Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Что такое дисграфия, дислексия»»
«Что такое дисграфия, дислексия»
Многие исследователи детской речи считают, что основным условием успешного обучения является своевременное и полноценное формирование речи. Речь представляет одно из важнейших средств развития личности в целом. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения и нарушения фонематического восприятия еще в дошкольном возрасте до того, как они превратятся в стойкий дефект. Нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений: дисграфию и дислексию. Дисграфия – нарушение процесса письма. Дислексия – нарушение процесса чтения.
Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения слоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.
При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:
Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат), а также замена графически сходных букв (Х-Ж, П-Н и др.).
Побуквенное чтение- нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно.
Искажение звуко- слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении согласных и гласных, при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках слогов.
Нарушение понимания прочитанного.
Аграмматизмы при чтении.
Существует много разновидностей этих нарушений. Подробней я хотела бы остановиться на оптической дисграфии и дислексии.
При оптической дислексии и дисграфии наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико- пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв.
При устранении таких нарушений проводится работа в следующих направлениях:
Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).
Назвать предметы по их контурам, недорисованные предметы, перечеркнутые изображения; выделить предметные изображения, наложенные друг на друга; определить, что неправильно нарисовал художник; распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры), подбор картинок к определенному цветовому фону. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников, симметричных изображений. Дополнение рисунка (предлагается нарисовать домик, справа и сверху от домика-солнце, слева от домика-забор, справа внизу нарисовать озеро, справа от забора- цветы).
Формирование буквенного гнозиса.
Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления); сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным); назвать или написать буквы, перечеркнутые допо