Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Дислексия и ее пути решения»»
Консультация для родителей «Дислексия и ее пути решения»
Что может быть причиной обращения к психологу?
Например.Ребенок:
- С большим трудом читает, пишет, плохо осваивает орфографию;
- Часто не понимает прочитанное им самим;
- При чтении вслух путает буквы, меняет их местами, угадывает слова не читая их;
- С трудом складывает простые числа (плохо знает таблицу умножения);
- Путает лево и право (плохо ориентируется в пространстве);
- Испытывает трудности с точной координацией движений;
- При чтении часто трет глаза, испытывает головную боль;
- Очень быстро устает;
- Обладает плохим почерком, буквы прыгают, наползают друг на друга;
- Успешен по одному предмету на фоне крайне низких показателей по остальным;
- Предпочитает компанию старших его по возрасту;
- С большой неохотой ходит в школу и в класс в частности.
По отдельности эти трудности не являются признаками дислексии.Они могут возникать при:
- переживании травмирующего события (я имею в виду переезды, общий наркоз, смерть близких, насилие, шок от увиденного или услышанного, угроза жизни ребенку или другим людям находящихся в поле зрения ребенка, развод);
- механических повреждениях мозга, как сопутствующие симптомы при СДВГ, аутизме, при различных формах умственной отсталости.
И этот список можно продолжить. Поэтому давайте для начала разберемся что такое дислексия и как ее отличить от всего остального.Сразу разграничим: отставание в чтении вследствие низкой обучаемости причинами которой могут быть механические, органические поражения зон мозга или заболевания. И специфическая неспособность овладеть чтением при нормальном уровне обучаемости.
Рассмотрим ребенка с дислексией в школе. Для преподавателей такой ребенок создает проблемы. Более того традиционные методы обучения, применяемые в системе образования, - не совсем подходят для него. У него возникает скука, рассеянное внимание, предпринимаются попытки себя «развлечь» - и это в случае скорректированной дислексии. При не скорректированной ребенок за частую воспринимается как трудный упрямый ленивый глупый, невнимательный. Дело в том, что на сегодняшний день учителям не дается и не разъясняется как выявить дислексию и что делать с ребенком с такой особенностью.
Как следствие, учитель столкнувшись с таким поведением ставит в известность родителей. Описывая поведение ребенка говорит о невнимательности, нежелании читать и писать лени упрямстве. Внимание ребенка обращают на его поведение. Родители желая помочь,говорят:
«дорогой старайся лучше и у тебя получится, я уверена»
«ты же умница у тебя все получится»
«вот постарайся и ты увидишь»
«у меня тоже было я справилась»
«давай я помогу, а дальше сам».
Эти послания моти. В случае с дислексией они действуют во вред.
Потому что прогнозированного улучшения не наступает. Как следствие у ребенка возникает негодование, обида, недоверие к другим, а дальше неверие в себя. Очередная попытка что-то изменить, поиск способа если не преодолеть тохоть скрыть ситуацию выступает решением проблемы. На первых этапах. Например 1-2 класс это удается ребенку. В дальнейшем программа усложняется и у ребенка уже не получается скрыть и изворачиваться. И тогда начинается уже более интенсивная работа но не с дислексией, а с внешними явлениями, а именно: ленью, невнимательностью, упрямством, непослушанием. Так как они уже закреплены у ребенка. Учителя и родители имеют факты их подтверждающие. А ребенок обижается, протестует, спорит, категорически отказывается под любым предлогом читать, считать, писать, не хочет учится, отказывается ходить в школу. Еще больше убеждая всех в том что он безусловно упрям, ленив, глуп и т. п. Чаще всего происходит именно так.
Реже, столкнувшись с такими трудностями,ребенок формирует механизмы компенсации такие как: спросить о материале у друга, списать, брать не знаниями а творческими или спортивными достижениями, достижения в математике перекрывать неумением правильно писать и наоборот, зазубривание, зрительное запоминание как пишутся слова без понимания их смысла, правильное написание слов без понимание смысла, гипперконцентрация в следствии которой возникают головные боли. В возрасте 12-13 лет и старше у ребенка с дислексией они наблюдаются очень часто.
Так ребенок находит выход, вопрос в том каковы последствия. Не стоит забывать что то, что он якобы «трудный, ленивый или глупый» остается с ним. И здесь уже вопросы к самооценке ребенка и к тому как он себя видит.
Итак,резюмируя: симптомы есть, а причины установлены неверно. С взрослением положение ухудшается. На дислексию наслаивается: низкая мотивация, нежелание учится, ходить в школу, низкая самооценка, девиантное поведение.
Как определить есть ли у Вашего ребенка дислексия?
Существует мнение, что есть специфические ошибки по которым можно определить дислексию. Это не так. В первые годы обучения ошибки есть у всех. У детей с дислексией их значительно больше и они более стойкие. Однако, на первых этапах это не выделяет их среди других, трудностей с чтением, которые успешно разрешаются в процессе обучения. Дети могут не совершать ошибок, при этом читать крайне медленно и не понимать прочитанное.
Ключевым нарушением при дислексии является устойчивая неспособность овладеть слогослиянием и позже перейти к чтению целыми словами. Знайте единого мнения по причинам возникновения дислексии и единой системы ее распознавания нет.
Основной признак дислексии - это наличие существенной разницы между уровнем интеллектуального развития (или умственным возрастом) и уровнем сформированности навыка чтения (или «возрастом чтения»).
И даже при наличии всего этого, не всегда можно говорить о дислексии. В этой связи стоит затрагивать вопросы школьной нормы и не только. Например нормы чтения которые представлены нормативами школьной программы, весьма часто нарушаютcя отдельными школами (особенно гимназиями, значительно завышая их. Следствием этого является рост случаев «нарушений чтения», которые при объективном квалифицированном обследовании специалиста оказываются возрастной нормой ребенка.
Резюмируя. Для точного определения есть ли дислексия у Вашего ребенка, Вам необходимо обращаться непосредственно к специалистам. Ими будет проведена соответствующая комплексная диагностика основанная на практических знаниях и опыте работы с детьми с дислексиейДиагностика включает в себя: интеллект внимание, память, чтение, письмо, ориентация в пространстве, ведущий способ познания мира, отношения в школьной среде, в семье.
Возвращаясь к причинам возникновения дислексии знайте:
1. Дислексия часто является семейным нарушением.
2. Склоняются к тому, что она возникает при врожденных аномалиях в развитии ЦНС. Когда левое полушарие делает то, что делает правое. Или когда происходит частичный обмен функциями между полушариями.
Теперь перейдем к методам коррекции дислексии.
Они разные и с разной степенью эффективности.
Я при построении программы работы с дислексией опиралась на теорию и методику работы с дислексией Рональда Девиса. Он сам дислексик. Он не по наслышке знает что такое дислексия. является автором многих очень действенных приемов при работе с дислексией. Я бы рекомендовала для прочтения его книгу «Дар дислексии» всем кто хочет понять, как выглядит мир глазами ребенка с дислексией и как с этим быть. Также с моей точки зрения учителям, психологам и родителям полезно ознакомится с работами Корнеева Александра Николаевича.
Если у ребенка дислексия. Напрашивается вывод о сложной постоянной борьбе и отсутствием перспектив для ребенка Это не так. Особое функционирование мозга ребенка с дислексией помимо названых трудностей приводит к тому, что Рональд Девис назвал талантом. Есть подтверждения тому, что та же самая умственная функция, которая приводит к проблемам с чтением, письмом, математикой ориентацией в пространстве и невнимательностью. Является причиной одаренности детей с дислексией.
Да, наличие дислексии не сделает каждого ребенка с дислексией гением, но с точки зрения самооценки каждому ребенку полезно знать, что его особенность не помеха тому чтобы быть талантливой успешной личностью.
Положительным является то,что:
1. Детям с дислексией не составляет труда изменять и создавать новые образы на основе уже существующих (эта способность мозга порождает креативность, нестандартность подхода к решению задач, создание нового).
2. Они остро осознают окружающую их обстановку.
3. Они более любопытны.
4. Они мыслят, в основном, образами, а не словами.
5. У них высоко развита интуиция и проницательность.
6. Они думают и воспринимают в многомерном представлении (используя все органы чувств).
7. Они могут воспринимать мысль как реальность.
8. У них яркое воображение.
Как же это проявляется и почему провоцирует такие сложности для ребенка?
Начнем с «Мыслительного процесса».Можно думать двумя разными способами: "вербальным" и "невербальным". В первом случае процесс происходит с помощью звуков или слов. Во втором с помощью мысленных образов концепций, понятий.
Человек использует оба способа, но всегда есть ведущий способ. Главное отличие - невербальная мысль значительно быстрее. Фактически, этот процесс мышления тяжело понять, потому что он происходит так быстро, что вы не осознаете его, когда его осуществляете.
Для ребенка с дислексией основным как раз и является невербальное мышление.
Применяя вербальное мышление мы думаем звуками языка. Например, вы не можете сказать, является ли предложение в русском языке утверждением или вопросом, пока вы не дойдете до его последнего слова и не увидите, что стоит после него - точка или вопросительный знак, не так ли?
Если мы применяем невербальное мышление, мы думаем формируя мысленные образы и они разворачиваются по мере чтения предложения. Образ не формируется после прочтения всего предложения. Образ имеет форму кинофильма разворачивающегося с огромной скоростью в трехмерном пространстве, с разных ракурсов и с участием всех органов чувств.
С одной стороны, это завораживает и дает много плюсов такие как, быстрота мышления, креативность, нестандартный подход. С другой является проблемой, потому что одни слова легко изобразить, другие сложно.
В целом слова можно разделить на два вида.
Первый. Слова, которые описывают реальные вещи и они не вызывают много проблем. Вы можете легко думать, используя слово слон, если знаете как он выглядит. Вы можете думать с помощью таких глаголов, как летать, спать, смотреть и им подобных, потому что Вы видели или ощущали действия, описываемые этими словами.
Второй вид слов. Слова значения которых нельзя изобразить. Если Вы знаете, как выглядит слово, это не значит, что вы можете думать с помощью этого слова. Более того когда Вы видите буквы Э-Т-О для слова это, это не значит, что Вы видите значение слова. Единственное что есть, это форма букв. Вот здесь возникает то, что в последствии мешает ребенку понять смысл прочитанного потому что смысл слова заменяется тем на что оно зрительно похоже (в написанном виде). Чем больше слов, которые не имеют образа тем сильнее путаница и тем меньше смысла в прочитанном для ребенка.
Пример. Представьте слово «книга» Представили? А теперь слово «в». Представили? При слове «книга» человек автоматически повернётся в ту сторону где у него лежит книга или что-то похожее и потом уже увидит ее и мысленным взором. Ребенок с дислексией опишет вам стол всю комнату вплоть до ковра, запахов в ней и ощущений которые возникают когда Он идет по ковру. При этом это не продукт фантазии. Это описание его мимолетного образа на слово «книга».
В случае слова «В». Человек без дислексии за частую представляет то, что видит вокруг. Если он в кабинете он посмотрит на дверь и озвучит «В»«войти в куда-то». Ребенок с дислексией увидит белое пустое пространство и в центре символ и все. Для ребенка в этом нет смысла это просто значок.
Ребенок с дислексией после прочтения и вопроса, о чем прочел,скажет: "о месте, где растет трава". У него есть изображение коня в воздухе, каменного забора, бегущего себя и покрытого травой места, но он не может связать все это в единый образ. Так слова за которыми нет образа искажают и препятствуют пониманию прочитанного.
Очевидно, что ребенок не понимает, что читает. И чаще всего ребенка это не беспокоит. Больше переживаний у него вызывает само чтение вслух, а именно правильное и быстрое чтение слов. И если попросить его прочитать снова результат будет прежним. Здесь не сработает фраза «если ты проявишь терпение и снова,то у тебя получится». Он по-прежнему не будет понимать определенные слова и ничего не изменится. Так рушится мотивация читать.
Читая важную информацию, взрослые люди с дислексией будут перечитывать материал от трех до десяти раз, прежде чем почувствуют, что они понимают прочитанное, или же они прекратят эти попытки.
В такой ситуации без коррекции у ребенок начинает формировать механизмы компенсации.
И это логично. Никто не любит делать ошибки. Процесс начинается в возрасте примерно девяти лет. Цель если не решить то научится выживать и скрывать. Почему? Это я уже озвучивала.
Примеры механизмов.
1. Алфавитная песенка.
Обычное решение – не можешь запомнить буквы, запомни песню. Так что при использовании песенки может показаться, что они знают алфавит. Каждый раз, когда они захотят найти слово в словаре, они будут прибегать к песенке. Ключевое отличие - для выделения нужного звука песню прийдется каждий раз пропевать от начала до конца.
Вторым распространенным механизмом является высокая степень концентрации.
Из всех механизмов компенсации это имеет наиболее отрицательные последствия. Не научившись концентрироваться, большинство дислектиков не способны читать вообще. Как только они научатся достигать достаточно высокой степени концентрации, они действительно учатся тому, как надо читать. Казалось бы, что плохого? А то, что длительное время находясь в гипперконцентрации у ребенка возникает головная боль. И она будет возникать каждый раз когда ребенок будет читать и пытаться понять, что он прочел. Чем больше обьем текста тем выше концентрация и тем быстрее возникнет головная боль. Трудность ребенок преодолел – читает, понимает. Вот только чего ему это стоит.
Возможна ли коррекция дислексии без участия специалистов?
В любом случае необходимы консультации у специалистов. В начале это невропатолог и офтальмолог. В дальнейшем психолог и при необходимости логопед. Чем позже выявлена дислексия тем больше времени необходимо на коррекцию. Тем сложнее достичь максимальных результатов. Чем позже тем больше ребенок обрастает механизмами компенсации, страхами, комплексами.
А сейчас я хочу предложить Вам несколько рекомендаций. Они будут эффективны в случае с дислексией. Также они полезны для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка, мелкой моторики.
1. Читать определение слов в словаре и обсуждать с ребенком их смысл. Цель этого формирование у ребенка конкретного смысла слова и в каких ситуациях его можно использовать.
2. Лепка алфавита и цифр.
3. Определение слов без смысла и лепка их смыслового значения так как видит его ребенок (в особенности таких слов как «в, на, у, это…»).
4. Совместно с ребенком находить источники любопытства в школьных занятиях.
5. Поиски решения как находится на уроке если скучно и при этом не прерывать урок.
6. При глотании окончаний и угадывании слов читать текст по буквам потом по слогам. При этом закрывать весь текст кроме буквы или слога.
Подводя итог. Дислексия как специфический процесс функционирования мозга дает ребенку преимущества. А еще создает трудности. Если с ними не работать ребенок теряет преимущества, а трудности усугубляются. Часто это приводит к катастрофическим последствиям.