Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: "Развитие речи дошкольников методом наглядного моделирования"»
Развитие речи дошкольников методом наглядного моделирования.
Одной из основных задач дошкольного образования является, обучение воспитанников связной речи, то есть умению четко, последовательно и грамотно излагать свои мысли.
Работая с детьми с речевыми патологиями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду, постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, процесс усвоения детьми нового материала. Для их высказываний, пересказов, различных видов рассказов характерны: нарушения связности, последовательности изложения, смысловые пропуски. Дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные моменты сюжета и обеднять содержательную сторону речи. У таких детей недостаточно устойчивое внимание, ограниченные возможности ее распределения.
Одним из наиболее перспективных направлений процесса обучения и развития речи у детей дошкольного возраста, является использование наглядного моделирования.
Моделирование- это процесс применения наглядных моделей. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. Доступность этого метода для дошкольников определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т. п.).
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:
- использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес;
- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
- применяя моделирование, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Сегодня мы остановимся подробнее на использовании наглядного моделирования в формировании связной речи у детей дошкольного возраста
Модели условно делятся на три группы
1. Предметные. Они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции (макет аквариума, Земли, природных зон «Север», «Лес»)
2. Предметно-схематические модели. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Примером простой предметно-схематической модели может служить модель для раскрытия понятия о покровительственной окраске, как проявлении связи животного со средой обитания (лист картона определенной расцветки и фигура животного: если их цвета совпадают, то животное не видно).
3. Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
Одним из видов графических моделей является мнемотехника. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа, мнемотехнику называют также символической аналогией, графической аналогией, пиктограммами.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Модели многофункциональны. Они могут использоваться в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности.
Важно помнить, что применение графической аналогии требует учета возрастных особенностей детей
Одна из основных задач массовых и специальных дошкольных учреждений - обучение детей связной речи, то есть умению четко, последовательно излагать свои мысли. Т. Ткаченко попыталась разработать систему занятий для детей, облегчающие процесс становления связной речи. Т. Ткаченко решила обучать детей самостоятельному высказыванию с помощью схем. Она разработала схемы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, животных, временах года, об овощах и фруктах.
Наглядность можно использовать не только при обучении пересказу и составлению описательных рассказов, но и при автоматизации звуков в связных текстах, заучивании стихотворений.
Использование данных схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольников массовых и логопедических групп овладению этим видом связной речи. Кроме того наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными и последовательными.
Данные и аналогичные схемы можно использовать не только для составления описательных рассказов. Но и для сравнительных рассказов, придумывание загадок о предметах, а так же в таком важном сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.
Таким образом, наглядное моделирование-это одно из перспективных направлений в процессе обучения детей связной речи.
Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи грамматических категорий, развитию понимания грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.
При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, волнистая линия вместо прилагательного) в моделях предложений, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описательных предметов, а так же выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа.
Использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение этим видом связной речи. Кроме того наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими и последовательными.
Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.
Литература:
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.
Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. // Логопед 2008, № 4, с. 102-115.
Расторгуева Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2002, № 2, с. 50-53.
Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12.
Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – СПб., 1997.