Просмотр содержимого документа
«Дизартрия. Активная и пассивная артикуляционная гимнастика.»
Дизартрия.
Активная и пассивная артикуляционная гимнастика.
Дизартрия — это нарушение речи, вызванное проблемами с развитием органов артикуляционного аппарата. Дети с дизартрией произносят звуки нечетко и неразборчиво. Скорректировать речь и сделать ее более плавной можно с помощью упражнений по артикуляционной гимнастике.
Дизартрия и ее виды
Дизартрия — это тяжелое нарушение речи. Оно проявляется по-разному в зависимости от причин расстройства.
Существует пять видов дизартрии:
1. Бульбарная
Причины: поражение бульбарных нервов.
Симптомы: нарушение темпа и ритма речи, слабая мимическая мускулатура, проблемы с глотанием, «каша во рту».
2. Псевдобульбарная
Причины: органические нарушения нервной системы.
Симптомы: нарушения глотания, мимики, жевания и слюноотделения, невнятная речь.
3. Корковая
Причины: поражение областей коры головного мозга, которые отвечают за тонус мышц органов артикуляционного аппарата.
Симптомы: сложности с произношением переднеязычных звуков, нечеткая и смазанная речь.
4. Подкорковая
Причины: нарушение прохождения нервного импульса в центральной нервной системе.
Симптомы: заикание, часто меняющиеся ритм и тембр речи.
5. Мозжечковая
Причины: нарушения в работе мозжечка.
Симптомы: речь невнятная и смазанная, нарушения ритма речи, трудности с произношением переднеязычных звуков.
При дизартрии у детей слабо развиты органы речевого аппарата: язык, мягкое нёбо, губы, щеки и нижняя челюсть. Артикуляционная гимнастика укрепляет эти органы, что напрямую влияет на качество речи ребенка — после курса занятий она становится более четкой и понятной.
Чтобы добиться результатов, нужно выполнять артикуляционную гимнастику каждый день не менее 10 минут. Логопед или родитель должны контролировать выполнение каждого упражнения, следить, чтобы ребенок его выполнял правильно.
Заниматься с ребенком лучше всего перед зеркалом — так он будет видеть, как нужно делать то или иное движение.
Пассивная артикуляционная гимнастика.Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребёнку предлагается осознать 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.
Пассивная гимнастика языка:
выведение языка из ротовой полости вперёд;
втягивание языка назад;
опускание языка вниз (к нижней губе);
поднимание языка вверх (к верхней губе);
боковые отведения языка (влево и вправо);
придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
приподнимание кончика языка к твёрдому нёбу;
лёгкие покачивающие движения языка в стороны.
Пассивная гимнастика губ:
собирание верхней губы (движение производится к средней линии указательными пальцами обеих рук);
собирание нижней губы;
собирание губ в трубочку – хоботок (движение производится к средней линии);
растягивание губ в улыбку при фиксации пальцами углов рта;
поднимание верхней губы;
опускание нижней губы;
смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;
создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).
Активная артикуляционная гимнастика.При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объёма движений, дифференцировать включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.
Упражнения для развития мимических мышц лица:
закрывание и открывание глаз;
нахмуривание бровей;
поднимание бровей;
надувание щёк;
проглатывание слюны;
открывание и закрывание рта;
жевательные движения.
Упражнения для развития губной мускулатуры:
вытягивание губ вперёд трубочкой;
растягивание их в стороны;
чередование движений «хоботок - оскал»;
смыкание губ при сомкнутых и разомкнутых челюстях;
размыкание губ при закрытом и открытом рте;
мгновенное смыкание губ с разрывом («поцелуй»);
вялый губной выдох;
целевой губной выдох;
поднимание верхней губы с обнажением зубов.
Для создания большей иннервационной активности можно использовать следующие задания:
выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щёку (попеременно слева и справа);
перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики и т.д.);
удержание губами различных предметов (пробка, марля). Упражнения с сопротивлением.
Упражнения для язычной мускулатуры:
прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;
выдвигание языка вперёд;
втягивание языка назад;
опускание языка вниз;
приподнимание языка вверх;
боковые отведения (вправо и влево);
приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;
суживание языка и заострение его;
переключение различных позиций.
Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.