Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"
В системе работы по развитию речи в дошкольных образовательных учреждениях главное место отводится формированию у детей связной речи и речевого общения. Именно связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"»
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
В системе работы по развитию речи в дошкольных образовательных учреждениях главное место отводится формированию у детей связной речи и речевого общения. Именно связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание люд.
Формирование связной речи является следствием усложняющейся деятельности ребёнка и напрямую связано с развитием мышления. К концу дошкольного возраста ребёнок овладевает всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая, и отличается развёрнутостью, сложностью в лингвистическом отношении, предполагает использование полных, распространённых предложений.
Рассказывание по серии картинок является очень эффективным видом по формированию связной речи. В процессе обучения детей рассказыванию по серии картин на начальных этапах целесообразно использовать приём завершения рассказа, начатого педагогом. Применение этого приёма способствует развитию творческих способностей и фантазий детей. При обучении рассказыванию не нужно прибегать к авторитарному стилю общения, не нужно навязывать свою точку зрению. Нужно учитывать сферу развития общения детей друг с другом, со взрослыми, опираться на индивидуальные особенности детей. Это в полной мере позволит решить задачи развития речи и формирования культуры общения.
Задачи развития речи детей 2—3 лет
В семье Много разговаривать с ребенком на понятные и близкие ему темы. Учить понимать и выполнять простые инструкции. Учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты ел?» и др.). Во время игр с ребенком учить его правильно произносить звуки, разговаривать (используя речевые и внеречевые средства). Закреплять названия различных предметов (посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки и пр.); некоторые действия и взаимоотношения; признаки, обозначающие величину, цвет, вкус. Учить использовать эти слова в речи. Рассматривать предметные и сюжетные картинки. Слушать и понимать несложные рассказы по ним. Повторять рассказы по вопросам взрослого.
В дошкольном образовательном учреждении Обеспечивать положительный эмоциональный фон для игр и занятий по развитию речи. Формировать у детей умения выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси игрушку», «Поставь игрушку», «Возьми чашку», «Дай машинку», «Иди в туалет (раздевалку, спальню)», «Брось в корзину», «Ложись в кровать», «Сядь на стульчик», «Отнеси в мойку», «Спрячь в коробку»). Целенаправленно обогащать словарь детей. Упражнять в умении называть реальные предметы, объекты, явления, их изображения на иллюстрациях. Расширять словарь, обозначающий отдельные части объектов и предметов (у кошки — голова, ушки, носик, усы, спинка, лапки, хвостик; у чайника — ручка, носик; у машины — кузов, колеса и т. п.). Учить обозначать словами свои и чужие действия. Упражнять в умении соотносить словесное обозначение действия с собственными движениями и действиями с игрушками. Учить понимать действия, изображенные на картинке («Кто что делает?» — девочка прыгает, мальчик сидит, птичка летает и др.). Учить обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий). Начинать вводить слова, обозначающие состояния и настроение реальных людей и литературных персонажей (плачет, смеется; грустный, веселый и др.). Поощрять попытки повторять за взрослыми отдельные слова и фразы. Способствовать развитию грамматического строя речи. Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, под, рядом, сзади). Следить за правильным изменением слов (по числам, падежам, временам). Помогать согласовывать слова в предложениях. Поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных наименований (машинка, ключик, уточка и т. д.). Развивать произносительную сторону речи. Учить говорить внятно, не торопясь. Начинать развивать фонематический слух. Учить различать на слух сначала три слова с опорой на картинки (машина — мишка — мышка). Продолжать учить дифференцировать звукоподражание (выбор из 3—4 предметов или картинок) посредством игр типа «Кто тебя позвал?» («Кто тебя позвал: петушок, курочка, цыпленок (или гусь)?»). Учить дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания (ку-ку — ко-ко, ту-ту — тук-тук, ку-ка-ре-ку — ку-ку и т. д.). Способствовать развитию речевого слуха. Обозначать средствами звукоподражания и словами знакомые предметы и объекты (часы — тик-так; поезд — ту-ту-ту; машина — би-би; кошка — мяу-мяу; курочка — ко-ко-ко; корова — му-му-му; молоток — тук-тук-тук; собака — ав-ав-ав и др.). Начать подготовку артикуляционного аппарата для правильного произношения звуков родного языка. Развивать речевое дыхание. Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных) звуков. Развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении со взрослыми и другими детьми. Упражнять в умении обращаться с просьбой и предложениями (дать что-либо, поменяться игрушками) к взрослому и другому ребенку. Создавать условия, позволяющие употреблять развернутые высказывания; отвечать на вопросы, используя фразовую речь. Упражнять в пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя, с использованием различных театров (плоскостной, настольный, бибабо).
Задачи развития речи детей 3—4 лет
В семье Много беседовать с ребенком. Активизировать слова, обозначающие наименование, действие, признаки предметов. Поощрять использование слов, обозначающих материал, из которого сделаны предметы; объекты и явления природы. Следить за правильным употреблением окончаний существительных, прилагательных, глаголов во фразах. Поощрять употребление сложных предложений. Учить слушать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание. Вызывать у ребенка желание пересказывать (при помощи взрослого) знакомые сказки и рассказ
Развитие связной речи детей. Продолжать развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова; фразы; основы речевого этикета). Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении со взрослыми и с другими детьми. Упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них, используя фразовую речь. Упражнять в пересказе простых произведений с помощью взрослого, с использованием средств драматизации. Упражнять в составлении простых высказываний с элементами описания (перечисления) и повествования (динамики событий или действий). Учить детей составлять небольшие рассказы в форме диалога с использованием игрушек.
Задачи развития речи детей 4—5 лет
Развитие связной речи детей.
В семье Закладывать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону, в общественных местах и т. п. Поощрять стремления ребенка описывать понравившиеся предметы и игрушки; пересказывать понравившиеся сказки, произведения (фильмы и мультфильмы).
В дошкольном образовательном учреждении Диалогическая речь. В особых коммуникативных ситуациях упражнять детей в умении вести диалог (беседу), поддерживать и начинать его. Начать приобщать детей к правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным). Объяснять (и закреплять через личный опыт в повседневной жизни и в других видах деятельности), что языковое насыщение диалога (какие слова и выражения употребляешь, с какой интонацией произносишь фразы и реплики) зависит от того, с кем и по какому поводу идет общение. Учить детей сознательно отбирать и пользоваться языковым материалом в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание). Обучать детей быть вежливыми и тактичными в диалоге со взрослыми и с детьми. Монологическая речь. Готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию). Описание. Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия. Учить выделять объект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объект речи с соответствующими описаниями. Упражнять в умении составлять простые перечисления (объектов, качеств, свойств, состояний, действий и др.). Учить расширять высказывания описательного характера. Упражнять в составлении высказываний описательного характера, состоящих из 2—4 предложений. Повествование. Упражнять детей в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия). Упражнять в составлении простых последовательностей (какие герои появлялись, какие события развивались), которые педагог соединяет в сюжеты (с использованием наглядности, без наглядности, с частичным использованием наглядности). Учить детей составлять повествовательные высказывания путем изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказки на новый лад» — например, вспоминаем сказку «Репка», а затем ребенок рассказывает свою сказку «Свекла» («Морковка», «Редиска» и т. д.)), путем изменения или добавления отдельных эпизодов текста. Упражнять в пересказе произведений путем перевода стихотворного текста в повествовательный (прозу). Поощрять желание детей составлять собственные повес
Задачи развития речи детей 5—7 лет
Развитие связной речи детей.
В семье Обучать ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога. Показать пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону. Продолжать семейную традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских мероприятиях и др., где вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Обсуждать с ребенком совместные мероприятия. Формировать осознанное отношение к ведению диалога через ненавязчивый анализ текущего диалога (посредством вопросов «Ты внимательно слушал меня?», «Ты понял, о чем я тебе рассказал (а)?», «Что тебе непонятно?», «У тебя есть ко мне вопросы?»). Закреплять полученные в детском саду навыки по составлению связных монологических высказываний через: составление рассказов по семейным фотографиям, охватывающим определенный временной отрезок (рост малыша, летний отдых и т. п.); рассказы по сериям картинок (рассказы в картинках Н. Радлова и других художников; комиксы с доступным ребенку содержанием и т. п.); работу с иллюстрациями к непрочитанным книгам (по картинкам в книге определить, о чем она (ее главную идею); кто главные герои; с чего начинаются приключения героев; какие события в ней описаны (средняя часть), чем закончится эта история). Упражнять в составлении элементарных описаний (перечисления предметов, признаков и т. д.) через игровые упражнения типа «Наряды для Золушки» (описание фасонов одежды), «Машины будущего» (описание моделей и их функционала), «Комнаты разных героев» (описание интерьеров — комнаты в Кошкином доме, комнаты Мальвины, Заюшкиной избушки и т. п.). Поощрять попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Следить за соблюдением правил составления связных высказываний. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.
В дошкольном образовательном учреждении Диалогическая речь. Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок. Продолжать приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным). Закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях группы и детского сада. Продолжать работу по языковому оформлению реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ). Отрабатывать диалоги в театрально-игровой деятельности. Упражнять детей в умении составлять и проговаривать диалоги в игровых ситуациях (смешных, фантастических, деловых, бытовых и др.). Упражнять ребенка в вежливом и тактичном ведении диалога со взрослыми и с другими детьми. Монологическая речь. Начинать обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов. Описание. Упражнять в умении выделять и называть объект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счет дополнительных характеристик. Учить видеть и задавать элементарную логику описания отдельных объектов следующим путем: а) определением двух групп характеристик объекта (внешних: качества, свойства, признаки; внутренних: целевое назначение и функция); б) выбором последовательности подачи групп характеристик в простых описаниях. Упражнять в составлении простых описаний разными средствами (искусство, изобразительная и театрализованная деятельность, художественная литература, дидактические игры и задания и пр.). Повествование. Упражнять детей в восстановлении последовательностей в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия). Учить детей вычленять (определять) и словесно обозначать главную тему повествования (через цель высказывания, заголовок). Дать понятие о структуре повествования: зачин, средняя часть, концовка. Учить детей воспроизводить структурные компоненты знакомых произведений и собственных монологов-повествований. Закреплять умения детей составлять повествовательные высказывания путем изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказка на новый лад»), путем изменения или добавления отдельных эпизодов текста. Продолжать упражнять в пересказе произведений путем перевода стихотворного текста в повествовательный (прозу). Комбинированные высказывания. Учить составлять комбинированные связные тексты (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов). Учить составлять план (смысловую последовательность) собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.
По материалам журнала «Логопед» и интернет-ресурсов.