Презентация предназначена для педагогов ДОУ. Она знакомит их с таким нарушением речи, как дизартрия, с классификацией этого дефекта, причинами и последствиями дизартии. Кратко описана работа по преодолению этого заболевания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа педагогов с дошкольниками с дизартрией»
«Особенности детей с дизартрией. Работа педагогов с дизартриками»
ЧТО ТАКОЕ ДИЗАРТРИЯ?
Дизартрия - это нарушение произношения
вследствие нарушения иннервации речевого
аппарата, возникающее в результате поражения
нервной системы.
Дизартрия почти всегда возникает при детском
церебральном параличе у детей и при инсультах у взрослых.
Заболевание проявляется в виде различных дефектов и отклонений: нарушение речевого дыхания (тихий и слабый голос или напротив очень резкий), звукопроизношения (нечеткость, смазанность), моторики, отсутствие плавности речи, а также нарушений глотания .
Классификация дизартрии
Бульбарная
Псевдобульбарная
Подкорковая
Корковая
Мозжечковая
I степень.
II степень.
III степень.
IV степень.
ПРИЧИНЫ ДИЗАРТРИИ
Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают:
токсикозы беременности ,
гипоксия плода ,
резус-конфликт ,
хронические соматические заболевания матери,
патологическое течение родов ,
родовые травмы ,
асфиксия при рождении,
ядерная желтуха новорожденных ,
недоношенность и др.
В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных:
нейроинфекций ( менингита , энцефалита ),
гнойного среднего отита ,
гидроцефалии ,
черепно-мозговой травмы ,
тяжелых интоксикаций.
Как диагностировать дизартрию?
Стойкое нарушение звукопроизношения.
Искажение, пропуск звуков.
2. Речь невнятна, невыразительна, монотонна, размыта, смазана.
3. Разный темп и ритм, сбои в речевом дыхании.
4. Долго формируются навыки самообслуживания.
5. Нарушена крупная моторика.
6. Рот всегда открыт, так как мышцы челюсти вялые.
7. Трудности жевания, глотания
8. Кажущийся гайморит. Малыш постоянно говорит «в нос», но его гайморовы пазухи чисты, насморка нет.
.
Последствия
Подобный дефект грозит ребенку расстройством слухового восприятия. Как результат – неспособность воспринимать информацию в полном объеме, проблемы с пониманием окружающего мира, дезадаптация, депрессии и социальной изоляции.
Нарушение звукопроизношения приводит к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи.
Трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо», замена букв, гласных, окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма и др.).
Коррекция дизартрии
Логопедическое лечение заключается в использовании:
логопедического массажа – проработка лицевых мышц. Он позволяет улучшить кровообращение, восстановить нормальный мышечный тонус. Используется для налаживания речевой моторики;
упражнений для постановки голоса – регулируется работа голосовых связок, громкость и тембр голоса;
пальчиковой гимнастики – разработка мелкой моторики рук, которая взаимосвязана с речевой функцией;
обучение постановки органов артикуляции для правильного произношения;
просодических упражнений – работа над интонацией, силой, высотой, темпом голоса. Помогает устранить его монотонность;
дыхательной гимнастики. Ее упражнения налаживают правильный ритм дыхания во время речевой активности.
Медикаментозное лечение и физиотерапия
Лекарственные препараты назначает врач психоневролог. В медикаментозное лечение дизартрии у детей входят такие препараты:
лобно-шейная методика наложения электродов аппарата «ЛЕНАР»
Работа воспитателя с дизартриками
1.Применять формы и методы работы по нормализации тонуса мышц:
организовывать процесс приема пищи (жевание с закрытым ртом во время еды, жевание на коренных зубах твердой пищи - кусочков яблока, мяса и пр., слизывание с тарелки); - давать необходимое количество времени ребенку для пережевывания пищи;
строить «рожицы», активно задействовав мышцы лица; - использовать контрастное умывание: горячей - холодной водой лица и рук ребенка; 2. Развивать точную моторику рук; 3. Выполнять артикуляционные упражнения ежедневно;
4. Выполнять дыхательно-голосовые упражнения в форме игр, гимнастики
5. Выполнять требования к речи педагога: *употреблять короткие предложения – 2-4 слова, особенно в общении с детьми первого года обучения; *говорить не быстро, тихо, внятно;
*выделять голосом окончания слов, предлоги; *исключать из среды общения (речевой) шумовой фон в виде посторонних звуков; 6. 6 . Следить за признаками утомления ЦНС ребенка.