kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей "Обучение детей звуковому анализу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В консультации для родителей рассказывается, зачем и как обучают ребёнка в детском саду звуковому анализу слов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Обучение детей звуковому анализу"»

Консультация для родителей
«Как обучают детей звуковому анализу слов»

При обучении грамоте в детском саду детей знакомят со звуками и с буквами родного языка.

При обучении письму ребёнка учат звуковому ана­лизу устной речи, то есть мысленному расчленению слова на составляющие его слоги, а слоги– на звуки, установление количества и последовательности звуков в слове.



Уважаемые родители, помните:

1. Звуки мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.



Звуки бывают гласными и согласными.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы, а гласных букв – 10, есть ещё четыре «йотированные гласные», Я, Ю, Е, Ё. Со звуковым анализом слов с йотированными гласными дети познакомятся в школе.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом: . Гласные звуки можно петь, при их произнесении нет преграды воздуху.

Согласные звуки петь нельзя.

Согласные произносятся с преградой для воздуха. Преграду создают язык, который прижимается к зубам или нёбу, и губы.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими.

Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда мы произносим  глухой звук, голос спит.

Глухие согласные звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.



При произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие согласные звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

В детском саду звонкие звуки мы обозначаем фишками с изображением колокольчика, а глухие – без колокольчика. Когда мы делаем звуковой анализ слов в тетради, глухость и звонкость согласных не обозначаем, но обязательно проговариваем.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Твёрдые звуки: Б, В, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х мы обозначаем синим цветом: . Эти согласные имеют пару – им соответствуют мягкие согласные, которые произносятся так: Бь, Вь, Дь, Зь, Кь, Ль, Мь, Нь, Пь, Рь, Сь, Ть, Фь, Хь. Мягкие согласные звуки мы произносим мягче, часто с улыбкой, и обозначаем зелёным цветом: .

На письме мягкость согласного звука обозначается не только мягким знаком. Если после мягкого согласного есть гласный звук, в таких слогах мы пишем гласные буквы Я, Е, Ё, Ю, И.

Если в слоге согласный произносился твёрдо, после него появляются гласные буквы А, О, У, Ы, Э.

Например, в слове «мышка» первый звук звучит твёрдо: «М». После буквы м пишем гласную букву ы. В слове «мишка» первый звук звучит мягко. После буквы м пишем гласную букву и.

То же самое в словах «мама» и «мячик». В слове «мама» первый звук твёрдый. После буквы м пишем гласную а. В слове «мячик» первый звук произносим мягко, после буквы м пишем гласную букву я.

Есть звуки, которые всегда мягкие: Й, Ч, Щ. Всегда твёрдые: Ж, Ш, Ц. После них гласные буквы пишутся в соответствии с правилами русского языка.

Если при обучении грамоте и письму основное внимание уделяется звуковому анализу, ребёнок привыкает писать «так, как слышит». Если мы объясняем ребёнку, что слова мы пишем в основном не так, как слышим, а по правилам (например, мы произносим «марос» а пишем «мороз») и обращаем внимание на написание таких слов, звуковой анализ вреда не принесёт. Поэтому обязательно уделяйте время играм с буквами: разрезной и магнитной азбукой, выкладывайте вместе с ребёнком слова из букв. В то же время, если ребёнку нравится писать слова и он делает это с ошибками, не ругайте его. Ребёнку будет нравится писать и читать, если его хвалят и восхищаются его успехами, а не ругают.

Примерные задания.

Выложить схему слова КОТ.

- Сколько слогов в слове КОТ? В слове КОТ один слог: хлопаем один раз и проговариваем «КОТ». Если ребёнок хлопает два раза: КО-Т, останавливаем и объясняем, что согласный звук от слова отрывать нельзя. Рисуем длинную черту: кот - это слово. Под длинной чертой рисуем короткую: в слове КОТ один слог.

Сколько звуков в слове КОТ? (в слове КОТ три звука: К, О, Т), рисуем под короткой чертой три кружка.

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

- Каким цветом на схеме обозначим звук [К]? (Синим).

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким цветом на схеме обозначим звук [О]? (Красным).

- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким цветом на схеме обозначим звук [Т]? (Синим).

- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

К О Т







Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звуки речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

При обучении чтению в детском саду буквы называем по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Список используемой литературы.

1.    Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.

2.    Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для родителей "Обучение детей звуковому анализу"

Автор: Поскотинова Ольга Александровна

Дата: 13.05.2020

Номер свидетельства: 549535

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»."
    ["seo_title"] => string(67) "konsultatsiia_dlia_roditelei_rechevaia_gotovnost_rebenka_k_shkole_3"
    ["file_id"] => string(6) "616489"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1667329177"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Консультация для родителей: «Обучаемся грамоте играя»"
    ["seo_title"] => string(55) "konsultatsiia_dlia_roditelei_obuchaemsia_gramote_igraia"
    ["file_id"] => string(6) "653436"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1719114157"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Сообщение для родителей на тему "Диагностика готовности первоклассников к обучению""
    ["seo_title"] => string(87) "soobshchieniiedliaroditielieinatiemudiaghnostikaghotovnostipiervoklassnikovkobuchieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "267730"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450449781"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Презентация к сообщению для родителей на тему "Диагностика готовности первоклассников к обучению""
    ["seo_title"] => string(103) "priezientatsiiaksoobshchieniiudliaroditielieinatiemudiaghnostikaghotovnostipiervoklassnikovkobuchieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "267733"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450450090"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Консультация для родителей (воспитателей): "Подготовка детей старшего дошкольного к обучению грамоте"."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_vospitatelei_podgotovka_detei_starshego_doshkolnogo"
    ["file_id"] => string(6) "581229"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1621694603"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства