Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Дидактические игры в работе логопеда ДОУ"»
Дидактические игры и упражнения по лексическим темам
«Одежда», «Обувь», «Головные уборы».
Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме упражняются в словообразовании и словоизменении. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных учреждений, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях. Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме. Задачи: - проверить знания, умения и навыки детей по теме; - учить применять их в практической деятельности – игре; - воспитывать интерес к речевым играм.
Игра «Чья одежда – мамина или Танина?»
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных. Игровой материал. - картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви - картинки двух шкафов: Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды. Ход игры: Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам. - Это длинное платье мамино. - Это синее платье Танино. - Эта розовая блузка Танина. - Эта белая блузка мамина. - Эти чёрные брюки мамины. - Эти сиреневые брюки Танины. - Эта пышная юбка Танина. - Эта узкая юбка мамина и т.д.
Игра «Подбери признак»
Цель: упражнять в подборе прилагательных к существительным. Ход игры: Ребёнок называет предмет одежды, а затем подбирает признаки к данному предмету одежды, например, платье – красивое, длинное, вечернее, нарядное. Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков.
Игра «Назови ласково»
Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-. Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например, - У мамы платье, а у Тани … платьице. - У мамы туфли, а у Тани … туфельки. - У мамы брюки, а у Тани … брючки. - У мамы куртка, а у Тани … курточка.
Игра «Что из чего?»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных. Ход игры: Взрослый сообщает: - У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды. - Платье из шёлка (какое?) – шёлковое. - Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная. - Сапоги из кожи (какие?) – кожаные. - Сапоги из резины (какие?) – резиновые. - Пальто из драпа (какое?) – драповое. - Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.
Игра «Один - много»
Цель: формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа. Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет одежды со словом много, например, - У мамы одно платье, а у Тани много платьев. - У мамы одна юбка, а у Тани много юбок...
Игра «Два – две»»
Цель: упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными. Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы: - О чём можно сказать два? - Два платья, два пальто, два плаща… - О чём можно сказать две? - Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…
Игра «Считай и называй»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными. Ход игры: Взрослый показывает карту с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов и предлагает ребёнку помочь Тане сосчитать вещи.
Например, Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок. Одна куртка, две куртки … пять курток. Одна пара сапог, две пары сапог, три пары сапог … шесть пар сапог.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов). Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку ответить наоборот: Чистые ботинки – … грязные ботинки; Новые сапоги – … старые сапоги; Широкая юбка – … узкая юбка; Длинное пальто – … короткое пальто; Белый пиджак – … черный пиджак.
Игра «Разложи по полочкам»
Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов. Ход игры. Взрослый показывает картинку шкафа с полками и сообщает: - Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в нём имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.
Дети раскладывают картинки и объясняют: - шапку я положу на верхнюю полку, потому что это – головной убор; - кофту положу на среднюю полку, потому что это – одежда; - тапки положу на нижнюю полку, потому что это – обувь ….
Игра «Мой, моя, моё»
Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё. Ход игры: Взрослый раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё». Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм… Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка … Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки… Моё (что?) – платье, пальто…
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание. Ход игры. Взрослый показывает ребёнку картинки, просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.