков на артикуляционно близкие звуки, нарушена координация между дыханием и голосообразованием.

ОБСЛЕДОВАНИЕ Этиология : карта развития Механизм : локализация параличей и парезов (губной, язычный, подъязычный) и тип (атаксический, паретический, смешанный и т.д.) Симптомы: звукопроизношение – произношение всех звуков, наличие и качество непроизвольных движений артикуляционного аппарата, глотание, жевание, сосание, причмокивание, кашель голос – определяется насколько долго ребенок может говорить звучно, есть ли назальный оттенок, сиплый ли голос дыхание – тип, длительность и плавность  4. Структура: фонематический слух, лексика, грамматика, связная речь и звукослоговая структура слова

ОБСЛЕДОВАНИЕ

Этиология : карта развития

Механизм : локализация параличей и парезов (губной, язычный, подъязычный) и тип (атаксический, паретический, смешанный и т.д.)

Симптомы:

звукопроизношение – произношение всех звуков, наличие и качество непроизвольных движений артикуляционного аппарата, глотание, жевание, сосание, причмокивание, кашель

голос – определяется насколько долго ребенок может говорить звучно, есть ли назальный оттенок, сиплый ли голос

дыхание – тип, длительность и плавность

4. Структура: фонематический слух, лексика, грамматика, связная речь и звукослоговая структура слова

При тяжелой форме дизартрии и анартрии выявляется рефлекс «запрещающей позиции» - такое положение тела, при котором патологические рефлексы проявляются минимально или не проявляются совсем: Поза эмбриона в положении на боку Поза эмбриона в положении на спине с подложенными валиками под ягодицы, плечи и голову Положение на спине с подложенными валиками под физиологические изгибы В положении лежа на животе с подложенным валиком под грудную клетку и при необходимости тыльную сторону стопы и утяжеление на ягодицах
  • При тяжелой форме дизартрии и анартрии выявляется рефлекс «запрещающей позиции» - такое положение тела, при котором патологические рефлексы проявляются минимально или не проявляются совсем:
  • Поза эмбриона в положении на боку
  • Поза эмбриона в положении на спине с подложенными валиками под ягодицы, плечи и голову
  • Положение на спине с подложенными валиками под физиологические изгибы
  • В положении лежа на животе с подложенным валиком под грудную клетку и при необходимости тыльную сторону стопы и утяжеление на ягодицах
СИСТЕМА  КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • Проводится логопедический массаж
  • Гимнастика: пассивная, пассивно-активная, активная
  • Вторичная профилактика: развитие фонематического слуха
  • Проводятся элементы гимнастики для общей скелетной мускулатуры и мелкой моторики
  • Боремся с ДЦП: невролог, ЛФК, массажист и физиотерапевт
ОСНОВНОЙ ЭТАП Постановка звука при дизартрии: В основном используется механический способ постановки Последовательность постановки звуков зависит от локализации параличей и парезов Не используется способ постановки от опорных звуков Вновь поставленный звук сразу вводится в слог Не добиваются сразу полной чистоты звучания, она отрабатывается в процессе автоматизации Если невозможно поставить звук классической артикуляции, ставится звук приближенной артикуляции, при которой новый звук максимально приближен по звучанию к желаемому Автоматизация звуков: В слогах, словах, во фразе Формирование нового навыка говорения (подбираются слова, содержащие только правильно произносимый звук) Дифференциация в произношении

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Постановка звука при дизартрии:

  • В основном используется механический способ постановки
  • Последовательность постановки звуков зависит от локализации параличей и парезов
  • Не используется способ постановки от опорных звуков
  • Вновь поставленный звук сразу вводится в слог
  • Не добиваются сразу полной чистоты звучания, она отрабатывается в процессе автоматизации
  • Если невозможно поставить звук классической артикуляции, ставится звук приближенной артикуляции, при которой новый звук максимально приближен по звучанию к желаемому

Автоматизация звуков:

  • В слогах, словах, во фразе
  • Формирование нового навыка говорения (подбираются слова, содержащие только правильно произносимый звук)

Дифференциация в произношении

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Цель: закрепление нового навыка говорения Проводится работа по развитию голоса: Отработка силы голоса: «Далеко-близко» Работа над развитием умения изменять голос по высоте: «Кто голос подает: мама или детеныш» Работа над интонационной окрашенностью голоса: игры-драматизации, стихи и т.д. Нужно следить, чтобы не было гипервентиляции голоса. Необходимо прекращать работы при первых признаках утомления (лучше до этого состояния не доводить)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель: закрепление нового навыка говорения

Проводится работа по развитию голоса:

  • Отработка силы голоса: «Далеко-близко»
  • Работа над развитием умения изменять голос по высоте: «Кто голос подает: мама или детеныш»
  • Работа над интонационной окрашенностью голоса: игры-драматизации, стихи и т.д.

Нужно следить, чтобы не было гипервентиляции голоса. Необходимо прекращать работы при первых признаках утомления (лучше до этого состояния не доводить)

В 1879 году Куссмауль впервые описал в классификации речевых расстройств особый вид нарушения звукопроизношения и назвал дизартрией . Уже в 1888 году Говерс подразделил такие дизартрирические расстройства речи на церебральную и бульбарную формы. Фрешельс ( 1943 ) выделил четыре формы дизартрии: пирамидную, экстрапирамидную, лобно-понтинную и церебеллярную. В 1948 году Браин на ряду с дизартрией, обусловленной очаговыми поражениями центрального двигательного нейрона, переферического двигательного нейрона и полосатого тела, выделяет также координаторную и миопатическую дизартрию.
  • В 1879 году Куссмауль впервые описал в классификации речевых расстройств особый вид нарушения звукопроизношения и назвал дизартрией .
  • Уже в 1888 году Говерс подразделил такие дизартрирические расстройства речи на церебральную и бульбарную формы. Фрешельс ( 1943 ) выделил четыре формы дизартрии: пирамидную, экстрапирамидную, лобно-понтинную и церебеллярную.
  • В 1948 году Браин на ряду с дизартрией, обусловленной очаговыми поражениями центрального двигательного нейрона, переферического двигательного нейрона и полосатого тела, выделяет также координаторную и миопатическую дизартрию.

Одной из самых подробных классификаций форм дизартрии преимущественно по нейроанатомическому принципу является классификация Пешер, согласно которой выделяются следующие формы дизартрии:

- корковая, субкортикальная, педункулярная, супрануклеарная (псевдобульбарная), бульбарная нуклеарная, церебеллярная, диэнцефальная, мезэнцефальная, периферическая, связанная с поражением черепных нервов, дизартрия, связанная с расстройствами глубокой чувствительности, дизартрия при диффузных поражениях мозга (токсикозы, постконтузионные состояния), дизартрия при эпилепсии, дизартрия при миастении, дизартрия при субкортикальной экспрессивной афазии (апраксическая)

Автор этой классификации понимает её несовершенство, что обусловлено нечеткостью самого определения «дизартрия». Клиническое понятие дизартрии значительно шире самого термина. Термин должен означать только дефекты артикуляции при периферическом или центральном поражении нервной системы, однако в клинической практике он применяется ко всем моторным нарушениям речи

В 1957 году Гревелл подчеркивает первостепенную важность умения отличать прежде всего языковые расстройства (афазию) от расстройств говорения или. В своей классификации речевых расстройств Гревелл указывает место дизартрии среди других нарушений процесса говорения.

Для Гревелл дизартрия - это расстройство говорения вследствие различных очаговых поражений мозга, поэтому она включает в себя расстройства не только артикуляции, но и речевого дыхания, голосообразования и просодики.

Еще более ограничивает содержание понятия «дизартрия» Хазард-Худот (1964). К дизартрии он относит нарушения артикуляции, обусловленные расстройствами общей моторики пирамидного, экстрапирамидного или церебеллярного характера.

  • В советской литературе вопрос о дизартрии был также мало разработан. М.С. Маргулис (1924) относил к дизартрии все двигательные расстройства за исключением тех, которые связаны с поражением «кортикальной области двигательных образов слова» и которые клинически проявляются в виде моторной афазии и апраксии.
  • В 1959 году Л.Б. Литвак заостряет внимание на локально-диагностическом значении дизартрических расстройств речи. Под дизартрией автор понимает расстройства артикуляции, которые трактуются им нечетко: в их число включается различные нарушения темпа, ритма и интонации речи.
  • В учебнике О.В. Правдиной (1969) понятие дизартрия, определяется уже с неврологических позиций представляются отдельные синдромы соответствующих звуковых расстройств. В работе И.И. Панченко И.И. делается серьезная попытка разобраться в патогенезе клинических проявлений дизартрии у детей с детским церебральным параличом и создать патогенетически обоснованную методику логопедической работы.
  • Важным этапом в развитии проблемы дизартрии является изучение локально-диагностических проявлений дизартрических расстройств, это отражено в работах Л.Б. Литвака (1959) и Е.Н. Винарской (1973). Е.Н. Винарской впервые было проведено комплексное нейролингвистическое изучение дизартрий при очаговых поражениях мозга у взрослых больных.
  • В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, И. И. Панченко, Л. А. Данилова, и др.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Нарушение речи: Дизартрия

Автор: Федорова Светлана Юрьевна

Дата: 29.01.2018

Номер свидетельства: 453471

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Работа логопеда-афазиолога с дизартрией у детей."
    ["seo_title"] => string(47) "rabota_logopeda_afaziologa_s_dizartriei_u_detei"
    ["file_id"] => string(6) "515468"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560951478"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Моторная алалия и методы логопедической работы по формированию речи."
    ["seo_title"] => string(69) "motornaiaalaliiaimietodyloghopiedichieskoirabotypoformirovaniiuriechi"
    ["file_id"] => string(6) "298672"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456388273"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Работа педагогов с дошкольниками с дизартрией"
    ["seo_title"] => string(45) "rabota_pedagogov_s_doshkolnikami_s_dizartriei"
    ["file_id"] => string(6) "551106"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1590238475"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Дизартрия у детей дошкольного возраста."
    ["seo_title"] => string(43) "dizartriia-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "277941"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453023806"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "У ребёнка дизартрия. Чем помочь?"
    ["seo_title"] => string(33) "u_rebionka_dizartriia_chem_pomoch"
    ["file_id"] => string(6) "603017"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1647996110"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства