Просмотр содержимого документа
«Коррекция произносительной стороны речи у детей с речевыми нарушениями»
Коррекционная работа построена с учетом принципов, разработанные Р.Е. Левиной и составляющие метод логопедической науки:
Принцип связи речи с другими сторонами психического развития. Для его реализации коррекционное воздействие осуществлялось не только на речевую деятельность, но и на неречевые процессы, личность ребенка в целом.
Принцип системного подхода. Произносительная сторона рассматривается как система, включающая ряд компонентов, на развитие которых направлена коррекционная работа (развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, звукопроизношения, просодики).
Принцип развития. Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Непосредственным результатом нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией является ограниченная подвижность органов речи. Затруднения в артикулировании вызывают недостатки произношения, выраженные в разной степени. Анализ аномальных проявлений, проведенный с учетом законов развития, позволяет видеть в них не простую смежность, а закономерную связь. Одно проявление может явиться следствием или причиной другого. Таким образом, следует различать первооснову нарушений и проявляющиеся в развитии следствия их. Коррекционная работа должна быть направлен не только на следствие нарушения – дефекты звукопроизношения, но и на их первопричину – нарушения артикуляционной моторики.
Коррекционно-логопедическая работа проводится на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Работа строится дифференцированно с учетом специфики речевого нарушения и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Коррекционно-логопедическая работа осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными. К практическим методам относятся упражнения (подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие), игры и моделирование. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание схем, профилей, показ образца задания, способа действия. Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.
Система преодоления нарушений произносительной стороны речи включает следующие направления работы:
- развитие правильного речевого дыхания и формирование направленной ротовой воздушной струи;
- нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата, развитие артикуляционной моторики;
- формирование фонематических процессов – фонематического восприятия, анализа и синтеза;
- воспитание правильной артикуляции звуков, их автоматизация в различных фонетических условиях произношения и самостоятельной речи, дифференциация с акустически и артикуляционно близкими звуками;
- коррекция просодической стороны речи.
Коррекционная работа состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного. В работе используются упражнения, описанные в работах О.С. Бот, Т.В. Волосовец, Л.В. Лопатиной, Н.И. Озерецкого, М.Ф. Фомичевой и др.
Основная цель подготовительного этапа коррекционно-логопедической работы: коррекция речевого дыхания, нормализация мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитие произвольных движений мимической мускулатуры, формирование артикуляторных умений и навыков, формирование кинестетической основы движений руки.
На занятиях используются игровые задания на различение высоты (развитие звуковысотного слуха), силы и тембра голоса. Предлагается узнать говорящего по голосу, его местонахождения и качество звучания голоса. Развивали у детей способность правильно слышать ритмический рисунок слова.
Затем формируются у детей различение правильно и искаженно произнесенного звука. Эта работа начинается с распознавания дефектного произношения, отличающегося от собственного, в чужой речи (взрослого или ребенка).
Коррекция речевого дыхания. Применяются традиционные статические и динамические дыхательные упражнения: дутье на ватный шарик, полоски бумаги, шарики из фольги разного диаметра и др.; сдувание со стола или ладони мелких предметов и др.
Для дифференциации носового и ротового дыхания применяются упражнения: вдохи и выдохи через нос, вдохи и выдохи через рот, вдохи через нос и выдохи через рот, вдохи через рот и выдохи через нос и др., которые предлагались в игровой форме.
Принимая во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферы ребенка, со всеми детьми проводится работа по развитию моторики артикуляционного аппарата: специальные упражнения, направленные на уточнение положения артикуляторных органов во время произнесения правильно артикулируемых детьми звуков. Приемы: определение участков работающих и пассивных органов артикуляции по следам прикосновении шпателем; воспроизведение артикуляционной позиции сохранных звуков; утрированное произношение сохранных звуков; удержание артикуляционной позы в течение 5-7 секунд; словесное описание артикуляционного уклада заданного звука; показ отдельных элементов артикуляции на схеме.
При формировании кинетической основы артикуляторных движений основное внимание уделяется упражнениям, направленным на выработку необходимого качества движений: объема, подвижности органов артикуляционного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении.
На подготовительном этапе проводятся упражнения на формирование кинестетической основы движений руки. Кистям и пальцам рук детей придавались различные позиции, которые ребенок воспроизводил с закрытыми глазами (или за экраном). Упражнения дифференцируются в зависимости от типа преобладающего тонуса.
Целью второго этапа являются формирование у детей первоначального умения правильно произносить звуки на специально подобранном лингвистическом материале. Задачи данного этапа: постановка звуков, нормализация голосовых модуляций, координация дыхательных и фонационных кинестезии.
Работа над гласными проводится в последовательности: [э], [и], [ы], [о], [у]. Такой порядок формирования гласных звуков позволяет включить в работу, активизировать разные части паретичного языка. Известно, когда губы принимают положение наподобие улыбки, что отмечается при артикуляции [и, э, ы], то работает передняя часть языка. Когда губы выдвигаются вперед, как при [о, у] - задняя часть языка.
Параллельно с закреплением поставленных звуков проводится работа по совершенствованию просодической стороны речи. Дети произносят, а затем пропевают поставленные гласные изолированно, потом в сочетании по 2, 3 звука на одном выдохе, изменяя голос по силе и высоте, что способствовало расширению диапазона голоса, его модуляций, координации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата.