Дети садятся на место, им предлагается ответить на вопросы: - какие бываю звуки? (гласные и согласные) - как мы узнаем гласные звуки? (их можно пропеть) - какими бывают согласные звуки? (твердыми и мягкими) - каким цветом на схеме обозначаем мягкие согласные? (зеленым) - каким цветом на схеме обозначаем твердые согласные? (синим) Дидактическая игра «Твердый – мягкий» (выделение первого звука в слове и определение твердости - мягкости) Перед детьми лежат синие и зеленые флажки. Возьмите, пожалуйста, в одну руку синий флажок, а в другую – зеленый. Сейчас я буду произносить звуки, а вы будете поднимать флажки: на согласный твердый звук – синий флажок, а на согласный мягкий – зеленый. П, Т, Тʹ, Мʹ, М, С, Сʹ, Пʹ, К, Кʹ, Б, П, Т, Бʹ. Молодцы, вы все справились с этим заданием. А теперь задание посложнее. Сейчас я буду произносить слоги, а вы будете поднимать флажки: если слог начинается с согласного твердого звука – синий флажок, а если с согласного мягкого – зеленый. ТА, ТЯ, МА, МО, МУ, МИ, КИ, КА, НА, ПА, ПО, ПИ, НИ, НУ, ТУ. Молодцы, вы все справились и с этим заданием. А теперь самое сложное задание: Сейчас я буду произносить слова, а вы будете поднимать флажки: если слово начинается с согласного твердого звука – синий флажок, а если с согласного мягкого – зеленый. МАК – МЯЧ – КОТ – КИТ – НОТА – НИНА – НИТКА – ПЕСНЯ – ПУХ – ПОЧКА – ТОМ – ТЁМА. Молодцы, вы все справились и с этим заданием. Упражнение для совершенствования грамматического строя речи (составление простых распространенных предложений) Ребята, помните, какое сейчас время года? А теперь давайте составим предложения со словом «осень». Осенью птицы улетают в теплые края. Наступила золотая осень. Осенью звери готовятся к зиме. Осенью созревает урожай овощей. Осенью созревают фрукты. Листопад бывает только осенью. И наши воздушные шарики отправились в путешествие тоже осенью. В пути они встретили много всего интересного, и мы сейчас попробуем называть всё, что встречалось шарикам на пути, ласково: Птица – птичка Гнездо – гнездышко Солнце – солнышко Ветер – ветерок Цветок – цветочек Листок – листочек Почка – почечка Туча – тучка Ветка – веточка Облако – облачко Упражнение «Что лишнее?» (Совершенствование синтаксической стороны речи предложения с противопоставлением). - А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете приметы осени. - Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя, и объясняйте, почему. Появляются проталины, улетают в тёплые края перелётные птицы, начинается листопад, дни становятся короче. (Проталины появляются не осенью, а весной.) Опадает листва, начинается ледоход, по утрам начинаются заморозки, созревают яблоки. (Ледоход начинается не осенью, а весной. Или: Осенью начинается не ледоход, а листопад.) Животные готовятся к зиме, созревают яблоки, начинаются сильные морозы, птицы улетают на юг. (Сильные морозы начинаются не осенью, а зимой.) С крыш свисают сосульки, выпадает первый снег, листья желтеют и опадают. (Сосульки свисают не осенью, а ранней весной.) - Молодцы! Вы были внимательными, исправили все ошибки и дали объяснения. Упражнение «Назови предмет у себя и соседа» - А теперь мы поиграем. У каждого из вас карточка с изображением предмета, но вы будете называть, не только предмет, который изображен на вашей карточке, но и предмет соседа. Например: Мне досталась картинка с изображением мха, я составлю предложение: На моей картинке мох, а на Катиной – медвежонок. (карточки для работы: мост, машина, медведь, молоко, мебель, муха, малина, магазин) - Молодцы! Вы были внимательными, справились с заданием. Знакомство со звуком М. А кто заметил, что общего у всех этих слов? (Все они начинаются со звука М) Давайте попробуем определить, какой это звук, гласный или согласный? (Согласный). Как определили? (Его нельзя попеть и потянуть). Звук М может быть твердым и мягким, давайте произнесем еще раз этот звук по очереди, сначала твердо, потом мягко. А сейчас мы с вами будем определять место звука в слове. Работа со схемой и пособием «Окошки» Дети выбирают фишку, соответствующую звуку М (сине-зеленую) и выкладывают ее в «окошко» соответствующее месту звука в слове: В первое – начало слова Во второе – середина слова В третье – конец слова. Слова для работы: мак домик дом машина замок сом муха туман альбом Физкультминутка Пришло время немного отдохнуть. Становитесь в круг, сейчас мы вспомним, что знаем об осени. Осень длинными шагами приближается к домам | (идем по кругу широкими шагами) | В воздух листья поднимает тут и там, тут и там. | («поднимаем» движения ладонями снизу вверх) | То сорвет с макушки клена, | (тянемся на носочках, «срываем») | То поднимет их с земли, | (наклоняемся, «поднимаем») | То закрутит, то завертит, | («моторчик» вращаем вокруг друг друга руки, согнутые в локтях) | То фонтаном бросит их. | (резко вскидываем обе руки вверх) | Ветер тучи то разгонит, | (руки над головой разводим в стороны) | То опять пригонит к нам | (соединить руки над головой) | И дождя большие капли Смело брызнут по дворам. | (пальцами одной руки стучим по ладони другой) | Птичьи стаи улетают, | (машем руками, как крыльями) | Белка прячется в дупле. | (приседаем) | Вся природа увядает. Это осень на дворе. | (руки, растопырив пальцы, на уровне плеч. Медленно сводим вперед и опускаем) | Знакомство с буквой М. Кто мне напомнит, с каким звуком вы сегодня знакомились? (М) А сейчас я покажу вам, как выглядит эта буква. Прикрепляю изображение букв М м на доску. На что похожа эта буква? Из каких элементов состоит? Давайте пальцем в воздухе напишем эту букву, а теперь на столе указательным пальцем: Вертикальную линию, затем наклонную, с наклоном влево, наклонную, с наклоном вправо и еще одну вертикальную линию. Запомнили эту букву? Вы видите на столах счетные палочки, следующее задание: выкладываем букву М из палочек. Вывешиваю образец на доску. Сколько палочек вам понадобится для того, чтобы выложить эту букву? (Шесть). Не торопитесь, старайтесь, чтобы буква вышла ровная. У всех получилось? А теперь мы поиграем в «Школу». Ребята, садитесь за столы. Покажите, как вы умеете сидеть за партой: Ноги стоят на полу, Спина прямая, Руки сложены перед собой. Молодцы, так вы будете слушать учителя в школе. Чтение слов и предложения со словами, содержащими букву М. У меня для вас последнее задание. Какую букву вы сейчас выкладывали? (М) А теперь почитаем слова с этой буквой. Открываю слова на доске: Мама Тома Тима пума А сейчас вы прочтете предложение, в котором есть слова с этой буквой. Там Тима и Тома. Сколько слов в этом предложении? (четыре). Назовите первое. (Там). Назовите второе. (Тима). Назовите третье. (И). Назовите четвертое. (Тома). Назовите полностью предложение. В каких словах есть буква М? (Там, Тима, Тома) |