kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дизартрия. Активная и пассивная артикуляционная гимнастика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дизартрия- это нарушение речи, вызванное проблемами с  развитием органов артикуляционного аппарата.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дизартрия. Активная и пассивная артикуляционная гимнастика.»

Дизартрия.

Активная и пассивная артикуляционная гимнастика.


Дизартрия — это нарушение речи, вызванное проблемами с развитием органов артикуляционного аппарата. Дети с дизартрией произносят звуки нечетко и неразборчиво. Скорректировать речь и сделать ее более плавной можно с помощью упражнений по артикуляционной гимнастике.

Дизартрия и ее виды

Дизартрия — это тяжелое нарушение речи. Оно проявляется по-разному в зависимости от причин расстройства.  

Существует пять видов дизартрии:

1. Бульбарная

Причины: поражение бульбарных нервов.

Симптомы: нарушение темпа и ритма речи, слабая мимическая мускулатура, проблемы с глотанием, «каша во рту».

2. Псевдобульбарная

Причины: органические нарушения нервной системы.

Симптомы: нарушения глотания, мимики, жевания и слюноотделения, невнятная речь.

3. Корковая

Причины: поражение областей коры головного мозга, которые отвечают за тонус мышц органов артикуляционного аппарата.

Симптомы: сложности с произношением переднеязычных звуков, нечеткая и смазанная речь.

4. Подкорковая

Причины: нарушение прохождения нервного импульса в центральной нервной системе.

Симптомы: заикание, часто меняющиеся ритм и тембр речи.

5. Мозжечковая

Причины: нарушения в работе мозжечка.

Симптомы: речь невнятная и смазанная, нарушения ритма речи, трудности с произношением переднеязычных звуков.

При дизартрии у детей слабо развиты органы речевого аппарата: язык, мягкое нёбо, губы, щеки и нижняя челюсть. Артикуляционная гимнастика укрепляет эти органы, что напрямую влияет на качество речи ребенка — после курса занятий она становится более четкой и понятной. 

Чтобы добиться результатов, нужно выполнять артикуляционную гимнастику каждый день не менее 10 минут. Логопед или родитель должны контролировать выполнение каждого упражнения, следить, чтобы ребенок его выполнял правильно. 

Заниматься с ребенком лучше всего перед зеркалом — так он будет видеть, как нужно делать то или иное движение. 


Пассивная артикуляционная гимнастика. Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений. Ребёнку предлагается осознать 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.

Пассивная гимнастика языка:

  1. выведение языка из ротовой полости вперёд;

  2. втягивание языка назад;

  3. опускание языка вниз (к нижней губе);

  4. поднимание языка вверх (к верхней губе);

  5. боковые отведения языка (влево и вправо);

  6. придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;

  7. приподнимание кончика языка к твёрдому нёбу;

  8. лёгкие покачивающие движения языка в стороны.

Пассивная гимнастика губ:

  1. собирание верхней губы (движение производится к средней линии указательными пальцами обеих рук);

  2. собирание нижней губы;

  3. собирание губ в трубочку – хоботок (движение производится к средней линии);

  4. растягивание губ в улыбку при фиксации пальцами углов рта;

  5. поднимание верхней губы;

  6. опускание нижней губы;

  7. смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;

  8. создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).


Активная артикуляционная гимнастика. При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объёма движений, дифференцировать включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.

Упражнения для развития мимических мышц лица:

  1. закрывание и открывание глаз;

  2. нахмуривание бровей;

  3. поднимание бровей;

  4. надувание щёк;

  5. проглатывание слюны;

  6. открывание и закрывание рта;

  7. жевательные движения.


Упражнения для развития губной мускулатуры:

  1. вытягивание губ вперёд трубочкой;

  2. растягивание их в стороны;

  3. чередование движений «хоботок - оскал»;

  4. смыкание губ при сомкнутых и разомкнутых челюстях;

  5. размыкание губ при закрытом и открытом рте;

  6. мгновенное смыкание губ с разрывом («поцелуй»);

  7. вялый губной выдох;

  8. целевой губной выдох;

  9. поднимание верхней губы с обнажением зубов.


Для создания большей иннервационной активности можно использовать следующие задания:

  1. выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щёку (попеременно слева и справа);

  2. перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики и т.д.);

  3. удержание губами различных предметов (пробка, марля). Упражнения с сопротивлением.


Упражнения для язычной мускулатуры:

    1. прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов;

    2. выдвигание языка вперёд;

    3. втягивание языка назад;

    4. опускание языка вниз;

    5. приподнимание языка вверх;

    6. боковые отведения (вправо и влево);

    7. приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;

    8. суживание языка и заострение его;

    9. переключение различных позиций.


Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дизартрия. Активная и пассивная артикуляционная гимнастика.

Автор: Табакаева Светлана Владимировна

Дата: 21.01.2025

Номер свидетельства: 663970


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства