«Коррекция речевых нарушений у детей и рекомендации педагогам по их преодолению»
«Коррекция речевых нарушений у детей и рекомендации педагогам по их преодолению»
Нарушения речи- одно из самых распространенных явлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Нарушения речи у школьников связаны с разными причинами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.
Иногда у школьников отмечаются бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, несформированность звукопроизношения, неполноценность фонематического восп- риятия. Это приводит к тому, что ребенок не может четко, полно и правильно излагать свои мысли. Приводятся практические рекомендации по работе со звукопроизношением, словарем, грмматическим построением речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Коррекция речевых нарушений у детей и рекомендации педагогам по их преодолению»»
«Коррекция речевых нарушений у детей и
рекомендации педагогам по их преодолению»
Нарушения речи- одно из самых распространенных явлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Нарушения речи у школьников связаны с разными причинами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения учащихся.
Иногда у школьников отмечаются бедность словарного запаса, нарушения грамматического строя и связной речи, несформированность звукопроизношения, неполноценность фонематического восп- риятия. Это приводит к тому, что ребенок не может четко, полно и правильно излагать свои мысли.
Некоторые недостатки речи могут быть вызваны болезненными явлениями: неправильное строение или нарушение подвижности органов речи, снижение слуха или зрения, нарушение нервной системы у ребенка. В других случаях недостатки речи являются следствием педагогической запущенности: с ребенком мало общались, окружающие близкие имеют плохую речь, на нарушение не обращали внимания, считая его обычной «детскостью» речи. Своевременно не преодоленные фонетические своеобразия детской речи в школьном возрасте уже имеют устойчивый характер и труднее поддаются исправлению, так как у ребенка сформировался и закрепился навык неправильного произношения звуков. Как правило, нарушения речи у школьников имеют ту же картину, что и у детей более младшего возраста. И только в единичных случаях может быть, что в дошкольном возрасте у ребенка все в порядке, а в период школьного обучения появилось нарушение речи.
При всем разнообразии имеющихся у школьников речевых нарушений условно выделяются группы детей с фонетической или фонетико-фонематической недостаточностью; к таким нару- шениям относятся дислалии механическая и функциональная, ринолалия и дизартрия. Другую сводную группу составляют дети с общим недоразвитием речи ( алалии, ринолалия, дизартрия).
Расстройства письменной речи (чтения и письма) у школьников с нарушениями речи – явление очень распространенное. Оно обусловлено нарушениями устной речи детей, несформированностью у них языковых обобщений: фонематических, морфо- логических и синтаксических.
Дети с речевыми нарушениями, которые не имели достаточного стажа полноценного речевого общения, не проделали в дошкольном возрасте необходимой для усвоения грамоты работы по анализу и синтезу языкового материала разного уровня (звуковой состав, словарный запас, грамматический строй, связная речь), неминуемо оказываются неуспевающими.
Общая готовность к школьному обучению предполагает целостное, гармоничное развитие ребен- ка, у которого должны быть развиты все, а не отдельные стороны личности. Недоразвитие любой сферы ( умственной, эмоционально-волевой, практически действенной, речевой) может стать причиной неус- певаемости в школе.
Поступление в школу ребенка, плохо к ней подготовленного по речи, имеет неблагоприятные последствия для дальнейшего развития, если не будут приняты необходимые психолого-медико-педагогические меры. Такие дети из-за несформированности звуковой и лексико-грамматической сторон речи оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике.
В нашей школе в зависимости от тяжести речевого нарушения дети школьного возраста получают разного вида логопедическую помощь. Логопедические занятия проводятся параллельно со школьным обучением, в дополнение к нему, но ни в коем случае не дублируют работу учителя класса. Это коррекционно-развивающие занятия.
В задачи логопункта школы входит исправление нарушений устной и письменной речи учащихся, пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей, своевременное выявление нарушений и предупреждение возможных вторичных нарушений в структуре дефекта ребенка, вызванных имеющимся нарушением речи.
Наряду с восполнением в развитии речи на логопедических занятиях у ребенка формируются полноценные знания, умения и навыки в области языка. В результате ситуации постоянного неуспеха у ряда учащихся возникает отрицательное отношение к учению, поэтому на коррекционных занятиях проводится работа, направленная на стимулирование развития познавательной активности детей, на формирование приемов умственной работы, необходимых для овладения грамматикой.
Важнейшее значение для преодоления имеющихся у детей нарушений имеют их своевременное выявление и правильная диагностика, контакт логопеда с учителем класса, где обучается ребенок, с родителями. Таким комплексным подходом обеспечивается успешность проводимого коррекционно-воспитательного воздействия. Я приглашаю родителей на логопедические занятия. Для них провожу беседы в «Маминой и папиной» школе, в которых раскрывается имеющийся у ребенка дефект и пути его преодоления, даются рекомендации, советы родителям..
Крайне важным является развитие речевой активности школьников. Дети даже с незначительными нарушениями речи порой отличаются пониженной коммуникабельностью. В связи с этим на логопедических занятиях создаются разные ситуации общения, активизирующие не только речевую, но и речемыслительную деятельность школьников. Ведется работа над всеми звеньями процесса порождения речевого высказывания: у учащихся развивается мотивированность речевого действия, формируется предвосхищение его конечного результата. Я учу ребят планировать, отбирать лексику, знакомлю с грамматическим строем языка, операциями контроля; учу рассуждать и давать развернутые умозаключения, выводы. Этим обеспечивается совершенство коммуникативной и обобщающей функцией речи.
Коррекционная работа с учащимися проводится в течение всего учебного года в разных формах: индивидуальная, фронтальная (с подвижным составом групп, в которые объединяются школьники, имеющие примерно одинаковые нарушения речи). На логопедических занятиях уточняется произношение звуков, развивается фонематическое восприятие, ведется работа над словарем и грамматическим строем, над связной речью, чтением, письмом. При этом вся работа пронизана психотерапевтической направленностью, ведется с учетом особенностей личности ребенка, обусловленных речевым нарушением и ситуацией стойкой неуспеваемости.
У большинства детей с нарушениями речи выявляется недифференцированное представление о речевой действительности, нерасчлененность в осознании элементов речи (звук, слог, слово, предложение, текст), отставание в практическом овладении навыком языкового анализа и синтеза, что вместе с неполноценностью коммуникации создает ситуацию неготовности к овладению письменной речью.
Словарная работа с детьми направлена на расширение их пассивного и активного запаса, на уточнение понимания смысла слов, на овладение умением четко выражать свои мысли и использовать слова для построения связного высказывания. Специально организованная лексическая работа формирует у детей умения оперировать словами, выделять их смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов. Тем самым у школьника формируется монологическая речь. Ребенок учится отбирать языковые средства для построения высказывания.
Дети учатся вслушиваться в звуки речи, различать в ней гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, сравнивать слова по звукам, определять наличие и место звука в слове, различать ударные и безударные гласные, определять словесное и логическое ударение. Постепенно в ходе логопедического воздействия дети приобретают ориентировку в звуковом строе речи, овладевают правильным звукоп- роизношением и звукоразличием.
Работа с учащимися ведется с учетом возросших речевых и познавательных возможностей, дополнительно к систематическому школьному обучению. Учитывается, что ведущим видом деятельности у учащихся является не игровая, а учебная деятельность.
В нашей школе сформированы: группа с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, куда входятдети с нарушением произношения отдельных или нескольких звуков, звукосочетаний или целых групп звуков, группа с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Преодоление ФФН достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению грамотой.
Раннее выявление детей с нарушенным фонетико-фонематическим восприятием и оказание им необходимой помощи – залог успешного дальнейшего овладения чтением и письмом.
В группу для детей с ОНР отобраны дети сводной группы, общим для которых является нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне ( звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Группа детей с ОНР укомплектована с учетом возраста и степени речевого недоразвития. Основной контингент группы составляют дети преимущественно с 3 уровнем общего недоразвития речи.
Развитие речи при ОНР в ряде случаев идет на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы.
Эффективная логопедическая помощь детям с ОНР оказывается на основании комплексного медико-психолого-педагогического воздействия.
В группу ЗПР собраны дети с синдромом временного отставания развития
психики в целом или отдельных ее функций ( моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Основная форма ЗПР данной группы обусловлена психическим и психо-физическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы).
У учащихся данной группы часто наблюдается отставание в развитии речи, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции.
Характерной особенностью у них является выраженное нарушение функции активного внимания.
Нарушение внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости. Эти дети испытывают наиболее выраженные затруднения в усвоении навыков чтения и письма. И таких детей у нас большинство.
А сейчас я хочу остановиться на тех рекомендациях и практических советах, которые предлагаю всем педагогам дошкольного и начального обучения использовать в своей работе.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [C’]
Проговори «слова-друзья» тройками
Сок – сом – сон ;
Стол –сток – стоп;
Оса – лиса – роса;
Фикус – минус – вирус;
Фокус – глобус – автобус;
Носок – песок – кусок;
Маска – каска – пляска;
Весы – носы – усы;
Кокос – покос – насос.
Повтори чистоговорки
Са-са-са – самокат, сова, лиса.
Сы-сы-сы – косы, волосы, усы.
Со-со-со – сода, соболь, колесо.
Су-су-су – суп, посуда, путасу.
Ас-ас-ас – масло, паста, ананас.
Ис-ис-ис – кипарис, Борис, ирис.
Ос-ос-ос – нос, колос, абрикос.
Ус-ус-ус – вкус, автобус, карапуз.
Аса-аса-аса – колбаса и касса.
Осы-осы-осы – волосы и косы.
Усы-усы-усы – сарафан и бусы.
Аска-аска-аска - ласка, маска, каска.
Мы учим звук С
Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са,
Стол, самолет, сковородка, лиса,
Санки, смородина, миска, носок,
Сыр, самокат, абрикос, колосок,
Стул, снеговик, самосвал, колбаса,
Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са.
Звучалка
Мы со звуками играем:
С-С-С – мы повторяем.
Мы стараемся, свистим:
Стоп! – и снова посвистим.
Произносим С в слогах,
Произносим С в словах:
Са-са-ас – ананас,
Сы-сы-ис – кипарис.
Со-со-ос – абрикос.
Сэ-сэ-эс – интерес.
Автоматизация звука Ш
Повтори чистоговорки
Ша-ша-ша – шапка, шахматы, лапша.
Ши-ши-ши – шина, шило, камыши.
Ше-ше-ше – шея, пешка, атташе.
Аш-аш-аш – шар, машина, карандаш.
Шу-шу-шу – Маша кушает лапшу.
Ши-ши-ши – кашу ешьте, малыши
Ше-ше-ше – шепчет Шура в шалаше.
Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.
Мы учим звук Ш
Мы учим звук Ш: ша-ша-ша, ши-ши-ши,
Шумно «шипят» малыши:
Лошадь, машина, мышка и кошка,
Пушка, мартышка, уж и окошко,
Шишка, лягушка, шубка и чашка,
Шапка, кукушка, шиповник и кашка,
Крышка, кушетка, шкаф и ромашка,
Мишка, катушка, мальчишка и шапка.
Мы со звуком Ш играем
Мы со звуком Ш играем
И картинки подбираем:
Карандаш, машина, книжка,
Шляпа, бабушка, малышка,
Ландыш, дедушка, подушка,
Мишка, шортики, лягушка.
Найди лишний предмет
Погремушка, шарф, машинка, пушка (лишний шарф, потому что это одежда, а погремушка, машинка и пушка – это игрушки).
Ромашка, матрешка, гармошка, неваляшка (лишняя ромашка, потому что это цветок, а матрешка, гармошка и неваляшка – это игрушки).
Шарф, шапка, галоши, шуба (лишни галоши, потому что это обувь, а шапка, шуба и шарф – это одежда).
Лошадь, кукушка, морж, кошка (лишняя кукушка, потому что это птица, а лошадь, кошка и морж – это животные).
Угадай, что в шелковом мешке?
Инструкция: Ребенок должен нащупать предмет в мешочке и назвать его, не вытаскивая. Например: «В шелковом мешке – мишка»(карандаш, шарик, камешек, шнурок, лягушка, неваляшка, губная гармошка, погремушка, матрешка).
Инструкция: «Пароход и лодка отправляются в плавание. Помогите загрузить их, но помните, что они необычные: пароход перевозит только такие грузы, в названии которых есть звук [р], а лодка – в названии которых есть звук [л]».
Для игры используются предметные картинки.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКИ
Развитие ассоциаций.
Инструкция: «Я буду называть слова, а ты в ответ назови первое слово, которое вспомнишь (или какое придет в голову)». Слова называются по одному.
Игра «Волшебное дерево» (для актуализации связей слов)
На доске макет дерева, у детей – карточки с изображением символов, обозначающих разные части речи.
Инструкция: «Я называю слово, а вы находите соответствующий символ и помещаете его на дерево (квадрат – существительное, треугольник – глагол, круг – прилагательное).
Дифференциация грамматического значения одушевленности –неодушевленности..
Игра «Кто? Что?»
Инструкция: «Подбери как можно больше картинок (существительных) к названию действий (глаголу).» Например: бежит (кто?) – кошка, девочка, (что?) – река, молоко; идет (кто?) – медведь, бабушка, (что?) – снег, дождь; стоит (кто?) – дедушка, собака, (что?) – поезд, диван.
Дифференциация падежных значений имени существительного
Игра «Будь внимательным». (соотнесение заданного вопроса с соответствующей картинкой или предметом)
Инструкция: «Подбери как можно больше картинок (предметов), отвечающих на предлагаемые мной вопросы и ответь на них.»
Например: «Что можно шить?» - «Рубашку, брюки, пальто»; «Чем можно шить?» - «Иголкой, нитками»; «Кого можно угощать?» - «Девочку, мальчика»; «Чем можно угощать?» - «Конфетой, пряником»; «Что принесли детям?» - «Карандаш, ручку, торт, машину»; «Чему радуются дети?» - «Торту, конфетам, соку, машине» и т.д.
Дифференциация форм среднего и женского рода существительных.
В импрессивной речи.
Игра «Умная стрелка».
Дидактический материал – «волшебные часы», на которых вместо цифр наклеены картинки (кольцо, иголка, кошка, яйцо, гнездо, пирамида, собака, машина, зеркало, яблоко, ромашка,окно).
Инструкция: «Направь волшебную стрелку на картинку, о которой можно сказать: а) оно, б) она».
В экспрессивной речи.
Игра «Ловкий мяч».
Дидактический материал – картинки на наборном полотне (колесо, лопата, гнездо, машина, яблоко, кресло, утка, яйцо, лампа, шишка и т.д.)
Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем с «ловким» мячом. Я кину тебе мяч и скажу слово «оно» или «она», а ты выберешь картинку или предмет, которые соответствуют этому слову и, назвав, вернешь мне мяч обратно.
Например: «она» - лопата; «оно» - гнездо».
Дифференциация форм мужского, женского и среднего рода существительных
Игра «Умники и умницы».
Дидактический материал – слова (девочка, муравей, вода, окно, сосна, дуб, яблоко, платье, лампа, конь,, мышка, белка, кресло, шалаш, мама, гнездо, папа, море, дедушка, слон, лошадь и т.д.)
Инструкция: «Я произношу слово, а вы подставляете к нему слова он, она или оно и составляете с ним предложение.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
Дифференциация единственного и множественного числа существительных именительного падежа
Игра «У меня – у тебя»
Инструкция: «Я называю существительное в единственном числе и бросаю тебе мяч, а ты произносишь форму множественного числа этого существительного и возвращаешь мне мяч.»
Процедура и инструкция. Логопед выкладывает перед ребенком карту, предметные картинки и говорит: «Давай поиграем. Представь, что в Африке случилось несчастье – там заболели звери. Доктор Айболит поехал к ним и помог им вылечиться. Теперь посмотри на картинки с изображением зверей. Отбери из них лишь те, на которых ты видишь обитателей Африки. Разложи картинки на карту Африки. После выполнения задания логопед задает вопросы: «Кто изображен на этих картинках ? (Ребенок называет обитателей Африки). Кому же помог вылечиться доктор Айболит ? (Крокодилам, львам, ..,)».
Рекомендуемая литература для родителей
Волина В. В. “ Учимся играя” М., 1994
Волина В. В. “Праздник числа” М., 1994
Парамонова Л. Г. “Правописание шаг за шагом“ С – П., 1998
Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех “ Минск 1997
Лопухина И. С. “ Логопедия, речь, ритм, движение “ С – П., 1999
Загадки, пословицы, кроссворды для детей
Игры в логопедической работе. Волгоград, 2012
Используемая литература
“Логопедия” под ред. Л.С. Волковой М., 1989
Парамонова Л. Г. “ Правописание шаг за шагом “ Псков, 1998
Садовникова И. Н. “ Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников“, Москва, 1992, 2003